Дата публикации: 01.07.2023

Профессионально-педагогические ценности и ценностные ориентации военно-политического работника

Аннотация

В статье с позиций аксиологического подхода раскрываются профессиональнопедагогические ценности и ценностные ориентации военно-политического работника. Профессионально-педагогические ценности военно-политического работника раскрыты в рамках двух классификаций: 1) общественно-педагогические (социально-педагогические), профессионально-групповые и индивидуально-личностные; 2) ценностицели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества.




В условиях специальной военной операции, острого информационно-психологического противоборства со странами НАТО в Вооруженных Силах РФ возросла роль военно-политических работников. От результативности их деятельности в определяющей мере зависит уровень  морально-политического и психологического состояния личного состава, его мотивированность к выполнению воинского долга.

Институт военно-политических работников в лице заместителей командиров по военно-политической работе в сравнении с советским периодом отечественной истории претерпел значительные изменения. Эти изменения в первую очередь коснулись аксиологической стороны их профессиональной деятельности. Научное обращение к ценностным основаниям профессии и должности военно-политического работника позволит более глубоко и комплексно рассмотреть состояние и перспективы развития управленческой составляющей военно-политической работы. Самоопределение в системе профессионально-педагогических ценностей важно для военно-политических работников, поскольку оно выступает в качестве высшего уровня регуляции их мотивации и поведения.

Профессионально-педагогическая деятельность является важнейшей стороной и качественной характеристикой профессиональной деятельности военно-политического работника, но не поглощает ее полностью. Офицер — военно-политический работник в своей профессиональной деятельности, помимо педагогических задач (воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка военнослужащих), решает задачи организационно-управленческой деятельности (владение военной техникой подразделения, организация эксплуатации технических средств военно-политической работы и др.), а в военно-профессиональной деятельности — задачи служебной деятельности, связанные с боевой и повседневной деятельностью. Но, безусловно, именно в профессионально-педагогической деятельности сосредоточены основные ценностные доминанты профессии военно-политического работника.

Профессиональная педагогическая деятельность в педагогической науке характеризуется основными признаками: носит преднамеренный целенаправленный характер, задаваемый социальным заказом государства; ею занимаются специально подготовленные люди, обладающие необходимыми компетенциями; для ее реализации используются специальные формы (занятия, воспитательные мероприятия и т. д.).

Профессионально-педагогическая деятельность военно-политического работника по своему содержательному наполнению шире понятия его служебной деятельности по организации военно-политической работы. Последняя должна быть пронизана педагогическими составляющими, опираться на психолого-педагогические основы воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих. Только в этом случае она становится педагогической, а ценности рассматриваемой профессии приобретают целостный вид и высокий социальный статус.

Список литературы

1. 1. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология / Г. М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — С. 51–74.
2. 2. Бусловский В. Н. К вопросу об истории военно-политических училищ [Электронный ресурс] / В. Н. Бусловский. — URL: <a href="http://политотдел.рф/k-voprosu-ob-istoriivoenno-politicheskih-uchilishh" target="_blank">http://политотдел.рф/k-voprosu-ob-istoriivoenno-politicheskih-uchilishh</a> (дата обращения: 04.09.2023).
3. 3. Горькая Ж. В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая. — Самара : Самарский университет, 2014. — 143 с.
4. 4. Гузеева Н. Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях колледжа : дис. … канд. пед. наук / Н. Ю. Гузеева. — Оренбург, 1998. — 166 с.
5. 5. Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР. — Т. 2. — Москва : Мысль, 1966. — С. 193–205.
6. 6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. — Москва : Академия, 2002. — 206 с.
7. 7. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. — Оренбург, 1996. — 188 с.
8. 8. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — С. 369–381.
9. 9. Приказ министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://base." target="_blank">https://base.</a> garant.ru/405116179 (дат
10. 10. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. — Кн. 2: Н–Я. — 2015 с.
11. 11. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — Москва : Академия, 2003. — 192 с.
12. 12. Соколов Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. — Ленинград : Наука, 1972. — С. 174–179.
13. 13. Тощенко Ж. Т. Ценности и ценностные ориентации / Ж. Т. Тощенко // Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. — Москва : Юнити-Дана, 2013. — С. 103–107.
14. 14. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_72806 (дата
15. 15. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. — Москва ; Ставрополь : СГПИ, 1991. — 176 с.

Остальные статьи