Профессионально-педагогические ценности и ценностные ориентации военно-политического работника
Аннотация
В статье с позиций аксиологического подхода раскрываются профессиональнопедагогические ценности и ценностные ориентации военно-политического работника. Профессионально-педагогические ценности военно-политического работника раскрыты в рамках двух классификаций: 1) общественно-педагогические (социально-педагогические), профессионально-групповые и индивидуально-личностные; 2) ценностицели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 199-212 |
УДК | 37/0 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_199 |
В условиях специальной военной операции, острого информационно-психологического противоборства со странами НАТО в Вооруженных Силах РФ возросла роль военно-политических работников. От результативности их деятельности в определяющей мере зависит уровень морально-политического и психологического состояния личного состава, его мотивированность к выполнению воинского долга.
Институт военно-политических работников в лице заместителей командиров по военно-политической работе в сравнении с советским периодом отечественной истории претерпел значительные изменения. Эти изменения в первую очередь коснулись аксиологической стороны их профессиональной деятельности. Научное обращение к ценностным основаниям профессии и должности военно-политического работника позволит более глубоко и комплексно рассмотреть состояние и перспективы развития управленческой составляющей военно-политической работы. Самоопределение в системе профессионально-педагогических ценностей важно для военно-политических работников, поскольку оно выступает в качестве высшего уровня регуляции их мотивации и поведения.
Профессионально-педагогическая деятельность является важнейшей стороной и качественной характеристикой профессиональной деятельности военно-политического работника, но не поглощает ее полностью. Офицер — военно-политический работник в своей профессиональной деятельности, помимо педагогических задач (воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка военнослужащих), решает задачи организационно-управленческой деятельности (владение военной техникой подразделения, организация эксплуатации технических средств военно-политической работы и др.), а в военно-профессиональной деятельности — задачи служебной деятельности, связанные с боевой и повседневной деятельностью. Но, безусловно, именно в профессионально-педагогической деятельности сосредоточены основные ценностные доминанты профессии военно-политического работника.
Профессиональная педагогическая деятельность в педагогической науке характеризуется основными признаками: носит преднамеренный целенаправленный характер, задаваемый социальным заказом государства; ею занимаются специально подготовленные люди, обладающие необходимыми компетенциями; для ее реализации используются специальные формы (занятия, воспитательные мероприятия и т. д.).
Профессионально-педагогическая деятельность военно-политического работника по своему содержательному наполнению шире понятия его служебной деятельности по организации военно-политической работы. Последняя должна быть пронизана педагогическими составляющими, опираться на психолого-педагогические основы воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих. Только в этом случае она становится педагогической, а ценности рассматриваемой профессии приобретают целостный вид и высокий социальный статус.