Дата публикации: 01.07.2023

Инновационный подход в преподавании дисциплин специализации в условиях цифровизации экономики

Аннотация

Актуальность исследования продиктована требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к владению информационными технологиями обучения всеми участниками образовательного процесса вуза, изменению стратегии подготовки кадров для высокотехнологичных производств, позволяющими повысить сформированность профессиональных компетенций при освоении образовательных программ высшей школы. Целью исследования является обоснование и апробация инновационного подхода к преподаванию дисциплин специализации при подготовке профессиональных кадров для нефтегазовой отрасли в условиях цифровизации экономики. Особенность предложенного инновационного подхода заключается в активизации практико-ориентированной направленности обучения на основе использования возможностей цифровизации отдельных элементов производственной деятельности в учебном процессе вуза. В качестве примера в статье приведено моделирование реальной отраслевой задачи, направленной на обучение студентов как специалистов, владеющих аналитическими инструментами проверки гипотез в работе химико-технологической системы, знающих особенности обработки информации в нефтегазовой отрасли. Предложенный подход обогащает традиционные методики обучения использованием современных информационных технологий и достоинств виртуального подхода при моделировании реальных производственных процессов.




Благодарности

Выражаем искреннюю признательность авторам ссылок, которые косвенно помогли нам своими научно-методическими публикациями в создании условий для обоснования собственных взглядов при подготовке данной рукописи; организаторам и руководителям курсов повышения квалификации по программе «Цифровизация нефтехимического сектора» ИДПО ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; студентам и преподавателям Нижнекамского химико-технологического института (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета, включенным в это исследование. 

Высшее образование в сфере высокотехнологичного производства не должно отставать от развития отрасли. В этом плане задача высшей школы — обеспечить выпускников набором компетенций, актуальным к моменту самостоятельной профессиональной деятельности, подготовить их к работе в условиях постиндустриальной модернизации отечественного производства в ближайшее десятилетие и быстрой адаптации личности при смене квалификационных требований или депрофессионализации, открыв возможности для информатизации многих видов деятельности, включая сложные производственные операции.

Динамизм развития современного нефтегазового сектора требует постоянного совершенствования образовательной системы. Это означает, с одной стороны, приведение образовательных стандартов в соответствие с реальными запросами работодателей и обеспечение функциональной грамотности выпускников за счет развития профессионально-моделирующего обучения, а с другой — создание условий по дальнейшему повышению качества образования для каждого обучающегося в соответствии с его личными потребностями.

Приоритетными также являются задачи обеспечения внедрения информационных технологий при изучении дисциплин специализации, поскольку они в конечном счете позволяют автоматизировать технологические производственные процессы, обеспечивая высокие темпы экономического роста.

Список литературы

1. 12. Обработка экспериментальных данных в MS Excel: методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов дневной формы обучения / сост. Е. Г. Агапова, Е. А. Битехтина. — Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. — 32 с.
2. 22. The Construction of Educational-Methodical Complexes in the Information and Educational Environment on the Basis of Cloud Technologies / I. I. Eremina, E. V. Yakovleva, T. G. Makuseva et al.// International Scientific Conference “Digitalization of Edu
3. 21. Technology Outlook for STEM+ Education 2012–2017: An NMC Horizon Report Sector Analysis [Electronic resource] / L. Johnson, S. Adams, M. Cummins, V. Estrada. — Austin, Texas: The New Media Consortium. — URL: <a href="https://www.learntechlib.org/p/48971/" target="_blank">https://www.learntechlib.org/p/48971/</a> (date
4. 20. Тихопой Ю. М. Цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли / Ю. М. Тихопой, Д. А. Степаненко // Стратегии бизнеса. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 58–60.
5. 19. Сысоев А.А.О современной модели инженерной подготовки/ А.А.Сысоев, Е.Б.Весна, Ю. И. Александров // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 7. — С. 94–101.
6. 18. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/" target="_blank">http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/</a> (дата обращения: 04.09.2022).
7. 17. Савченкова Н. Н. Педагогическое взаимодействие в современной цифровой среде: проблема регламентации процесса [Электронный ресурс] / Н. Н. Савченкова, Д. А. Бояринов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — № 11. — URL: <a href="http://e-k" target="_blank">http://e-k</a>
8. 16. Ризен Ю. С. Модель организации ИТ-сферы как основа опережающего образования / Ю. С. Ризен, А. А. Захарова, М. Г. Минин // Высшее образование в России. — 2017. — № 208 (1). — С. 62–68.
9. 15. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, О. В. Колосова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 2. — С. 9–22.
10. 14. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. — 2012. — № 10. — С. 50–65.
11. 13. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э. Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд [и др.]; пер. с англ. С. Рыбушкиной ; под науч. ред. А. Чучалина. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. — 504 с.
12. 1. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
13. 11. Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО: сборник докладов и программа международной научной школы / под ред. В. Г. Иванова, В. В. Кондратьева. — Казань : Изд-во Казан. нац. иссл. технол.
14. 10. Моисеева Н. А. Задачи информационно-математического моделирования как средство реализации междисциплинарной интеграции в преподавании математики и информатики в техническом вузе [Электронный ресурс] / Н. А. Моисеева, Т. А. Полякова // Научно-методичес
15. 9. Кудж С. А. Подготовка специалистов по информационным технологиям для нефтегазовой промышленности / С. А. Кудж, М. А. Назаренко // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 161–164.
16. 8. Исследование случайных величин в Excel. Рекомендации по выполнению лабораторных работ [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://e-idpo.kstu.ru/course/index." target="_blank">https://e-idpo.kstu.ru/course/index.</a> php?categoryid=133 (дата обращения: 10.11.2022).
17. 7. Иванов В. Г. Инженерная педагогика: попытка типологии / В. Г. Иванов, З. С. Сазонова, М. Б. Сапунов // Высшее образование в России. — 2017. — № 8/9. — С. 33–42.
18. 6. Иванов А. Ф. Подготовка востребованных инженерных кадров для нефтегазового комплекса / А. Ф. Иванов // Высшее образование в России. — 2016. — № 8–9 (204). — С. 106–111.
19. 5. Емекеев А. А. Инновации в системе подготовки кадров для нефтегазовой отрасли / А. А. Емекеев, А. Ф. Иванов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. — 2012. — № 5. — С. 7–9.
20. 4. Гаибова В. Е. Цифровизация высшего образования: опыт применения новых дидактических моделей в высшей школе [Электронный ресурс] / В. Е. Гаибова, Л. Н. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — № 12. — URL: <a href="http://e-koncept" target="_blank">http://e-koncept</a>
21. 3. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты. Информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной. — Томск : Изд-во Томского политехн. ун-та, 2011. — 17 с.
22. 2. Брусник О. В. Методология формирования профессиональных компетенций в области нефтегазового дела / О. В. Брусник, Е. А. Муратова // Высшее образование в России. — 2017. — № 8/9 (215). — С. 43–49.

Остальные статьи