Инновационный подход в преподавании дисциплин специализации в условиях цифровизации экономики
Аннотация
Актуальность исследования продиктована требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к владению информационными технологиями обучения всеми участниками образовательного процесса вуза, изменению стратегии подготовки кадров для высокотехнологичных производств, позволяющими повысить сформированность профессиональных компетенций при освоении образовательных программ высшей школы. Целью исследования является обоснование и апробация инновационного подхода к преподаванию дисциплин специализации при подготовке профессиональных кадров для нефтегазовой отрасли в условиях цифровизации экономики. Особенность предложенного инновационного подхода заключается в активизации практико-ориентированной направленности обучения на основе использования возможностей цифровизации отдельных элементов производственной деятельности в учебном процессе вуза. В качестве примера в статье приведено моделирование реальной отраслевой задачи, направленной на обучение студентов как специалистов, владеющих аналитическими инструментами проверки гипотез в работе химико-технологической системы, знающих особенности обработки информации в нефтегазовой отрасли. Предложенный подход обогащает традиционные методики обучения использованием современных информационных технологий и достоинств виртуального подхода при моделировании реальных производственных процессов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 187-198 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_187 |
Благодарности
Выражаем искреннюю признательность авторам ссылок, которые косвенно помогли нам своими научно-методическими публикациями в создании условий для обоснования собственных взглядов при подготовке данной рукописи; организаторам и руководителям курсов повышения квалификации по программе «Цифровизация нефтехимического сектора» ИДПО ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; студентам и преподавателям Нижнекамского химико-технологического института (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета, включенным в это исследование.
Высшее образование в сфере высокотехнологичного производства не должно отставать от развития отрасли. В этом плане задача высшей школы — обеспечить выпускников набором компетенций, актуальным к моменту самостоятельной профессиональной деятельности, подготовить их к работе в условиях постиндустриальной модернизации отечественного производства в ближайшее десятилетие и быстрой адаптации личности при смене квалификационных требований или депрофессионализации, открыв возможности для информатизации многих видов деятельности, включая сложные производственные операции.
Динамизм развития современного нефтегазового сектора требует постоянного совершенствования образовательной системы. Это означает, с одной стороны, приведение образовательных стандартов в соответствие с реальными запросами работодателей и обеспечение функциональной грамотности выпускников за счет развития профессионально-моделирующего обучения, а с другой — создание условий по дальнейшему повышению качества образования для каждого обучающегося в соответствии с его личными потребностями.
Приоритетными также являются задачи обеспечения внедрения информационных технологий при изучении дисциплин специализации, поскольку они в конечном счете позволяют автоматизировать технологические производственные процессы, обеспечивая высокие темпы экономического роста.