Дата публикации: 01.07.2023

Педагогическая модель формирования стиля жизни студентов вузов

Аннотация

В статье стиль жизни человека в условиях культурного ландшафта рассматривается как следствие реализации педагогической модели формирования стиля жизни. Цель статьи — теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую модель, которая сформирует стиль жизни студентов в культурном ландшафте. Методологическую основу исследования составляют коэволюционный субъектный, деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, ситуативный, культурологический, экологический, ландшафтный, средовой подходы, а также некоторые принципы, их воплощающие. Образовательное моделирование и дизайн были ключевыми теоретическими методами. Созданная педагогическая модель сочетает в себе целевой, содержательный, процессуальный, технологический, продуктивный и оценочный компоненты.




Разработка педагогической модели формирования стиля жизни в культурном ландшафте является важной и актуальной проблемой современного образования, поскольку способствует устойчивому развитию и становится важным элементом культуры. Это создает предпосылки для развития человека как субъекта культуры и формирования адекватного стиля жизни [1; 2; 3].

Некоторые исследователи считали культурный ландшафт объектом познания, как региональное пространство для действий заинтересованных сторон из различных институциональных систем, которые оценивают и влияют на его создание и развитие.

Однако комплексных педагогических исследований по формированию стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта ранее не проводилось. Разработанная нами педагогическая модель формирования стиля жизни студентов синтезирует культурологическую и деятельностную образовательные парадигмы, что позволило преодолеть имеющиеся пробелы в изучении культурных ландшафтов. В рамках этого подхода студент выступает субъектом жизни и культуры и занимает центральное место в педагогической модели. Это положение определило научную новизну исследования.

Теоретическая значимость заключается в изучении методологических основ формирования стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта в русле объективных и субъективных смысловых универсалий развития культуры. Практическая значимость исследования связана с содержанием и разработанным диагностическим методом «Интегральный проект-путешествие по культурному ландшафту».

Разработка педагогической модели формирования стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта имеет практическую актуальность. Данная модель была внедрена в учебный процесс кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры». В рамках обучения по дисциплинам «Теория и методология социокультурного проектирования» и «Проектирование стилей культурно-досуговой деятельности» студенты разрабатывают актуальные социально-культурные проекты, предлагают собственные подходы к формированию стиля жизни студенческой молодежи творческого вуза, опираясь на разработанную педагогическую модель.

Список литературы

1. 1. Винокурова Н. Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теория и образовательная практика / Н. Ф. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–2. — С. 96–99.
2. Vinokurova N. F. Geoekologicheskoe obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya: teoriya i obrazovatel’naya praktika / N. F. Vinokurova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2021. — № 71–2. — S. 96–99.
3. 2. Панов В. И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности / В. И. Панов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — Т. 3, № 3. — С. 214–224.
4. Panov V. I. Ekopsikhologicheskie predposylki izucheniya psikhicheskoi aktivnosti / V. I. Panov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. — 2014. — T. 3, № 3. — S. 214–224.
5. 3. Преображенский В. С. Я — географ. Из творческого наследия / В. С. Преображенский. — Москва: Геос, 2001. — Т. 2.
6. Preobrazhenskii V. S. Ya — geograf. Iz tvorcheskogo naslediya / V. S. Preobrazhenskii. — Moskva: Geos, 2001. — T. 2.
7. 4. Хуторской А. В. Программа Научной школы А. В. Хуторского (версия 2006 года) / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — 2012. — № 1. — С. 8–18.
8. Khutorskoi A. V. Programma Nauchnoi shkoly A. V. Khutorskogo (versiya 2006 goda) / A. V. Khutorskoi // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. — 2012. — № 1. — S. 8–18.
9. 5. Чуприкова Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука / Н. И. Чуприкова // Методология и история психологии. — 2006. — Т. 1, № 1. — С. 174–192.
10. Chuprikova N. I. Teoriya otrazheniya, psikhicheskaya real’nost’ i psikhologicheskaya nauka/ N.I.Chuprikova// Metodologiya i istoriya psikhologii.— 2006.— T.1, №1.— S.174–192.

Остальные статьи