Педагогическая модель формирования стиля жизни студентов вузов
Аннотация
В статье стиль жизни человека в условиях культурного ландшафта рассматривается как следствие реализации педагогической модели формирования стиля жизни. Цель статьи — теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую модель, которая сформирует стиль жизни студентов в культурном ландшафте. Методологическую основу исследования составляют коэволюционный субъектный, деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, ситуативный, культурологический, экологический, ландшафтный, средовой подходы, а также некоторые принципы, их воплощающие. Образовательное моделирование и дизайн были ключевыми теоретическими методами. Созданная педагогическая модель сочетает в себе целевой, содержательный, процессуальный, технологический, продуктивный и оценочный компоненты.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 178-186 |
УДК | 37.013.43 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_178 |
Разработка педагогической модели формирования стиля жизни в культурном ландшафте является важной и актуальной проблемой современного образования, поскольку способствует устойчивому развитию и становится важным элементом культуры. Это создает предпосылки для развития человека как субъекта культуры и формирования адекватного стиля жизни [1; 2; 3].
Некоторые исследователи считали культурный ландшафт объектом познания, как региональное пространство для действий заинтересованных сторон из различных институциональных систем, которые оценивают и влияют на его создание и развитие.
Однако комплексных педагогических исследований по формированию стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта ранее не проводилось. Разработанная нами педагогическая модель формирования стиля жизни студентов синтезирует культурологическую и деятельностную образовательные парадигмы, что позволило преодолеть имеющиеся пробелы в изучении культурных ландшафтов. В рамках этого подхода студент выступает субъектом жизни и культуры и занимает центральное место в педагогической модели. Это положение определило научную новизну исследования.
Теоретическая значимость заключается в изучении методологических основ формирования стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта в русле объективных и субъективных смысловых универсалий развития культуры. Практическая значимость исследования связана с содержанием и разработанным диагностическим методом «Интегральный проект-путешествие по культурному ландшафту».
Разработка педагогической модели формирования стиля жизни студентов в условиях культурного ландшафта имеет практическую актуальность. Данная модель была внедрена в учебный процесс кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры». В рамках обучения по дисциплинам «Теория и методология социокультурного проектирования» и «Проектирование стилей культурно-досуговой деятельности» студенты разрабатывают актуальные социально-культурные проекты, предлагают собственные подходы к формированию стиля жизни студенческой молодежи творческого вуза, опираясь на разработанную педагогическую модель.