Дата публикации: 01.10.2022

Социально-психологическая дезадаптация в начальной школе детей с ограниченными возможностями здоровья разной нозологии и детей условно здоровых: сравнительный анализ

Аннотация

В статье представлены эмпирические результаты специфики социально-психологической школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Полученные на выборке таких детей (N = 27) результаты сравнивались с результатами детей без ОВЗ (N = 170). Для изучения социальной психологической адаптации/дезадаптации использовались такие методики, как карта наблюдений Д. Стотта, авторская методика по изучению социально-психологической адаптации к школе учащегося с ОВЗ, методика «Специфика нежелательного поведения» (модификация теста зависимости В. Д. Москаленко). Полученные результаты позволяют выделить наиболее выраженные социально-психологические дезадаптивные поведенческие проявления детей с ОВЗ в симптомахкомплексах «депрессия», «недоверие к новым людям, вещам, ситуациям», «враждебность по отношению к взрослым», «тревога по отношению к взрослым», «недостаток социальной нормативности/асоциальность». Адаптационные проблемы есть в среднем по 12 симптомамкомплексам. У детей без ОВЗ проблемы обнаруживаются в среднем по четырем симптомамкомплексам. У детей без ОВЗ обнаруживается легкая степень невротического разлада, у детей с ОВЗ — эмоционально-поведенческого и интеллектуального: превышение происходит по симптомам-комплексам «депрессия», «недоверие к новым людям, вещам, ситуациям», «тревога по отношению к взрослым», «умственная отсталость». Наибольшее число адаптационных проблем обнаруживается у детей с расстройствами аутистического спектра и умеренной умственной отсталостью. У мальчиков и девочек с ОВЗ статистически значимых различий в симптомах-комплексах не обнаружено. У детей без ОВЗ такие различия обнаружены по четырем симптомам-комплексам.




Введение. Обучение в начальной школе порождает для всех детей ряд сложностей социально-психологического характера, которые влияют на их адаптацию к новым условиям и образовательной деятельности. Школьная адаптация — это сочетание определенных признаков, показывающих рассогласование психосоциального и психофизиологического статуса ребенка с теми требованиями, нормами, правилами, которые предъявляются к нему в школе, а также те сложности, которые испытывает ребенок при их освоении. В силу этого обучающийся не способен принять, понять и исполнить содержательные и процессуальные аспекты учебной деятельности. С позиций онтогенетического подхода особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни ребенка, когда происходит резкое изменение ситуации его социального развития, вызывающее необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения [1]. Периодом наибольшего риска выступает момент начала обучения в школе, тем более если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Социальнопсихологическое ядро дезадаптации младшего школьника с ОВЗ (независимо от нозологии) складывается из затруднений в процессах мировосприятия и поведения, сложностей в его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, эмоционально-личностной напряженности. Такому ребенку нелегко обрести приемлемый (адекватный) социальный статус в классном коллективе. Речь, по сути, идет о социально-психологической дез адаптации ребенка с ОВЗ [4].

О школьной дезадаптации свидетельствуют трудности в обучении, частота нарушений правил школьного поведения, демонстрация ненадлежащего поведения, угасание интереса к учебе, неуверенность в себе, снижение познавательной активности, неконтактность, отрицательное отношение к одноклассникам и педагогам, психомоторная заторможенность или, наоборот, гиперактивность, постоянное ощущение эмоционального дискомфорта и пр. [2]. В этом перечне особое место занимает социально-психологическое неблагополучие ребенка с ОВЗ и особыми потребностями.

Задачи школьной адаптации ребенок с ОВЗ по сравнению с условно здоровым ребенком решает в условиях дефицита ресурсов, что затрудняет его учебную деятельность. Подобный дефицит создает трудности в достижении личных образовательных целей и социальной адаптации обучающегося [3].

Дети с ОВЗ изначально находятся в ситуации, когда им приходится затрачивать гораздо больше реальных усилий (физических, психических) для адаптации по сравнению с обычными школьниками.

В ситуации инклюзии сама по себе образовательная среда выступает и как макросоциальный, и как микросоциальный ресурс социальной компенсации органической недостаточности. Такая компенсация возможна на основе реализации специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ [6], неравнодушного отношения и поддержки младших школьников с ОВЗ со стороны администрации учебного учреждения, педагогов и психологов, а также других учащихся [5]. Современные исследования показывают, что, с одной стороны, инклюзивное обучение способствует оптимальной адаптации детей с ОВЗ отдельных нозологических групп. С другой — требует больших экономических, кадровых, социальных ресурсов, не всегда наличествующих в том или ином образовательном учреждении. С третьей — адаптация детей отдельных групп эффективнее проходит при интегрированном обучении [7].

Список литературы

1. 1. Беличева С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — М. : Юрайт, 2020. — 304 с.
2. 2. Белобрыкина О. А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики / О. А. Белобрыкина // Психология и школа. — 2005. — № 2. — С. 3–11.
3. 3. Коробейников И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии / И. А. Коробейников // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика : сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск,
4. 4. Коробейников И. А. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум // Дефектология. — 2018. — № 4. — С. 13–21.
5. 5. Леонтьев Д. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева. — М. : Смысл, 2017. — 79 с.
6. 6. Малофеев Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2010. — №
7. 7. Хаутамяки Я. Финское школьное образование как индивидуализированная система: акцент на детях со специальными образовательными потребностями / Я. Хаутамяки, А. И. Подольский // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 3. — С. 94–101. — DO
8. 1. Belicheva S. A., Belinskaya A. B. Sotsial’no-pedagogicheskaya diagnostika i soprovozhdenie sotsializatsii nesovershennoletnikh [Socio-pedagogical diagnostics and support of the socialization of minors.]. — Moskva : Yurait, 2020. 304 p.
9. 2. Belobrykina O. A. Proyavlenie dezadaptatsii v obrazovatel’nom prostranstve shkoly: prichiny, tipy, vozmozhnosti profilaktiki [The manifestation of maladaptation in the educational space of the school: causes, types, prevention opportunities] // Psikhol
10. 3. Korobeinikov I. A. Kategoriya sotsializatsii v problemnom pole defektologii [The category of socialization in the problem field of defectology] // Soprovozhdenie sotsializatsii detei s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami: teoriya i praktika: sb. na
11. 4. Korobeinikov I. A., Indenbaum E. L. Monitoring zhiznennoi kompetentsii obuchayushchikhsya s legkoi umstvennoi otstalost’yu: problemnye aspekty i puti resheniya [Monitoring the life competence of students with mild mental retardation: problematic aspect
12. 5. Leont’ev D. A., Aleksandrova L. A., Lebedeva A. A. Razvitie lichnosti i psikhologicheskaya podderzhka uchashchikhsya s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo professional’nogo obrazovaniya [Personal development and psychological support for students with disab
13. 6. Malofeev N. N., Nikol’skaya O. S., Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Edinaya kontseptsiya spetsial’nogo federal’nogo gosudarstvennogo standarta dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: osnovnye polozheniya [Unified concept of a special f
14. 7. Hautamäki Ja., Podolskiy A. I. Finskoe shkol’noe obrazovanie kak individualizirovannaya sistema: aktsent na detyakh so spetsial’nymi obrazovatel’nymi potrebnostyami [The Finnish Education as an Individualized Service System with a Reference to Students

Остальные статьи