Социально-психологическая дезадаптация в начальной школе детей с ограниченными возможностями здоровья разной нозологии и детей условно здоровых: сравнительный анализ
Аннотация
В статье представлены эмпирические результаты специфики социально-психологической школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Полученные на выборке таких детей (N = 27) результаты сравнивались с результатами детей без ОВЗ (N = 170). Для изучения социальной психологической адаптации/дезадаптации использовались такие методики, как карта наблюдений Д. Стотта, авторская методика по изучению социально-психологической адаптации к школе учащегося с ОВЗ, методика «Специфика нежелательного поведения» (модификация теста зависимости В. Д. Москаленко). Полученные результаты позволяют выделить наиболее выраженные социально-психологические дезадаптивные поведенческие проявления детей с ОВЗ в симптомахкомплексах «депрессия», «недоверие к новым людям, вещам, ситуациям», «враждебность по отношению к взрослым», «тревога по отношению к взрослым», «недостаток социальной нормативности/асоциальность». Адаптационные проблемы есть в среднем по 12 симптомамкомплексам. У детей без ОВЗ проблемы обнаруживаются в среднем по четырем симптомамкомплексам. У детей без ОВЗ обнаруживается легкая степень невротического разлада, у детей с ОВЗ — эмоционально-поведенческого и интеллектуального: превышение происходит по симптомам-комплексам «депрессия», «недоверие к новым людям, вещам, ситуациям», «тревога по отношению к взрослым», «умственная отсталость». Наибольшее число адаптационных проблем обнаруживается у детей с расстройствами аутистического спектра и умеренной умственной отсталостью. У мальчиков и девочек с ОВЗ статистически значимых различий в симптомах-комплексах не обнаружено. У детей без ОВЗ такие различия обнаружены по четырем симптомам-комплексам.
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 04/2022 |
Страницы | 133-146 |
УДК | 316. 61;376.3; 373.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_4_133 |
Введение. Обучение в начальной школе порождает для всех детей ряд сложностей социально-психологического характера, которые влияют на их адаптацию к новым условиям и образовательной деятельности. Школьная адаптация — это сочетание определенных признаков, показывающих рассогласование психосоциального и психофизиологического статуса ребенка с теми требованиями, нормами, правилами, которые предъявляются к нему в школе, а также те сложности, которые испытывает ребенок при их освоении. В силу этого обучающийся не способен принять, понять и исполнить содержательные и процессуальные аспекты учебной деятельности. С позиций онтогенетического подхода особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни ребенка, когда происходит резкое изменение ситуации его социального развития, вызывающее необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения [1]. Периодом наибольшего риска выступает момент начала обучения в школе, тем более если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Социальнопсихологическое ядро дезадаптации младшего школьника с ОВЗ (независимо от нозологии) складывается из затруднений в процессах мировосприятия и поведения, сложностей в его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, эмоционально-личностной напряженности. Такому ребенку нелегко обрести приемлемый (адекватный) социальный статус в классном коллективе. Речь, по сути, идет о социально-психологической дез адаптации ребенка с ОВЗ [4].
О школьной дезадаптации свидетельствуют трудности в обучении, частота нарушений правил школьного поведения, демонстрация ненадлежащего поведения, угасание интереса к учебе, неуверенность в себе, снижение познавательной активности, неконтактность, отрицательное отношение к одноклассникам и педагогам, психомоторная заторможенность или, наоборот, гиперактивность, постоянное ощущение эмоционального дискомфорта и пр. [2]. В этом перечне особое место занимает социально-психологическое неблагополучие ребенка с ОВЗ и особыми потребностями.
Задачи школьной адаптации ребенок с ОВЗ по сравнению с условно здоровым ребенком решает в условиях дефицита ресурсов, что затрудняет его учебную деятельность. Подобный дефицит создает трудности в достижении личных образовательных целей и социальной адаптации обучающегося [3].
Дети с ОВЗ изначально находятся в ситуации, когда им приходится затрачивать гораздо больше реальных усилий (физических, психических) для адаптации по сравнению с обычными школьниками.
В ситуации инклюзии сама по себе образовательная среда выступает и как макросоциальный, и как микросоциальный ресурс социальной компенсации органической недостаточности. Такая компенсация возможна на основе реализации специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ [6], неравнодушного отношения и поддержки младших школьников с ОВЗ со стороны администрации учебного учреждения, педагогов и психологов, а также других учащихся [5]. Современные исследования показывают, что, с одной стороны, инклюзивное обучение способствует оптимальной адаптации детей с ОВЗ отдельных нозологических групп. С другой — требует больших экономических, кадровых, социальных ресурсов, не всегда наличествующих в том или ином образовательном учреждении. С третьей — адаптация детей отдельных групп эффективнее проходит при интегрированном обучении [7].