Педагогические условия формирования финансовой грамотности курсантов военных институтов
Аннотация
В статье раскрываются основные педагогические условия формирования финансовой грамотности курсантов военных институтов, наличие которых объективно необходимо для формирования экономической культуры, в том числе финансовой грамотности. Материал статьи определяет необходимость оптимизации педагогических условий в образовательной деятельности военного института как ключевого фактора, оказывающего непосредственное воздействие на формирование финансовой грамотности курсантов в процессе профессионального образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 167-177 |
УДК | 378.225 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_167 |
Актуальность проблемы исследования характеризуется необходимостью формирования финансовой грамотности курсантов военных институтов и, как следствие, повышения у курсантов общего уровня экономической культуры, что является неотъемлемым условием их успешности в будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, будет сказываться положительным образом на их военной службе в частности и способствовать положительной динамике развития социально-экономических отношений в обществе в целом. К тому же формировать финансовую грамотность курсантов военных институтов требуют нормативно-правовые акты в области совершенствования отечественного профессионального образования для поднятия уровня качества военного обучения курсантов.
Прежде чем говорить о важности формирования финансовой грамотности курсантов военных институтов, необходимо более детально рассмотреть понятие «условие». С. И. Ожегов в словаре русского языка понятие «условие» раскрывает как некое жизненное событие, которое каким-либо образом влияет на течение, ход событий; возможно, это определенные установки, определяющие порядок устройства каких-либо конструкций в различных сферах жизнедеятельности; ситуация, показывающая происходящие события [9]. Следует подчеркнуть, что понятие «условие» имеет более широкий и глубокий смысл, выходящий за пределы повседневного понимания. Оно выступает как философская концепция, отражающая связь между предметом и окружающими его явлениями, и тем самым формирует реальную действительность объективного его существования. Люди, исследуя и успешно применяя объективные законы природы, способны намеренно формировать благоприятные условия для своей жизнедеятельности и уменьшать влияние неблагоприятных факторов для того, чтобы достичь наилучших результатов. В то же время условия подвержены прямому воздействию со стороны явлений и процессов, на которые они сами оказывают влияние.
Переходя в область философских знаний, важно отметить, что, по мнению Л. Ф. Ильичёва, условие — то, от чего зависит нечто другое (обусловленное); важный элемент массива каких-либо объектов, из существования которого с необходимостью вытекает наличие этого явления [6]. И. Т. Фролов в философском словаре определяет понятие «условие» как философскую категорию, которая указывает на взаимоотношение предмета с окружающими его явлениями, без которых он вряд ли будет существовать [16]. Это также подтверждается исследователем М. В. Усыниным: «...эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает» [14]. То есть если педагогических условий объективно не существует, то педагогический процесс сам по себе не возникнет.
В дальнейшем, раскрывая тему нашего исследования, необходимо более детально остановиться на определении понятия «педагогические условия». Существуют различные научные теории, раскрывающие понятие «педагогические условия». Например, исследователь А. Я. Найн понимает под педагогическими условиями некое множество реально существующих в данный момент времени возможностей содержания, средств, методов, форм и материально-пространственной среды, которые нацелены на выполнение поставленных задач [8].
В свою очередь, Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова под понятием «педагогические условия» понимают определенный компонент самой педагогической системы. Функция этого компонента состоит в непосредственном отражении комплекса возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые воздействуют на личностный и процессуальный аспекты педагогической системы. Этот компонент также обеспечивает ее эффективную работоспособность и непрерывный прогресс с течением времени [7].