«Бицикл» как модель развития профессиональной направленности детей с синдромом раннего детского аутизма (РАС)
Аннотация
В статье обзорного характера выделена проблема профессионального развития и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. Представлена модель развития профессиональной направленности «Бицикл» как комплексный подход к формированию навыков и высших психических функций. Данная модель может быть использована для всестороннего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. Наша разработка учитывает когнитивные, поведенческие трудности ребенка, сложности социальной адаптации и взаимодействия. Модель развития «Бицикл» можно назвать развивающей структурой, способной расширить информационное и когнитивное поле ребенка. Она предоставляет возможность развивать не только навыки, но и высшие психические функции у детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определять и совершенствовать их профессиональную направленность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 153-166 |
УДК | 37.032 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_153 |
Развитие специального образования в современной России определяется социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в стране и мире. Поэтому поиск путей адаптации специальной школы, инклюзивного образования к новым условиям рыночной экономики, к современным формам социального взаимодействия крайне актуален и необходим [2]. В настоящее время разрабатываются новые направления развития специального образования, совершенствуются программы и адаптируются методики для работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма, успешно используется опыт прошлых лет, который обобщается в ходе проводимых исследований и разработок, тем самым обогащаются уже накопленные знания.
С конца 60-х годов в России ранний детский аутизм активно изучали детские психиатры С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев. Они исследовали 44 ребенка и пришли к выводу, что аутизм — разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения [9]. За последнее время было проведено множество исследований с использованием методов, разработок как отечественных [1], так и зарубежных авторов. По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60 % аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30 % — по программе специальной школы и 10 % адаптируются в условиях семьи [17]. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75 % детей с РАС вообще социально не адаптируются.
Многие работы по проблеме РАС опубликованы в специализированных изданиях медицинской, психологической, педагогической литературы. Данные публикации выводят работу педагогов, дефектологов, психологов и других специалистов в области взаимодействия и обучения детей с РАС на более высокий уровень профессиональной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования.
РАС у детей являются чрезвычайно актуальной и многоступенчатой проблемой для психологии, дефектологии, педагогики. Многоступенчатость проблемы данного расстройства определяется как целый спектр взаимозависимых задач, которые необходимо решать для достижения максимально успешного развития [10], обучения и адаптированного внедрения ребенка с РАС в школьную, социальную и профессиональную среду.
Однако, решая задачи социально-бытовой адаптации и школьного обучения ребенка, мы недостаточно времени уделяем его дальнейшей профессиональной реализации, возможностям его восприятия и уровню взаимодействия с окружающей социальной средой в рамках возможной самореализации и профессионально-общественной адаптации. А между тем именно профессиональная направленность в процессе обучения, ее диагностика и максимально возможное развитие, начиная со средней школы и на протяжении всего периода обучения, является чрезвычайно важной базой для достижения более успешной интеграции молодых людей с ОВЗ в жизнь современного общества.