Дата публикации: 01.07.2023

«Бицикл» как модель развития профессиональной направленности детей с синдромом раннего детского аутизма (РАС)

Аннотация

В статье обзорного характера выделена проблема профессионального развития и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. Представлена модель развития профессиональной направленности «Бицикл» как комплексный подход к формированию навыков и высших психических функций. Данная модель может быть использована для всестороннего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. Наша разработка учитывает когнитивные, поведенческие трудности ребенка, сложности социальной адаптации и взаимодействия. Модель развития «Бицикл» можно назвать развивающей структурой, способной расширить информационное и когнитивное поле ребенка. Она предоставляет возможность развивать не только навыки, но и высшие психические функции у детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определять и совершенствовать их профессиональную направленность.




Развитие специального образования в современной России определяется социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в стране и мире. Поэтому поиск путей адаптации специальной школы, инклюзивного образования к новым условиям рыночной экономики, к современным формам социального взаимодействия крайне актуален и необходим [2]. В настоящее время разрабатываются  новые направления развития специального образования, совершенствуются программы и адаптируются методики для работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма, успешно используется опыт прошлых лет, который обобщается в ходе проводимых исследований и разработок, тем самым обогащаются уже накопленные знания.

С конца 60-х годов в России ранний детский аутизм активно изучали детские психиатры С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев. Они исследовали 44 ребенка и пришли к выводу, что аутизм — разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения [9]. За последнее время было проведено множество исследований с использованием методов, разработок как отечественных [1], так и зарубежных авторов. По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60 % аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30 % — по программе специальной школы и 10 % адаптируются в условиях семьи [17]. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75 % детей с РАС вообще социально не адаптируются.

Многие работы по проблеме РАС опубликованы в специализированных изданиях медицинской, психологической, педагогической литературы. Данные публикации выводят работу педагогов, дефектологов, психологов и других специалистов в области взаимодействия и обучения детей с РАС на более высокий уровень профессиональной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования.

РАС у детей являются чрезвычайно актуальной и многоступенчатой проблемой для психологии, дефектологии, педагогики. Многоступенчатость проблемы данного расстройства определяется как целый спектр взаимозависимых задач, которые необходимо решать для достижения максимально успешного развития [10], обучения и адаптированного внедрения ребенка с РАС в школьную, социальную и профессиональную среду.

Однако, решая задачи социально-бытовой адаптации и школьного обучения ребенка, мы недостаточно времени уделяем его дальнейшей профессиональной реализации, возможностям его восприятия и уровню взаимодействия с окружающей социальной средой в рамках возможной самореализации и профессионально-общественной адаптации. А между тем именно профессиональная направленность в процессе обучения, ее диагностика и максимально возможное развитие, начиная со средней школы и на протяжении всего периода обучения, является чрезвычайно важной базой для достижения более успешной интеграции молодых людей с ОВЗ в жизнь современного общества.

Список литературы

1. 9. Мнухин С. С. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера у детей. Детский аутизм : хрестоматия / С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 24–30.
2. 17. Тиганов А. С. Руководство по психиатрии / А. С. Тиганов. — Москва : Медицина, 1999. — С. 712.
3. 16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2002. — 720 с.
4. 15. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.
5. 14. Партингтон Дж. Оценка базовых речевых и учебных навыков. Руководство ABLLS-R / Дж. Партингтон ; пер. с англ. — Behavior Analysts Inc., 2017. — 151 с.
6. 13. Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков методики ABLLS-R / Т. М. Овсянникова, С. А. Лапшина, Н. Ю. Тыжинова, А. А. Бердникова // Аутизм и нарушения развития. — 2018. — Т. 1
7. 12. Никольская О. С. Детский аутизм: пути понимания и помощи. Изучение проблемы детского аутизма в России / О. С. Никольская. — Москва : Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 19, 2014. — С. 4.
8. 11. Никольская О. С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Москва : Теревинф, 1997. — С. 273–294.
9. 10. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. Расстройства аутистического спектра у детей : науч.-практ. руководство / С. А. Морозов ; под ред. Н. В. Симашковой. — Москва : Авторская академия, 2013. — 264 с.
10. 1. Ахутина Т. В. Роль Л. С. Выготского в развитии нейропсихологии / Т. В. Ахутина // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2. — Вып. 457. — 68 с.
11. 8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие / В. В. Лебединский. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — С. 75–81, 93–117.
12. 7. Купер Д. О. Прикладной анализ поведения / Д. О. Купер, Т. Э. Хэрон, У. Л. Хьюард ; пер. с англ. — Москва : Практика, 2016. — 864 с.
13. 6. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://int020.ru" target="_blank">https://int020.ru</a> (дата обращения: 30.10.2022).
14. 5. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт ; пер. с англ. О. В. Деряевой ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. — Москва : Владос, 2005. — 144 с.
15. 4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — С. 81–93.
16. 3. Башина В. М. Ранний детский аутизм / В. М. Башина // Исцеление Альманах. — Москва, 1993. — С. 154–165.
17. 2. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис ; пер. с англ. — Москва : Когито-Центр, 2000. — С. 28–32.

Остальные статьи