Дата публикации: 01.07.2023

Смысложизненные ориентации и мотивация студентов с разным уровнем общественной активности

Аннотация

В статье рассмотрены смысложизненные ориентации, которые обусловлены связью с мотивацией успеха студентов, занимающих определенную социальную позицию. Нами проведено исследование у студентов Севастопольского государственного университета по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование, профиль “Физическая культура”» с разным уровнем общественной активности. По итогам исследования были получены данные, которые показали, что внутренняя мотивация успеха выражена на низком уровне более чем у половины студентов (58 %), на высоком – менее чем у одной трети студентов (30 %). Внешняя мотивация успеха, наоборот, представлена прежде всего на высоком уровне. Средний и низкий уровень внешней мотивации успеха встречается практически одинаково у студентов с высокой и низкой общественной активностью. Результаты тестирования в будущем послужат для создания программ по развитию внутренней мотивации и локуса контроля «Жизнь» для студентов, занимающих неактивную социальную позицию.




В настоящее время наблюдается тенденция к изменениям в социально-политической и экономической структуре общества. Это не могло не отразиться также на мотивации членов общества, в том числе и при осмыслении студентами выбранной профессии и смысла жизни [1; 7].

По мнению Д. А. Леонтьева, смысл жизни — это классификация «наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую ориентированность жизни субъекта как целого» [5].

Е. П. Ильин [4] считает, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование имеет огромное влияние не просто на личность, но и на саму психику индивида.

Именно возраст 18–20 лет является наиболее активным в развитии нравственных и эстетических чувств. Становление Я-концепции и ее стабилизация особенно важны для овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека [3].

Н. В. Моздор под смысложизненными ориентациями понимает «целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающую направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать на себя ответственность, влияя на ее ход» [8].

Список литературы

1. 1. Бороденко Е. Ю. Профессионально-личностное становление
2. молодежи в образовательном процессе вуза / Е. Ю. Бороденко // Студенческий вестник. — 2023. — № 20–2 (259). — С. 32–34.
3. 2. Быкова С. С. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости / С. С. Быкова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2021
4. 3. Зарубко Е. Ю. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки [Электронный ресурс] / Е. Ю. Зарубко // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — Т. 6, № 4. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf</a> (дата обращения: 12.08.2023).
5. 4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 512 с.
6. 5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 1999. — 487 с.
7. 6. Лешкевич С. А. Факторы, формирующие основные мотивы к занятиям по физической культуре / С. А. Лешкевич // Modern Science. — 2021. — № 3–2. — С. 375–378.
8. 7. Макушина О. П. Смысложизненные ориентации и их влияние на формирование нравственной позиции студентов вуза / О. П. Макушина, О. Б. Мазкина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2018. — № 4. — С. 7
9. 8. Моздор Н. В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования: на примере педагогического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Моздор. — Ставрополь, 2007. — 24 с.
10. 9. Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе / С. А. Пакулина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Психологические науки. — 2008. — № 8. — С. 102–114.
11. 10. Султанова Н. Д. Смысложизненные ориентации студентов — выпускников физкультурного вуза / Н. Д. Султанова, И. А. Латыпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2009. — Т. 4, № 1. — С. 65–73.
12. 11. George L. S. Meaning in life as comprehension, purpose, and mattering: Toward integration and new research questions / L. S. George, C. L. Park // Review of General Psychology. — 2016. — No. 20. — P. 205–220.
13. 12. Khakamada S. Self-organization and spontaneity: the experience of comparative sociopsychological analysis of Japan and Russia / S. Khakamada // Sociological research. — 1999. — No. 4. — Р. 9–18.
14. 13. MacKenzie M. J. Meaning in Life: Nature, Needs, and Myths // Meaning in positive and existential psychology / M. J. MacKenzie, R. F. Baumeister. — New York : Springer-Verlag, 2014. — P. 25–37.
15. 14. Martela F. The three meanings of meaningin life: Distinguishing coherence, purpose, and significance / F. Martela, M. F. Steger // The Journal of Positive Psychology. — 2016. — Vol. 11, No. 5. — P. 531–545.
16. 15. Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach. — New York : Free Press, 1973. — P. 341–354.

Остальные статьи