Смысложизненные ориентации и мотивация студентов с разным уровнем общественной активности
Аннотация
В статье рассмотрены смысложизненные ориентации, которые обусловлены связью с мотивацией успеха студентов, занимающих определенную социальную позицию. Нами проведено исследование у студентов Севастопольского государственного университета по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование, профиль “Физическая культура”» с разным уровнем общественной активности. По итогам исследования были получены данные, которые показали, что внутренняя мотивация успеха выражена на низком уровне более чем у половины студентов (58 %), на высоком – менее чем у одной трети студентов (30 %). Внешняя мотивация успеха, наоборот, представлена прежде всего на высоком уровне. Средний и низкий уровень внешней мотивации успеха встречается практически одинаково у студентов с высокой и низкой общественной активностью. Результаты тестирования в будущем послужат для создания программ по развитию внутренней мотивации и локуса контроля «Жизнь» для студентов, занимающих неактивную социальную позицию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 145-152 |
УДК | 378.015.3 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_145 |
В настоящее время наблюдается тенденция к изменениям в социально-политической и экономической структуре общества. Это не могло не отразиться также на мотивации членов общества, в том числе и при осмыслении студентами выбранной профессии и смысла жизни [1; 7].
По мнению Д. А. Леонтьева, смысл жизни — это классификация «наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую ориентированность жизни субъекта как целого» [5].
Е. П. Ильин [4] считает, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование имеет огромное влияние не просто на личность, но и на саму психику индивида.
Именно возраст 18–20 лет является наиболее активным в развитии нравственных и эстетических чувств. Становление Я-концепции и ее стабилизация особенно важны для овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека [3].
Н. В. Моздор под смысложизненными ориентациями понимает «целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающую направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать на себя ответственность, влияя на ее ход» [8].