Дата публикации: 01.07.2023

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего преподавателя

Аннотация

Одной из главных задач высшего образовательного учреждения является работа с молодыми начинающими свою педагогическую деятельность преподавателями. Эта работа состоит в помощи наставника начинающему преподавателю в адаптации к новой деятельности, в развитии новых умений, компетенций и навыков, формировании необходимых качеств, повышении результативности преподавателя. Именно поэтому в статье рассматривается роль педагога-наставника, осуществляемая на примере военного института. Описываются задачи педагога-наставника, специфика назначения и деятельности.




Роль наставника всегда оставалась актуальной, особенно если речь идет о начинающем преподавателе, не имеющем педагогического образования [2]. Наставник всегда выбирается из числа опытных преподавателей (начальник (заведующий) кафедры, доцент, профессор), имеющих за плечами большой стаж педагогической работы, обладающих уникальными личностными качествами, знаниями, умениями и навыками.

Одним из главных условий для этой деятельности является желание у самого наставника быть таковым, психологическая готовность к осуществлению данной миссии, кроме этого, иногда наставник и начинающий педагог имеют большую разницу в возрасте, различный жизненный и практический опыт (например, опыт участия в боевых действиях, спецоперации), различные взгляды на принципы, формы и методы преподавания. Это может способствовать снижению количества педагогов, желающих осуществлять данную наставническую деятельность, или эта деятельность может осуществляться формально, поэтому данная «почетная обязанность» должна базироваться на добровольных началах и, соответственно, поощряться руководством образовательного учреждения [1]. Желательно, чтобы между наставником и начинающим преподавателем установились деловые взаимоотношения, возможно даже симпатия. Для этого наставник должен обладать определенными качествами, такими как терпеливость, целеустремленность, настойчивость, коммуникабельность, лидерство, умение брать на себя ответственность, склонность к рефлексии и самоанализу, готовность делиться знаниями с другим, наличие авторитета в педагогическом коллективе.

Преподаватель — это профессионал своего дела, человек с большой буквы, пример для подражания подрастающего поколения, на нем лежит огромная ответственность перед обществом за воспитание и обучение. Начинающий преподаватель может быть человеком любого возраста — от совсем молодого (адъюнкт) до имеющего большой практический опыт за плечами (офицер запаса, гражданский персонал). Начинающий преподаватель — новичок в обучении и преподавании, может испытывать много проблем, начиная с неумения взаимодействовать с лицами юношеского возраста, непонимания их проблем, обладания низким уровнем развития коммуникативных способностей и заканчивая отсутствием элементарных знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности.

Задача вуза состоит в помощи начинающим преподавателям в адаптации к новой деятельности, профилактике профессионального выгорания, разумном распределении своих сил, получении удовлетворения от первых педагогических шагов, успехов и побед [3].

Исходя из вышесказанного, задач перед наставниками стоит очень много. Именно наставник может помочь начинающему преподавателю реализовать себя и свой потенциал, развить необходимые для деятельности военно-педагогические качества; умения коммуникативные, лидерские, управленческие и организаторские. Все это возможно, если между наставником и начинающим преподавателем сформируются доверительные отношения, поэтому сам наставник, в свою очередь, должен обладать определенными качествами, мотивацией, умениями и навыками, педагогической культурой. Наставник должен развивать творческий потенциал, совершенствовать свое педагогическое мастерство, находиться в постоянном поиске эффективных форм и методов преподавания и взаимодействия с обучаемыми, быть открытым к перениманию опыта своих коллег, постоянно готовым в полной мере делиться своими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, опытом преподавания и применения в образовательном процессе новых педагогических технологий. Для этого в вузе на постоянной основе проводятся открытые занятия в масштабах института и кафедры, проводят их опытные преподаватели, доценты, профессора, начальники (заведующие) кафедр, которые делятся своими педагогическими находками, эффективными формами и методами преподавания.

Список литературы

1. 1. Еремина А. А. Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя [Электронный ресурс] / А. А. Еремина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2022. — № 4 (12). — С. 62–74. —
2. 2. Учитель будущего: паспорт федерального проекта; приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://edu54.ru/" target="_blank">https://edu54.ru/</a> upload/files/2016/03/Федеральный проект Учитель
3. 3. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс] / Н. Н. Щипунова // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 845– 847. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/110/26995" target="_blank">https://moluch.ru/archive/110/26995</a> (дата обращения: 13.05.2023).

Остальные статьи