Система воспитания военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена изучению вопроса организации воспитательного процесса в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрыта актуальность темы, проанализированы подходы к организации воспитания военнослужащих и сложившиеся взгляды на решение проблемы. Представлен авторский взгляд на организацию воспитания военнослужащих и сотрудников на основе системного подхода. Раскрыта связь между системой и процессом воспитания военнослужащих и сотрудников подразделений Росгвардии. Дана развернутая характеристика направлений (видов) и компонентов системы воспитания в подразделениях Росгвардии. Сделаны выводы о значимости системного подхода к организации воспитания военнослужащих и сотрудников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 128-138 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_128 |
Введение в проблему
Актуальность темы обусловлена тем, что поддержание войск национальной гвардии на уровне, достаточном для эффективного выполнения возложенных на них функций, требует обеспечения высокой моральнополитической и психологической готовности военнослужащих и сотрудников к безусловному и безупречному выполнению своего служебнопрофессионального долга [12]. Решение этой задачи относится к числу приоритетных вопросов государственного строительства и выступает целью военно-политического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. В конечном итоге эффективность и качество военно-политического обеспечения служебно-боевой деятельности войск будет высоким, если в подразделениях будут созданы инновационные по своему характеру системы воспитания [1; 4], функционирование которых обеспечит не только сегодняшние, но и перспективные запросы служебно-боевой практики в формировании необходимых качеств личности военнослужащих и сотрудников.
Основные положения
В научной и учебной литературе воспитание связывается с самоорганизацией радостной совместной жизни воспитанников в коллективе [9] или группе [5], с управляемым взаимодействием [11], с организацией жизнедеятельности воспитанников [8], с деятельностью [2], с процессом формирования [6], с заботой [7], с функционирующей и тем самым образующей процесс системой [13; 14], с созданием условий [6]. Оно включает в себя ряд направлений (идейно-политическое, гражданскопатриотическое, эстетическое и др.) и имеет в качестве теоретической основы ряд концепций (ценностное, прагматическое, коллективистское и др.) [3].