Дата публикации: 01.07.2023

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся образовательных организаций Мурманской области: критический анализ

Аннотация

В статье представлен анализ патриотического воспитания молодежи Арктического региона Кольского Заполярья на примере подготовки детей и подростков в государственном региональном учебно-методическом Центре военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и в коммерческом Центре гражданско-патриотического воспитания «На Севере — жить!». Оба центра открыты по инициативе губернатора Мурманской области для реализации идеи патриотического воспитания, сплоченности населения, сохранения исторической памяти и обеспечения суверенитета, безопасности граждан Российского государства. Выявлены отрицательные и положительные стороны работы центров, определены недостатки и способы их устранения.




Исторический опыт развития России убедительно подтверждает закономерную зависимость эффективности воспитания людей от содержания и направленности коренных преобразований общества. Современный этап развития страны настоятельно требует совершенствования образовательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства и обеспечивающей их безопасность в современном мире [1]. Для реорганизации образовательной системы и впоследствии общества в целом Президентом Российской Федерации В. Путиным сформулирована государственная идея: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть национальная идея» [9].

Государственная идея нужна человеку как духовный ориентир для понимания всего происходящего в мире. Именно она формирует в личности представление о своей стране, помогает проявлять любовь к Родине и ненависть к ее врагам, защищать ее суверенитет и границы. Причем господствующая идеология, ставящая порой под сомнение необходимость существования самой России, не соответствует истинным потребностям народа, она, несомненно, приведет к поражениям. Данный феномен мы наблюдаем в течение всего исторического периода существования государства [2; 3]. На современном этапе развития общества и страны актуальным вопросом остается защита арктических рубежей, преобразование культурного и научно-технологического комплекса Арктического региона, все это не может не затрагивать вопросы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

В Арктическом регионе Кольского Заполярья разработана и внедрена Концепция гражданского и патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Мурманской области. Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной и региональной политики по воспитанию патриотизма среди обучающихся образовательных организаций Мурманской области. В Концепции сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания. Система гражданского и патриотического воспитания представляет собой совокупность субъектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях Мурманской области [8].

Реализуя направления, изложенные в концепции, и ранее поставленные задачи перед регионом и страной, а также используя достигнутые результаты и опираясь на положительный социальный эффект от ранее реализованных программ спортивной, оздоровительной, патриотической деятельности, учебно-тренировочных сборов, спортивно-массовых мероприятий по гражданским и военно-прикладным видам спорта и др., 5 июня 2023 года в Мурманской области открыл двери для детей и подростков Центр гражданско-патриотического воспитания «На Севере — жить!».

Цель Центра — воспитание патриотизма и гражданской ответственности, социально значимых качеств: духовности, гуманизма, гражданственности, человечности, благородства, милосердия, взаимовыручки, преданности и любви к Отечеству у подрастающего поколения.

Список литературы

1. UMTs «Avangard» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://avangard.center" target="_blank">https://avangard.center</a> (data obrashcheniya: 07.07.2023).
2. 10. УМЦ «Авангард» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://avangard.center" target="_blank">https://avangard.center</a> (дата обращения: 07.07.2023).
3. Putin V. V. Putin nazval edinstvenno vozmozhnuyu dlya Rossii natsional’nuyu ideyu [Elektronnyi resurs] / G. Peremitin. — URL: <a href="https://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56" target="_blank">https://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56</a> b1f8a79a7947060162a5a7?rom=main?from=main (data obrashcheniya: 07.07.2023).
4. 9. Путин В. В. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею [Электронный ресурс] / Г. Перемитин. — URL: <a href="https://www.rbc.ru/politics/03/02/20" target="_blank">https://www.rbc.ru/politics/03/02/20</a> 16/56b1f8a79a7947060162a5a7?rom=main?from=main (дата обращения: 07.07.2023).
5. Prikaz ministra obrazovaniya i nauki Murmanskoi oblasti ot 21.01.2022 № 92 «Ob utverzhdenii Kontseptsii patrioticheskogo vospitaniya obuchayushchikhsya obrazovatel’nykh organizatsii Murmanskoi oblasti» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://minobr.gov-murma" target="_blank">https://minobr.gov-murma</a>
6. 8. Приказ министра образования и науки Мурманской области от 21.01.2022 № 92 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Мурманской области» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://minobr." target="_blank">https://minobr.</a> gov-murman.ru/docume
7. Gorshkova V. V. Fenomen obrazovaniya cheloveka : izbr. nauch. trudy / V. V. Gorshkova. — Sankt-Peterburg: Asterion, 2020. — 490 s.
8. 7. Горшкова В. В. Феномен образования человека : избр. науч. труды / В. В. Горшкова. — Санкт-Петербург: Астерион, 2020. — 490 с.
9. Bogdanov I. V. Fizicheskoe vospitanie doprizyvnoi molodezhi Arkticheskogo regiona Kol’skogo Zapolyar’ya v usloviyakh vzaimodeistviya grazhdanskikh i voinskikh organizatsii: monografiya / I. V. Bogdanov, O. N. Stepanova. — SanktPeterburg : Moya stroka, 202
10. 6. Богданов И. В. Физическое воспитание допризывной молодежи Арктического региона Кольского Заполярья в условиях взаимодействия гражданских и воинских организаций: монография/ И.В.Богданов, О.Н.Степанова.— СанктПетербург : Моя строка, 2021.— 244с.
11. Bogdanov I. V. Sovremennye aspekty patrioticheskogo vospitaniya molodezhi: opyt Kol’skogo regiona / I. V. Bogdanov // Chelovek i obrazovanie. — 2021. — № 2. — S. 65–69.
12. 5. Богданов И.В.Современные аспекты патриотического воспитания молодежи: опыт Кольского региона / И.В.Богданов // Человек и образование. — 2021. — №2. — С. 65–69.
13. Bogdanov I. V. Rol’ i znachenie patrioticheskogo vospitaniya / I. V. Bogdanov, O. N. Strukova // Aktual’nye voprosy sovremennoi nauki i obrazovaniya : materialy X Nauch.prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Murmansk, 27 fevralya 2023 g.) / pod obshch. red.
14. 4. Богданов И. В. Роль и значение патриотического воспитания / И. В. Богданов, О. Н. Струкова // Актуальные вопросы современной науки и образования : материалы X Науч.-практ. конф. с междунар. участием (Мурманск, 27 февраля 2023 г.) / под общ. ред. Е. М.
15. Alekhin I. A. Rassuzhdeniya o traditsionnykh tsennostyakh i gosudarstvennoi idee Rossii / I. A. Alekhin, V. P. Ivanov, V. A. Sobina // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 4 (88). — S. 40–49. — DOI: 10.51944/20738536_2022_4_40
16. 3. Алёхин И. А. Рассуждения о традиционных ценностях и государственной идее России / И. А. Алёхин, В. П. Иванов, В. А. Собина // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 4 (88). — С. 40–49. — DOI: 10.51944/20738536_2022_4_40
17. Alekhin I. A. O vospitanii voennosluzhashchikh i vsei molodezhi na istoricheskom nasledii v usloviyakh sovremennoi gibridnoi voiny / I. A. Alekhin, V. N. Ostashkin, D. V. Shut’ko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 90–100. —
18. 2. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90–100. — DOI: 10.51
19. Alekhin I. A. Vospitanie grazhdanina v sem’e, shkole, vuze / I. A. Alekhin, V. V. Dudulin, V. P. Masyagin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 3 (87). — S. 20– 28. — DOI: 10.51944/20738536_2022_3_20
20. 1. Алёхин И. А. Воспитание гражданина в семье, школе, вузе / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. П. Масягин // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 3 (87). — С. 20–28. — DOI: 10.51944/20738536_2022_3_20

Остальные статьи