Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся образовательных организаций Мурманской области: критический анализ
Аннотация
В статье представлен анализ патриотического воспитания молодежи Арктического региона Кольского Заполярья на примере подготовки детей и подростков в государственном региональном учебно-методическом Центре военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и в коммерческом Центре гражданско-патриотического воспитания «На Севере — жить!». Оба центра открыты по инициативе губернатора Мурманской области для реализации идеи патриотического воспитания, сплоченности населения, сохранения исторической памяти и обеспечения суверенитета, безопасности граждан Российского государства. Выявлены отрицательные и положительные стороны работы центров, определены недостатки и способы их устранения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 112-120 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_112 |
Исторический опыт развития России убедительно подтверждает закономерную зависимость эффективности воспитания людей от содержания и направленности коренных преобразований общества. Современный этап развития страны настоятельно требует совершенствования образовательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства и обеспечивающей их безопасность в современном мире [1]. Для реорганизации образовательной системы и впоследствии общества в целом Президентом Российской Федерации В. Путиным сформулирована государственная идея: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть национальная идея» [9].
Государственная идея нужна человеку как духовный ориентир для понимания всего происходящего в мире. Именно она формирует в личности представление о своей стране, помогает проявлять любовь к Родине и ненависть к ее врагам, защищать ее суверенитет и границы. Причем господствующая идеология, ставящая порой под сомнение необходимость существования самой России, не соответствует истинным потребностям народа, она, несомненно, приведет к поражениям. Данный феномен мы наблюдаем в течение всего исторического периода существования государства [2; 3]. На современном этапе развития общества и страны актуальным вопросом остается защита арктических рубежей, преобразование культурного и научно-технологического комплекса Арктического региона, все это не может не затрагивать вопросы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
В Арктическом регионе Кольского Заполярья разработана и внедрена Концепция гражданского и патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Мурманской области. Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной и региональной политики по воспитанию патриотизма среди обучающихся образовательных организаций Мурманской области. В Концепции сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания. Система гражданского и патриотического воспитания представляет собой совокупность субъектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях Мурманской области [8].
Реализуя направления, изложенные в концепции, и ранее поставленные задачи перед регионом и страной, а также используя достигнутые результаты и опираясь на положительный социальный эффект от ранее реализованных программ спортивной, оздоровительной, патриотической деятельности, учебно-тренировочных сборов, спортивно-массовых мероприятий по гражданским и военно-прикладным видам спорта и др., 5 июня 2023 года в Мурманской области открыл двери для детей и подростков Центр гражданско-патриотического воспитания «На Севере — жить!».
Цель Центра — воспитание патриотизма и гражданской ответственности, социально значимых качеств: духовности, гуманизма, гражданственности, человечности, благородства, милосердия, взаимовыручки, преданности и любви к Отечеству у подрастающего поколения.