Теоретические основы исследования мировоззрения современных старшеклассников
Аннотация
Проанализированы теоретические основы исследования мировоззрения современных старшеклассников. За основу принято определение мировоззрения личности по Б. Г. Мещерякову, выделены основные аспекты исследования мировоззрения старшеклассников — менталитет и его предпосылки в семейной истории, содержательные характеристики мировоззрения, и прежде всего взглядов на взаимоотношения человека с окружающим миром в связи с представлениями старшеклассников о себе, научность мировоззрения. Намечены методические приемы исследования мировоззрения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 04/2022 |
Страницы | 125-132 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_4_125 |
Мировоззрение школьников, условия и закономерности его формирования были предметом исследования в отечественных образовательных науках несколько десятилетий тому назад, но в последние тридцать пять — сорок лет число публикаций по проблематике мировоззрения школьников заметно снизилось, а психологические исследования мировоззрения стали большой редкостью. Так, по данным С. Э. Берестовицкой [3], из 181 диссертационного исследования по проблемам мировоззрения, защищенного за двадцать лет (1995–2015), только четыре работы по психологии и нет ни одной, посвященной мировоззрению старшеклассников. С. Э. Берестовицкая отмечает также, что среди педагогических исследований по указанной проблематике (84 работы) только пять посвящены формированию целостного мировоззрения, да и то в достаточно узкой области, ограниченной конкретным видом деятельности. Не лучше обстоит дело с философскими исследованиями мировоззрения старшеклассников: среди 63 диссертационных исследований только четыре посвящены проблемам мировоззрения юношества.
Между тем образовательная ситуация в современном российском обществе ставит практическую психологию образования перед необходимостью разработки надежных и валидных диагностических инструментов для оценки сформированности у старшеклассников мировоззрения, соответствующего современной научной картине мира. Например, в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования среди образовательных результатов упоминаются «формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического познания устройства мира» [15, с. 15], «ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой» [15, с. 33] и «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах» [15, с. 33]. Очевидно, что ориентация на современные научные представления и формирование мировоззрения старшеклассников на основе научного познания мира является важнейшим показателем эффективности современной российской системы образования. Очевидно и то, что освоение социального опыта и социальных ролей представляет собой личностную характеристику девушек и юношей старшего школьного возраста и формируется на основе мировоззрения, в котором ценность личности другого человека приравнивается к ценности «Я».
Необходимость разработки средств для диагностики мировоззрения старшеклассников и прежде всего его соответствия современной научной картине мира чувствуется особенно остро, когда становится известно, насколько представления миллионов людей об окружающем мире не соответствуют научной картине мира. Например, в результате недавно проведенного ВЦИОМ опроса выяснилось, что 35 % россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли [5]. Проблема еще и в том, что междушкольным образованием и процессом формирования мировоззрения в старшем школьном возрасте имеются противоречия — между установкой школы на формирование научной картины мира и неразрешимостью в ее рамках экзистенциальных вопросов, между озабоченностью государства проблемой мировоззрения юношества и формальным подходом к воспитанию [4]. Таким образом, одна из первоочередных задач по разработке средств диагностики мировоззрения состоит в создании диагностической методики, позволяющей понять, насколько картина мира современных старшеклассников опирается на научные знания, а не на псевдонаучные обыденно-житейские представления. Другая первоочередная задача — создание диагностических средств, дающих представление о ценностном отношении старшеклассников к другому человеку как важнейшей характеристике мировоззрения. При этом разработка диагностических методик должна опираться на представления о мировоззрении как особом виде психологической реальности, входящей в предметную область психологии. Методологически корректным будет учет границ предметной области науки, выделение именно психологической модальности с учетом междисциплинарного характера изучаемой проблемы.
Теоретическая основа исследования мировоззрения Анализируя теоретические основания для разработки методик, направленных на диагностику мировоззрения старшеклассников, мы опирались на определение мировоззрения личности, сформулированное Б. Г. Мещеряковым [6, с. 364–365]. Согласно его определению, мировоззрение представляет собой «комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру» [6, с. 364]. Процесс формирования мировоззрения рассматривается как самоопределение по отношению ко многому — социокультурным ценностям, идеалам, мировоззренческим вопросам, среди которых Б. Г. Мещеряков, вслед за Г. Риккертом, на первый план ставит вопрос о смысле существования человека.
Первый абрис детского мировоззрения формируется еще в дошкольном детстве [16], но С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович и многие другие классики отечественной психологии связывали формирование мировоззрения со старшим подростковым возрастом и ранней юностью, и не случайно именно этот возраст в культурно-исторической и деятельностной психологии считается периодом второго рождения личности [5; 12]. «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе», — утверждал С. Л. Рубинштейн [14, с. 684]. В связи с этим задача исследования мировоззрения особенно актуальна по отношению к старшему школьному возрасту, который, по сути, является сенситивным периодом его формирования.