Дата публикации: 01.10.2022

Теоретические основы исследования мировоззрения современных старшеклассников

Аннотация

Проанализированы теоретические основы исследования мировоззрения современных старшеклассников. За основу принято определение мировоззрения личности по Б. Г. Мещерякову, выделены основные аспекты исследования мировоззрения старшеклассников — менталитет и его предпосылки в семейной истории, содержательные характеристики мировоззрения, и прежде всего взглядов на взаимоотношения человека с окружающим миром в связи с представлениями старшеклассников о себе, научность мировоззрения. Намечены методические приемы исследования мировоззрения.




Мировоззрение школьников, условия и закономерности его формирования были предметом исследования в отечественных образовательных науках несколько десятилетий тому назад, но в последние тридцать пять — сорок лет число публикаций по проблематике мировоззрения школьников заметно снизилось, а психологические исследования мировоззрения стали большой редкостью. Так, по данным С. Э. Берестовицкой [3], из 181 диссертационного исследования по проблемам мировоззрения, защищенного за двадцать лет (1995–2015), только четыре работы по психологии и нет ни одной, посвященной мировоззрению старшеклассников. С. Э. Берестовицкая отмечает также, что среди педагогических исследований по указанной проблематике (84 работы) только пять посвящены формированию целостного мировоззрения, да и то в достаточно узкой области, ограниченной конкретным видом деятельности. Не лучше обстоит дело с философскими исследованиями мировоззрения старшеклассников: среди 63 диссертационных исследований только четыре посвящены проблемам мировоззрения юношества.

Между тем образовательная ситуация в современном российском обществе ставит практическую психологию образования перед необходимостью разработки надежных и валидных диагностических инструментов для оценки сформированности у старшеклассников мировоззрения, соответствующего современной научной картине мира. Например, в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования среди образовательных результатов упоминаются «формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического познания устройства мира» [15, с. 15], «ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой» [15, с. 33] и «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах» [15, с. 33]. Очевидно, что ориентация на современные научные представления и формирование мировоззрения старшеклассников на основе научного познания мира является важнейшим показателем эффективности современной российской системы образования. Очевидно и то, что освоение социального опыта и социальных ролей представляет собой личностную характеристику девушек и юношей старшего школьного возраста и формируется на основе мировоззрения, в котором ценность личности другого человека приравнивается к ценности «Я».

Необходимость разработки средств для диагностики мировоззрения старшеклассников и прежде всего его соответствия современной научной картине мира чувствуется особенно остро, когда становится известно, насколько представления миллионов людей об окружающем мире не соответствуют научной картине мира. Например, в результате недавно проведенного ВЦИОМ опроса выяснилось, что 35 % россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли [5]. Проблема еще и в том, что междушкольным образованием и процессом формирования мировоззрения в старшем школьном возрасте имеются противоречия — между установкой школы на формирование научной картины мира и неразрешимостью в ее рамках экзистенциальных вопросов, между озабоченностью государства проблемой мировоззрения юношества и формальным подходом к воспитанию [4]. Таким образом, одна из первоочередных задач по разработке средств диагностики мировоззрения состоит в создании диагностической методики, позволяющей понять, насколько картина мира современных старшеклассников опирается на научные знания, а не на псевдонаучные обыденно-житейские представления. Другая первоочередная задача — создание диагностических средств, дающих представление о ценностном отношении старшеклассников к другому человеку как важнейшей характеристике мировоззрения. При этом разработка диагностических методик должна опираться на представления о мировоззрении как особом виде психологической реальности, входящей в предметную область психологии. Методологически корректным будет учет границ предметной области науки, выделение именно психологической модальности с учетом междисциплинарного характера изучаемой проблемы.

Теоретическая основа исследования мировоззрения Анализируя теоретические основания для разработки методик, направленных на диагностику мировоззрения старшеклассников, мы опирались на определение мировоззрения личности, сформулированное Б. Г. Мещеряковым [6, с. 364–365]. Согласно его определению, мировоззрение представляет собой «комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру» [6, с. 364]. Процесс формирования мировоззрения рассматривается как самоопределение по отношению ко многому — социокультурным ценностям, идеалам, мировоззренческим вопросам, среди которых Б. Г. Мещеряков, вслед за Г. Риккертом, на первый план ставит вопрос о смысле существования человека.

Первый абрис детского мировоззрения формируется еще в дошкольном детстве [16], но С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович и многие другие классики отечественной психологии связывали формирование мировоззрения со старшим подростковым возрастом и ранней юностью, и не случайно именно этот возраст в культурно-исторической и деятельностной психологии считается периодом второго рождения личности [5; 12]. «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе», — утверждал С. Л. Рубинштейн [14, с. 684]. В связи с этим задача исследования мировоззрения особенно актуальна по отношению к старшему школьному возрасту, который, по сути, является сенситивным периодом его формирования.

Список литературы

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 544 с.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 384 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru/document/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_389560/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 712 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. — 9-е изд., стер. — М. : Академия, 2004. — 452 с.
6. Матвеева Н. Ю. Мировоззрение современной российской молодежи в социокультурном контексте / Н. Ю. Матвеева // Гигиена культуры: общий концепт и виды социальной болезни / отв. ред. : И. Мадьяри-Бек, Т. Н. Юдина, Т. Ю. Кирилина. — М. : Русайнс, 2016. — С. 11
7. Малинин В. А. Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук / В. А. Малинин. — Новгород, 2006. — 204 с. РГБ ОД, 61:07-13/436
8. Зализняк А. А. Константы и переменные русской языковой картины мира : сб. статей / И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев, А. А. Зализняк. — М. : Языки славянской культуры, 2012. — 693 с.
9. Андреева А. Д. Трансформация благополучной семьи в обществе префигуративной культуры / А. Д. Андреева // Человек и научное познание. Социокультурные аспекты науки : сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 31 июля 2018 г.). — Смолен
10. Громыко Ю. В. Теоретическое отношение к действительности в рамках проектной установки как тип личной идентичности / Ю. В. Громыко // Психологическая наука и образование. — 2010. — Т. 15, № 4. — С. 61–67.
11. ВЦИОМ: 35 % россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/08/02/934109-35rossiyan-schitayut-chto-solntse-vraschaetsya-vokrug-zemli?ysclid=lbgqflzi1346298392" target="_blank">https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/08/02/934109-35rossiyan-schitayut-chto-solntse-vraschaetsya-vokrug-zemli?ysclid=lbgqflzi1346298392</a> (дата обращ
12. Большой психологический словарь / Н. Н. Авдеева и др. ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
14. Берестовицкая С. Э. Мировоззрение и школьное образование: обострение противоречий / С. Э. Берестовицкая // Философия и культура информационного общества : тезисы докладов Седьмой международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2. (СанктПетербург
15. Берестовицкая С. Э. Мировоззренческое самоопределение старшеклассников (в школьном образовании). — СПб. : Нестор История, 2016. — 406 с.
16. Андреева А. Д. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ / А. Д. Андреева, А. Г. Лисичкина, Л. А. Бримова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические н

Остальные статьи