Дата публикации: 01.07.2023

Влияние нравственно-эстетического потенциала русской литературы на формирование у будущих офицеров гордости за принадлежность к России

Аннотация

В статье раскрываются нравственные и эстетические аспекты педагогического потенциала русской литературы и их влияние на формирование у курсантов военных вузов чувства сопричастности к величайшей миссии российской армии, состоящей в освобождении народов от возрождающегося неофашизма и национализма. Отраженные в литературе героические образы и примеры мужества и стойкости русского солдата воспитывают у будущих офицеров гордость за принадлежность к великому Отечеству.




Педагогический потенциал русской литературы многократно рассматривался в трудах известных философов, литераторов, культурологов. Один из выдающихся философов, В. В. Розанов, в произведении «Опавшие листья» заметил, что только «то знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе». Таким как раз и оказывается  знание, сформировавшееся в самой истории отечественной культуры и нашедшее свое идеальное пластическое выражение в образах русской литературы. Литература — это совершенное выражение национальной духовной культуры и важнейший элемент духовного наследия, освоение которого понимается как основа подлинного образования.

Так, считает В. В. Розанов, через творчество Ф. М. Достоевского русская литература как раз выполнила свое главное предназначение — открывать человеку его природу, лицо: честно и с любовью служить человеку. С точки зрения В. В. Розанова, А. С. Пушкин возвел в идеал такие черты русского народа, как простота, кротость, терпение и отзывчивость. Именно универсальный и в высшем смысле классический характер творчества Пушкина делает его неизменным спутником и другом всякого, кто стремится постичь русскую культуру и саму воплотившуюся в ней душу нашего народа. В этом смысле А. С. Пушкин и есть основа нашего подлинного образования, говоря его же словами — «наш первый университет» [5].

Литература — это вид искусства, форма общественного сознания, для которой отличительным является образное воспроизведение действительности. В таком виде искусства, как литература, образ создается с помощью искусства слова, которое заключает в себе определенное содержание, отражая различные стороны человеческой жизни. Общим понятием «художественная литература» определяются различные виды словесного творчества: собственно, художественная литература, или, как ее называли прежде, изящная словесность; беллетристика; публицистика; научно-художественная литература; литературная критика; некоторые виды мемуарной литературы и т. п. Различия между ними зависят главным образом от того, для чего и как в них используется художественный образ.

С понятием роли литературы тесно связано и понятие ее функций, то есть основных задач, которые она должна выполнять в воспитании курсантов: утешительно-компенсаторная функция, познавательная, эстетическая,

коммуникативная, художественно-концептуальная, функция предвосхищения, воспитательная функция, внушающая, общественно-преобразующая, гедонистическая функция и др.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы / И. А. Алёхин, С. А. Ларионов // Мир образования — образование в мире. — 2010. — № 2 (38). — С. 140–141.
2. Alekhin I. A. Vospitanie nravstvennykh kachestv u studentov vuzov sredstvami otechestvennoi literatury / I. A. Alekhin, S. A. Larionov // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2010. — № 2 (38). — S. 140–141.
3. 2. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. С. А. Кузнецова. — URL: <a href="https://gufo.me/dict/mas/патриотизм" target="_blank">https://gufo.me/dict/mas/патриотизм</a> (дата обращения: 19.09.2023).
4. Bol’shoi tolkovyi slovar’ russkogo yazyka [Elektronnyi resurs] / pod red. S. A. Kuznetsova. — URL: <a href="https://gufo.me/dict/mas/patriotizm" target="_blank">https://gufo.me/dict/mas/patriotizm</a> (data obrashcheniya: 19.09.2023).
5. 3. Военная культура: учебник / Л. В. Артемова, Е. Л. Волкова, Б. В. Воробьев [и др.]; под общ. ред. Б. В. Воробьева. — Москва: ВУ, 2020. — 269 с.
6. Voennaya kul’tura: uchebnik / L. V. Artemova, E. L. Volkova, B. V. Vorob’ev [i dr.]; pod obshch. red. B. V. Vorob’eva. — Moskva: VU, 2020. — 269 s.
7. 4. Муравьева Е. И. Опыт использования художественной литературы о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании военнослужащих / Е. И. Муравьева, А. В. Деникин // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (89). — С. 197–208. — DOI: 10.
8. Murav’eva E. I. Opyt ispol’zovaniya khudozhestvennoi literatury o Velikoi Otechestvennoi voine v patrioticheskom vospitanii voennosluzhashchikh / E. I. Murav’eva, A. V. Denikin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2023. — № 1 (89). — S. 197–208. —
9. 5. Поваляева О. Н. О воспитательном потенциале русской художественной литературы [Электронный ресурс] / О. Н. Поваляева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — URL: <a href="http://cyberleninka.ru/article/n/v-v-rozanovo-vospitatelnom-pot" target="_blank">http://cyberleninka.ru/article/n/v-v-rozanovo-vospitatelnom-pot</a>
10. Povalyaeva O. N. O vospitatel’nom potentsiale russkoi khudozhestvennoi literatury [Elektronnyi resurs] / O. N. Povalyaeva // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. — URL: <a href="http://cyberleninka.ru/article/n/v-v-rozanov-o-vospitatelnom" target="_blank">http://cyberleninka.ru/article/n/v-v-rozanov-o-vospitatelnom</a>
11. 6. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Д. Н. Ушакова. — URL: <a href="http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/04/us159813.htm?cmd=0&istext=1" target="_blank">http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/04/us159813.htm?cmd=0&istext=1</a> (дата обращения: 20.09.2023).
12. Tolkovyi slovar’ russkogo yazyka [Elektronnyi resurs] / pod red. D. N. Ushakova. — URL: <a href="http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/04/us159813.htm?cmd=0&istext=1" target="_blank">http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/04/us159813.htm?cmd=0&istext=1</a> (data obrashcheniya: 20.09.2023).

Остальные статьи