Влияние нравственно-эстетического потенциала русской литературы на формирование у будущих офицеров гордости за принадлежность к России
Аннотация
В статье раскрываются нравственные и эстетические аспекты педагогического потенциала русской литературы и их влияние на формирование у курсантов военных вузов чувства сопричастности к величайшей миссии российской армии, состоящей в освобождении народов от возрождающегося неофашизма и национализма. Отраженные в литературе героические образы и примеры мужества и стойкости русского солдата воспитывают у будущих офицеров гордость за принадлежность к великому Отечеству.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 79-89 |
УДК | 378.016 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_79 |
Педагогический потенциал русской литературы многократно рассматривался в трудах известных философов, литераторов, культурологов. Один из выдающихся философов, В. В. Розанов, в произведении «Опавшие листья» заметил, что только «то знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе». Таким как раз и оказывается знание, сформировавшееся в самой истории отечественной культуры и нашедшее свое идеальное пластическое выражение в образах русской литературы. Литература — это совершенное выражение национальной духовной культуры и важнейший элемент духовного наследия, освоение которого понимается как основа подлинного образования.
Так, считает В. В. Розанов, через творчество Ф. М. Достоевского русская литература как раз выполнила свое главное предназначение — открывать человеку его природу, лицо: честно и с любовью служить человеку. С точки зрения В. В. Розанова, А. С. Пушкин возвел в идеал такие черты русского народа, как простота, кротость, терпение и отзывчивость. Именно универсальный и в высшем смысле классический характер творчества Пушкина делает его неизменным спутником и другом всякого, кто стремится постичь русскую культуру и саму воплотившуюся в ней душу нашего народа. В этом смысле А. С. Пушкин и есть основа нашего подлинного образования, говоря его же словами — «наш первый университет» [5].
Литература — это вид искусства, форма общественного сознания, для которой отличительным является образное воспроизведение действительности. В таком виде искусства, как литература, образ создается с помощью искусства слова, которое заключает в себе определенное содержание, отражая различные стороны человеческой жизни. Общим понятием «художественная литература» определяются различные виды словесного творчества: собственно, художественная литература, или, как ее называли прежде, изящная словесность; беллетристика; публицистика; научно-художественная литература; литературная критика; некоторые виды мемуарной литературы и т. п. Различия между ними зависят главным образом от того, для чего и как в них используется художественный образ.
С понятием роли литературы тесно связано и понятие ее функций, то есть основных задач, которые она должна выполнять в воспитании курсантов: утешительно-компенсаторная функция, познавательная, эстетическая,
коммуникативная, художественно-концептуальная, функция предвосхищения, воспитательная функция, внушающая, общественно-преобразующая, гедонистическая функция и др.