Дата публикации: 01.07.2023

Перспективные направления участия университета в функционировании регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

Аннотация

В статье рассматриваются перспективные направления участия университета в функционировании регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Авторами разработаны и описаны проекты, определяющие новые векторы взаимодействия университета с единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.




Долгосрочные интересы России по созданию современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство, обеспечение национальной безопасности страны, вхождение России в десятку лучших по качеству образования стран определяют ведущую роль университетов, которые должны стать локомотивом сектора инновационных технологий отечественного образования, осуществлять научно-методическое обеспечение организаций общего образования, актуализировав систему взаимоотношений «вуз — школа» на основе реализации эффективной модели успешного и результативного взаимодействия, одним из векторов которого может стать научно-методическое сопровождение учителей. В этой связи авторы разделяют точку зрения О. С. Васильевой, которая полагает, что «повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и результативностью работы учителя» [1].

Следовательно, уместным кажется вести речь об участии университета в функционировании регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) педагогических работников и управленческих кадров, созданной в 2020-м и актуализированной в 2022 году. Концепция создания ЕФС НМС предполагает активное вовлечение организаций высшего образования в развитие системы горизонтальных связей региональных сегментов ЕФС, в том числе в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками [14].

Авторы полагают, что в контексте указанной проблематики участие университета в функционировании регионального сегмента ЕФС НМС должно осуществляться с учетом таких принципов, как:

— принцип соответствия — реализация данного принципа предполагает соответствие содержания предлагаемого университетом сопровождения приоритетным задачам в сфере развития образования;

— принцип концептуальности и научности, то есть наличие философских, психологических, социальных, педагогических и других научных подходов к реализации НМС;

Список литературы

1. 10. Наставничество в сфере образования — фактор развития региональной системы образования / Е. Н. Мясищева, Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода // Проблемы современного образования. — 2021. — № 5. — С. 91–100.
2. Nastavnichestvo v sfere obrazovaniya — faktor razvitiya regional’noi sistemy obrazovaniya / E. N. Myasishcheva, Zh. M. Yakhtanigova, E. V. Chuprikova, K. S. Lagoda // Problemy sovremennogo obrazovaniya. — 2021. — № 5. — S. 91–100.
3. 11. Нугуманова Л. Н. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60–4. — С. 302–305.
4. Nugumanova L. N. Nastavnichestvo kak forma nepreryvnogo obrazovaniya i professional’noi samorealizatsii pedagoga / L. N. Nugumanova, T. V. Yakovenko // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 60–4. — S. 302–305.
5. 12. Опыт исследования феномена реверсивного наставничества в системе общего образования / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, А. И. Матвеева, Г. А. Кругликова // Перспективы науки и образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 624–640.
6. Opyt issledovaniya fenomena reversivnogo nastavnichestva v sisteme obshchego obrazovaniya / T. S. Dorokhova, Yu. N. Galaguzova, A. I. Matveeva, G. A. Kruglikova // Perspektivy nauki i obrazovaniya. — 2023. — № 1 (61). — S. 624–640.
7. 13. Остапенко И. А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования / И. А. Остапенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6, № 4 (21). — С. 132
8. Ostapenko I. A. Psikhologicheskii analiz problemy professional’noi identichnosti pedagoga vysshei shkoly na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya/ I.A.Ostapenko// Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. — 2017. — T. 6, № 4 (21). — S.
9. 14. Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерств
10. Rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 15.12.2022 № R-303 «O vnesenii izmenenii v Kontseptsiyu sozdaniya edinoi federal’noi sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov, utverzhdennuyu rasporyaz
11. 15. Рогозина Т. В. Кластер классов психолого-педагогической направленности как инструмент развития региональной системы образования / Т. В. Рогозина, О. Л. Березина, С. А. Алексеева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2
12. Rogozina T. V. Klaster klassov psikhologo-pedagogicheskoi napravlennosti kak instrument razvitiya regional’noi sistemy obrazovaniya / T. V. Rogozina, O. L. Berezina, S. A. Alekseeva // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. —
13. 16. Рытов А. И. Сетевая образовательная модель повышения квалификации педагогических кадров / А. И. Рытов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2012. — № 4. — С. 97–103.
14. Rytov A. I. Setevaya obrazovatel’naya model’ povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov / A. I. Rytov // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. — 2012. — № 4. — S. 97–103.
15. 17. Суртаева Н. Н. Распределенные модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров / Н. Н. Суртаева, О. Н. Суртаева // Человек и образовани
16. Surtaeva N. N. Raspredelennye modeli setevogo vzaimodeistviya uchrezhdenii pedagogicheskogo obrazovaniya dlya obespecheniya soglasovannogo nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov / N. N. Surtaeva, O. N. Surtaeva // Chelovek i
17. 1. Бобровникова Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / Е. Р. Бобровникова, С. Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 2. — С. 49–53.
18. Bobrovnikova E. R. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie deyatel’nosti sovremennogo uchitelya / E. R. Bobrovnikova, S. L. Fomenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2014. — № 2. — S. 49–53.
19. 2. Васильева О. С. Инновации в образовании как необходимое условие инновационного развития России / О. С. Васильева // Пространство экономики. — 2013. — № 2–3. — С. 115–119.
20. Vasil’eva O. S. Innovatsii v obrazovanii kak neobkhodimoe uslovie innovatsionnogo razvitiya Rossii / O. S. Vasil’eva // Prostranstvo ekonomiki. — 2013. — № 2–3. — S. 115–119.
21. 3. Витвар О. И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества в системе общего образования Российской Федерации / О. И. Витвар // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 2. — С. 43–51.
22. Vitvar O. I. Sovremennoe soderzhanie i sposoby razvitiya pedagogicheskogo nastavnichestva v sisteme obshchego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii / O. I. Vitvar // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2019. — № 2. — S. 43–51.
23. 4. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья / Е. Б. Деминцева, Д. А. Зеленова, Е. А. Космидис, Д. А. Опарин // Демографическое обозрение. — 2017. — № 4. — С. 80–109.
24. Vozmozhnosti adaptatsii detei migrantov v shkolakh Moskvy i Podmoskov’ya / E.B.Demintseva, D.A.Zelenova, E.A.Kosmidis, D.A.Oparin// Demograficheskoe obozrenie. — 2017. — № 4. — S. 80–109.
25. 5. Волобуева Т. Б. Конструирование сетевой модели повышения квалификации педагогических кадров / Т. Б. Волобуева // Нижегородское образование. — 2017. — № 3. — С. 72–80.
26. Volobueva T.B.Konstruirovanie setevoi modeli povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov / T. B. Volobueva // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2017. — № 3. — S. 72–80.
27. 6. Грушникова Е. В. Управление повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций: вопросы моделирования [Электронный ресурс] / Е. В. Грушникова, Л. А. Мокрецова, Н. А. Швец // Современные проблемы науки и образования.
28. Grushnikova E. V. Upravlenie povysheniem kvalifikatsii pedagogov v setevom vzaimodeistvii obrazovatel’nykh organizatsii: voprosy modelirovaniya [Elektronnyi resurs] / E. V. Grushnikova, L. A. Mokretsova, N. A. Shvets // Sovremennye problemy nauki i obrazo
29. 7. Ковшова А. А. Конкурсы профессионального мастерства как инструмент профессионального развития педагога / А.А. Ковшова // Концепт. — 2021. — №7. — С. 1–12.
30. Kovshova A.A.Konkursy professional’nogo masterstva kak instrument professional’nogo razvitiya pedagoga / A. A. Kovshova // Kontsept. — 2021. — № 7. — S. 1–12.
31. 8. Мартишина Н. В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: монография / Н. В. Мартишина. — Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. — С. 22–31.
32. Martishina N. V. Stanovlenie i razvitie tvorcheskogo potentsiala pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / N. V. Martishina. — Ryazan’: Ryazanskii gos. un-t im. S. A. Esenina, 2009. — S. 22–31.
33. 9. Митяшов П. В. Условия сетевого взаимодействия психолого-педагогического класса на муниципальном уровне / П. В. Митяшов // Известия ВГПУ. — 2022. — № 10 (173). — С. 53–56.
34. Mityashov P. V. Usloviya setevogo vzaimodeistviya psikhologo-pedagogicheskogo klassa na munitsipal’nom urovne / P. V. Mityashov // Izvestiya VGPU. — 2022. — № 10 (173). — S. 53–56.

Остальные статьи