Дата публикации: 01.07.2023

Исследование развития методов обучения в парадигмальном подходе

Аннотация

Для решения задачи, связанной с выделением сущности обновления современных методов обучения, которая определяет готовность учителя к методической деятельности при развитии образовательной среды, выбран парадигмальный подход. При его использовании для исследования изменения методов обучения как педагогического явления выделены парадигмы методов обучения и факторы, определяющие доминирующие методы в каждой парадигме. Обобщение установленных факторов позволило получить вывод о необходимости включения в операционный состав современных методов обучения школьников особые приемы работы с информацией, а также приемы само- и взаимообучения при учете профессионально-конвенциальных установок и возможностей коммуникации субъектов образовательного взаимодействия в рамках культурных традиций и мировоззренческих правил.




Постановка задачи исследования

В рамках решения современных педагогических задач, поставленных обществом и государством перед педагогическим сообществом и, конечно, перед каждым учителем [зафиксированных, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования, Паспорте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, профессиональном стандарте «Педагог» (2022–2028 годы и др.)], существенное внимание уделяется обновлению методов обучения, которые он (учитель) должен использовать в своей практике. Так как в системе педагогических воздействий именно методы обучения составляют основу проявления творческого потенциала обучающего в логической профессионально восходящей цепочке «методы обучения (методическая деятельность) — закономерности формирования знаний, пониманий, умений, навыков (дидактическая деятельность) — формирование личности (педагогическая деятельность)», учитель должен обладать знаниями, формирующими его готовность к пониманию и действию при обновлении методов обучения. Однако сущность обновления методов обучения [особенно после «шоковой цифровизации образования» (термин В. Л. Назарова), вызванной пандемией] отечественные и зарубежные авторы раскрывают по-разному, но в большинстве исследований в методической системе обучения она связывается с информационнокоммуникационными ресурсами современной образовательной среды. Не отрицая значимость этой связи, укажем, что учителю следует принимать во внимание и другие факторы, определяющие обновление методов обучения. В рамках сказанного сформулируем проблему выделения сущности «осовременивания» методов обучения учащихся и поставим вопрос: «Какие еще доминирующие факторы влияют на это осовременивание?»

Решение проблемы обновления методов обучения (на основе выяснения сущности и вектора обновления), по нашему убеждению, не может быть получено без исследования истории развития методов обучения. Это исследование необходимо как для составления наиболее полной базы разнообразных методов, так и для выделения стойких факторов, влияющих на изменение методов в разных условиях протекания педагогического процесса.

В контексте сказанного поставим задачу выделения в истории развития образования доминирующих методов обучения и факторов, влияющих на появление новых методов обучения и (или) изменение подхода к выделению основных классов методов обучения при определенных обстоятельствах осуществления педагогического процесса.

Методология и методы

Список литературы

1. 11. Прокофьева Г. П. Становление категории «цивилизация» как универсальной единицы анализа исторического процесса : автореф. дис. … канд. филос. наук / Г. П. Прокофьева. — Хабаровск, 2002. — 23 с.
2. 20. Semenova I. Metodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I. Semenova. — Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. — 156 с.
3. 19. Romero Oliva M. F. Students’ perception of Virtual Learning Environments and the development of oral communication competence. A case study / M. F. Romero Oliva, A. Corpas Martos // Revista Espacios. — 2019. — Vol. 40 (5). — P. 2.
4. 18. Qintal H. et al. The New Structure of Smart Education under the Background of the Fourth Industrial Revolution // China Education Technology. — 2019. — No. 3. — Р. 1.
5. 17. Farooq S. Comparison of impact of activity based and traditional methods of teaching on achievement in mathematics / S. Farooq, A. Hussain, A. Mehmood // Bulletin of Education and Research. — 2005. — Vol. 27 (2). — P. 57–64.
6. 16. A narrative review of methods used to examine digital gaming impacts on learning and cognition during middle childhood / R. M. Flynn, E. Kleinknecht, A. A. Ricker, F. C. Blumberg // International Journal of Child-Computer Interaction. — 2021. — Vol. 3
7. 15. Семенова И. Н. Проектирование методов для формирования функциональной грамотности у обучающихся средней школы в условиях использования цифровой образовательной среды / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. — 2022. — №
8. 14. Семенова И. Н. Исследование сущности понятия «метод обучения» в «современной (глобальной информационно-коммуникационной)» образовательной парадигме / И. Н. Семенова // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 112–119.
9. 13. Роберт И. В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования / И. В. Роберт // Педагогическая информатика. — 2019. — № 1. — С. 108–121.
10. 12. Пушкарев Ю. В. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований / Ю. В. Пушкарев, Е. А. Пушкарева // Science for education today. — 2022. — № 6. — С. 111–136.
11. 1. Артыкбаева Е. В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Артыкбаева. — Алматы, 2010. — 47 с.
12. 10. Поздняков С. Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике : автореф. дис. … д-ра пед. наук / С. Н. Поздняков. — Москва [б. и.], 1998. — 34 с.
13. 9. Никулина Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 107–112.
14. 8. Лызь Н. А. Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике / Н. А. Лызь // Педагогика. — 2005. — № 8. — С. 16–26.
15. 7. Личман Б. В. Теория и методология истории России / Б. В. Личман // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. — 2007. — № 1. — С. 59–64.
16. 6. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. — Москва : Прогресс, 1977. — 300 с.
17. 5. Кохановский В. П. Философия и методология науки : учебник для высш. учеб. заведений / В. П. Кохановский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. — 576 с.
18. 4. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Г. Дугин. — Москва : Арктогея-Центр, 2002. — 418 с.
19. 3. Бороненко Т. А. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск : Зебра, 2019
20. 2. Бондаревская Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. — 2004. — № 10. — С. 23–31.

Остальные статьи