Исследование развития методов обучения в парадигмальном подходе
Аннотация
Для решения задачи, связанной с выделением сущности обновления современных методов обучения, которая определяет готовность учителя к методической деятельности при развитии образовательной среды, выбран парадигмальный подход. При его использовании для исследования изменения методов обучения как педагогического явления выделены парадигмы методов обучения и факторы, определяющие доминирующие методы в каждой парадигме. Обобщение установленных факторов позволило получить вывод о необходимости включения в операционный состав современных методов обучения школьников особые приемы работы с информацией, а также приемы само- и взаимообучения при учете профессионально-конвенциальных установок и возможностей коммуникации субъектов образовательного взаимодействия в рамках культурных традиций и мировоззренческих правил.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 59-69 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_59 |
Постановка задачи исследования
В рамках решения современных педагогических задач, поставленных обществом и государством перед педагогическим сообществом и, конечно, перед каждым учителем [зафиксированных, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования, Паспорте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, профессиональном стандарте «Педагог» (2022–2028 годы и др.)], существенное внимание уделяется обновлению методов обучения, которые он (учитель) должен использовать в своей практике. Так как в системе педагогических воздействий именно методы обучения составляют основу проявления творческого потенциала обучающего в логической профессионально восходящей цепочке «методы обучения (методическая деятельность) — закономерности формирования знаний, пониманий, умений, навыков (дидактическая деятельность) — формирование личности (педагогическая деятельность)», учитель должен обладать знаниями, формирующими его готовность к пониманию и действию при обновлении методов обучения. Однако сущность обновления методов обучения [особенно после «шоковой цифровизации образования» (термин В. Л. Назарова), вызванной пандемией] отечественные и зарубежные авторы раскрывают по-разному, но в большинстве исследований в методической системе обучения она связывается с информационнокоммуникационными ресурсами современной образовательной среды. Не отрицая значимость этой связи, укажем, что учителю следует принимать во внимание и другие факторы, определяющие обновление методов обучения. В рамках сказанного сформулируем проблему выделения сущности «осовременивания» методов обучения учащихся и поставим вопрос: «Какие еще доминирующие факторы влияют на это осовременивание?»
Решение проблемы обновления методов обучения (на основе выяснения сущности и вектора обновления), по нашему убеждению, не может быть получено без исследования истории развития методов обучения. Это исследование необходимо как для составления наиболее полной базы разнообразных методов, так и для выделения стойких факторов, влияющих на изменение методов в разных условиях протекания педагогического процесса.
В контексте сказанного поставим задачу выделения в истории развития образования доминирующих методов обучения и факторов, влияющих на появление новых методов обучения и (или) изменение подхода к выделению основных классов методов обучения при определенных обстоятельствах осуществления педагогического процесса.