Исторические фейки как негативный фактор в формировании личности гражданина России
Аннотация
В статье рассматриваются негативное влияние исторических фейков на личность обучающегося и способы борьбы с ними. Авторы статьи раскрывают понятие «исторический фейк», приводят примеры лжи об истории России. Рассматривается место лживой исторической информации в пропагандистской машине наших политических противников, раскрываются подробности противостояния фейкам как на уровне государства в целом, так и на уровне школ в частности. Благодаря анализу различных ложных данных об истории нашей страны, которые появились за последние 30 лет, в статье наглядно демонстрируются глубина проблемы исторических фейков, необходимость и способы ее решения в контексте обучения и воспитания в школе гражданина и патриота России.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 48-58 |
УДК | 355.233.231.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_48 |
Введение
В настоящее время, в связи с широким распространением сети Интернет, появился доступ к самой разной информации, которая не всегда является достоверной, в худшем случае это заведомая ложь, или же фейк. Наиболее опасными для формирования мировоззрения и сознания молодежи являются исторические фейки. Особенно подвержены влиянию такого рода фейков школьники: в силу своего возраста и недостатка знаний они не умеют критически оценивать получаемую информацию, в результате чего формируется искаженное предоставление об истории России.
В последнее время данная проблема приобрела огромные масштабы, о чем говорил Президент России В. Путин в своем поздравительном обращении к обществу «Знание» в честь его 75-летия [13]. В. Путин отмечал, что главным оружием России против дезинформации и лжи станут твердые знания, правда и любовь к Родине. Действительно, заведомая ложь, которой является фейк, представляет собой информацию, направленную в первую очередь на формирование ненависти к своей стране, людям, в ней живущим, распространение радикальных идей среди молодежи, которые угрожают не только безопасности школьников, но и безопасности государства в целом. Кроме того, школьники, как еще не до конца сформировавшиеся личности, поверив в фейковую информацию о своей стране, становятся подвержены влиянию пропаганды наших противников, поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема влияния фейков на личность будущего гражданина России — одна из важнейших проблем нашей культуры и образования.
Обсуждение и результаты
Принимая во внимание масштаб распространения фейков, в научном сообществе появилось множество дискуссий по этому вопросу, данная проблема также широко освещается в научных статьях и монографиях.