Дата публикации: 01.07.2023

Золотые правила педагогики: гуманистические идеи европейской и американской педагогической мысли («Афинская школа», Я. А. Коменский, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, Дж. Дьюи)

Аннотация

Российская педагогическая мысль занимает достойное место в мировой педагогической системе. Она отличается постоянным поиском духовно-нравственных оснований, которые должны быть положены в основу образовательного процесса. В определенной степени развитие гуманистической педагогики характерно и для европейскоамериканской цивилизации. Об этом свидетельствует тот факт, что идеи российской педагогики перекликаются с передовыми идеями европейской и американской педагогической мысли. Цель статьи состоит в анализе опыта реализации гуманистических идей в практике организации образовательного процесса, связанного с традициями «Афинской школы» и именами таких известных педагогов, как Я. А. Коменский, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, Дж. Дьюи.




Введение в проблему

Современная российская педагогика стремится играть активную роль в преобразовании общественной жизни, старается оперативно откликаться на социальные запросы. Одной из характерных особенностей развития российского образования является переход к новой педагогической парадигме — антропоцентристской (гуманистической) [1; 9; 11]. Предпосылками для современного развития антропоцентристской парадигмы в образовании прежде всего выступают [3]:

— смена типа культуры — становление префигуративной культуры (тип культуры, в которой учатся не только обучающиеся у обучающих, но и обучающие у обучающихся);

— постиндустриальный тип общественного развития (центр тяжести в производстве смещается на инновации, в высокотехнологичные отрасли; возрастает потребность в развитии знаний, в притоке инновационно мыслящей рабочей силы, большинство которой перемещается в сферу услуг, и личного состава, способного творчески подходить к решению поставленных задач);

— революционное развитие информации.

Список литературы

1. Sharukhin A. P. Metodologiya pedagogiki voennykh obrazovatel’nykh organizatsii voisk natsional’noi gvardii Rossiiskoi Federatsii / A. P. Sharukhin, T. G. Sharukhina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2017. — № 3 (75). — S. 201–205.
2. 12. Шарухин А. П. Методология педагогики военных образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации / А. П. Шарухин, Т. Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 3 (75). — С. 201–205.
3. Sistema Montessori // Bol’shoi psikhologicheskii slovar’ / pod red. B. G. Meshcheryakova, akad. V. P. Zinchenko. — Moskva: Praim-Evroznak, 2003. — 632 s.
4. 11. Система Монтессори // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. — Москва: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
5. Mysliteli obrazovaniya / red. Z. Morsi. — Moskva: Progress, 1994. — T. 2. — 416 s.
6. 10. Мыслители образования/ ред. З.Морси. — Москва: Прогресс, 1994.— Т.2.— 416с.
7. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii / T. Kun. — Moskva: Yuniti-Dana, 2002. — 605 s.
8. 9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. — Москва: Юнити-Дана, 2002. — 605 с.
9. Komenskii Ya. A. Velikaya didaktika: izbr. ped. soch.: v 2 t. / Ya. A. Komenskii. — Moskva: APN RSFSR, 1982. — T. 1. — 655 s.
10. 8. Коменский Я. А. Великая дидактика: избр. пед. соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. — Москва: АПН РСФСР, 1982. — Т. 1. — 655 с.
11. D’yui Dzh. Ot rebenka — k miru, ot mira — k rebenku / Dzh. D’yui. — Moskva : Karapuz, 2009. — 352 s.
12. 7. Дьюи Дж. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку / Дж. Дьюи. — Москва: Карапуз, 2009. — 352 с.
13. Dzhurinskii A. N. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / A. N. Dzhurinskii. — Moskva : Vlados-Press, 2003. — 400 s.
14. 6. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. — Москва: Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
15. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov [Elektronnyi resurs] / I. A. Alekhin, A. A. Avuza, T. N. Gerasimova [i dr.] ; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva: Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait].
16. 5. Военная педагогика: учебник для вузов [Электронный ресурс] / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова [и др.]; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва: Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
17. Boguslavskii M. V.Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalii: monografiya / M. V. Boguslavskii. — Moskva: FGNU ITIP RAO, Izdatel’skii tsentr IET, 2012. — 436 s.
18. 4. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М. В. Богуславский. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. — 436 с.
19. Bobryshov S. V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya / S. V. Bobryshov. — Stavropol’: Izd-vo SKSI, 2006. — 300 s.
20. 3. Бобрышов С. В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория : монография / С. В. Бобрышов. — Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006. — 300 с.
21. Alekhin I. A. O vospitanii voennosluzhashchikh i vsei molodezhi na istoricheskom nasledii v usloviyakh sovremennoi gibridnoi voiny / I. A. Alekhin, V. N. Ostashkin, D. V. Shut’ko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 90–100. —
22. 2. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
23. Alekhin I. A. Istoriya pedagogiki: uchebnik / I. A. Alekhin, E. I. Fedak. — 2-e izd., pererab. — Moskva, 2019.
24. 1. Алёхин И. А. История педагогики: учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.

Остальные статьи