Золотые правила педагогики: гуманистические идеи европейской и американской педагогической мысли («Афинская школа», Я. А. Коменский, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, Дж. Дьюи)
Аннотация
Российская педагогическая мысль занимает достойное место в мировой педагогической системе. Она отличается постоянным поиском духовно-нравственных оснований, которые должны быть положены в основу образовательного процесса. В определенной степени развитие гуманистической педагогики характерно и для европейскоамериканской цивилизации. Об этом свидетельствует тот факт, что идеи российской педагогики перекликаются с передовыми идеями европейской и американской педагогической мысли. Цель статьи состоит в анализе опыта реализации гуманистических идей в практике организации образовательного процесса, связанного с традициями «Афинской школы» и именами таких известных педагогов, как Я. А. Коменский, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, Дж. Дьюи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 28-37 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_28 |
Введение в проблему
Современная российская педагогика стремится играть активную роль в преобразовании общественной жизни, старается оперативно откликаться на социальные запросы. Одной из характерных особенностей развития российского образования является переход к новой педагогической парадигме — антропоцентристской (гуманистической) [1; 9; 11]. Предпосылками для современного развития антропоцентристской парадигмы в образовании прежде всего выступают [3]:
— смена типа культуры — становление префигуративной культуры (тип культуры, в которой учатся не только обучающиеся у обучающих, но и обучающие у обучающихся);
— постиндустриальный тип общественного развития (центр тяжести в производстве смещается на инновации, в высокотехнологичные отрасли; возрастает потребность в развитии знаний, в притоке инновационно мыслящей рабочей силы, большинство которой перемещается в сферу услуг, и личного состава, способного творчески подходить к решению поставленных задач);
— революционное развитие информации.