Дата публикации: 01.07.2023

Слово об Учителе: Станислав Теофилович Шацкий (к 145-й годовщине со дня рождения)

Аннотация

Педагогическая деятельность Станислава Теофиловича Шацкого объективно принадлежит не только истории, но и настоящему и будущему российской системы образования. Его принципиальные идеи последовательной реализации многовековой мечты человечества — формирования всесторонне и гармонично развитой личности — имеют все предпосылки быть реализованными именно в нашей стране, прошедшей богатый знаменательными событиями исторический путь, обладающей действительно великой культурой.




Труды Станислава Теофиловича Шацкого неоднократно публиковались в Советском Союзе в 50–80-х годах ХХ века. Так, в 1958 году «Учпедгиз» выпустил «Избранные педагогические сочинения» Шацкого в одном томе. В 1963–1965 годах в издательстве «Просвещение» под редакцией Ивана Андреевича Каирова были опубликованы «Педагогические сочинения С. Т. Шацкого» в четырех томах. И наконец, в издательстве «Педагогика» под редакцией Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой вышли «Избранные педагогические сочинения С. Т. Шацкого» в двух томах.

К моменту выхода последнего двухтомника замечательного педагога, полного единомышленника С. Т. Шацкого, его супруги Валентины Николаевны уже не было в живых, она скончалась в 1978 году, ровно через 100 лет после рождения самого дорогого для нее человека. Примечательно, что два других соредактора — Николай Павлович Кузин и Михаил Николаевич Скаткин — на заре советской власти работали под руководством С. Т. Шацкого на Первой опытной станции РСФСР по народному образованию.

Да, мы видим: имя одного из строителей советской системы образования действительно не забыто. И, тем не менее, реальность такова, что сегодняшнее поколение российских педагогов в массе своей знают о С. Т. Шацком только понаслышке, а порой, как показывают опросы, вообще ничего не знают. В этой связи мы полагаем, что есть настоятельная необходимость напомнить о педагоге, умершем на своем боевом посту в расцвете лет (ему было всего 56 лет) и фактически объективно внесшем весомый вклад в отечественную педагогику, в разработку теории и практики формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Принципиально важно заметить, что достоверная характеристика конкретной личности непременно предполагает рассмотрение ее во времени, в пределах социокультурных обстоятельств.

Хорошо известны три этапа педагогической деятельности Шацкого: — открытие клубов для детей рабочей окраины Москвы (1905);

Список литературы

1. Shatskii S. T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. / S. T. Shatskii; pod red. N. P. Kuzina, M. N. Skatkina, V. N. Shatskoi. — Moskva: Pedagogika, 1980.
2. 9. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — Москва: Педагогика, 1980.
3. Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. — Moskva: Bol’shaya rossiiskaya entsiklopediya, 1999.
4. 8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1999.
5. Moskovskaya konservatoriya. Ot istokov do nashikh dnei. 1866-2006. Biograficheskii entsiklopedicheskii slovar’. — Moskva, 2007.
6. 7. Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. — Москва, 2007.
7. Aronov A. A. Pedagogicheskoe issledovanie genial’nosti: mify i real’nost’ / A. A. Aronov, A. V. Denikin, V. N. Ostashkin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 4 (84). — S. 11–22. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_11
8. 6. Аронов А. А. Педагогическое исследование гениальности: мифы и реальность / А. А. Аронов, А. В. Деникин, В. Н. Осташкин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4 (84). — С. 11–22. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_11
9. Aronov A. A. Bolonskii protsess v kontekste problem natsional’noi bezopasnosti Rossii / A. A. Aronov, I. A. Alekhin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 9–15. — DOI: 10.51944/20738536_2022_2_9
10. 5. Аронов А. А. Болонский процесс в контексте проблем национальной безопасности России / А. А. Аронов, И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 9–15. — DOI: 10.51944/20738536_2022_2_9
11. Aronov A. A. Vospityvat’ patriotov / A. A. Aronov. — Moskva: Prosveshchenie, 1989.
12. 4. Аронов А. А. Воспитывать патриотов / А. А. Аронов. — Москва: Просвещение, 1989.
13. Aronov A. A. Vklad Rossii v mirovuyu kul’turu: Biograficheskii entsiklopedicheskii slovar’ / A. A. Aronov. — Moskva: Profizdat, 2002.
14. 3. Аронов А. А. Вклад России в мировую культуру: Биографический энциклопедический словарь / А. А. Аронов. — Москва: Профиздат, 2002.
15. Alekhin I. A. O roli otechestvennykh prosvetitelei v formirovanii rоssiiskoi pedagogicheskoi mysli pervoi chetverti XVIII veka / I. A. Alekhin, V. V. Dudulin, V. A. Sobina // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 119–129.
16. 2. Алёхин И. А. О роли отечественных просветителей в формировании российской педагогической мысли первой четверти XVIII века / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. А. Собина // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 119–129. — DOI
17. Alekhin I. A. Istoriya pedagogiki: uchebnik / I. A. Alekhin, E. I. Fedak. — 2-e izd., pererab. — Moskva, 2019.
18. 1. Алёхин И. А. История педагогики: учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.

Остальные статьи