Слово об Учителе: Станислав Теофилович Шацкий (к 145-й годовщине со дня рождения)
Аннотация
Педагогическая деятельность Станислава Теофиловича Шацкого объективно принадлежит не только истории, но и настоящему и будущему российской системы образования. Его принципиальные идеи последовательной реализации многовековой мечты человечества — формирования всесторонне и гармонично развитой личности — имеют все предпосылки быть реализованными именно в нашей стране, прошедшей богатый знаменательными событиями исторический путь, обладающей действительно великой культурой.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 19-27 |
УДК | 37.0 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_19 |
Труды Станислава Теофиловича Шацкого неоднократно публиковались в Советском Союзе в 50–80-х годах ХХ века. Так, в 1958 году «Учпедгиз» выпустил «Избранные педагогические сочинения» Шацкого в одном томе. В 1963–1965 годах в издательстве «Просвещение» под редакцией Ивана Андреевича Каирова были опубликованы «Педагогические сочинения С. Т. Шацкого» в четырех томах. И наконец, в издательстве «Педагогика» под редакцией Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой вышли «Избранные педагогические сочинения С. Т. Шацкого» в двух томах.
К моменту выхода последнего двухтомника замечательного педагога, полного единомышленника С. Т. Шацкого, его супруги Валентины Николаевны уже не было в живых, она скончалась в 1978 году, ровно через 100 лет после рождения самого дорогого для нее человека. Примечательно, что два других соредактора — Николай Павлович Кузин и Михаил Николаевич Скаткин — на заре советской власти работали под руководством С. Т. Шацкого на Первой опытной станции РСФСР по народному образованию.
Да, мы видим: имя одного из строителей советской системы образования действительно не забыто. И, тем не менее, реальность такова, что сегодняшнее поколение российских педагогов в массе своей знают о С. Т. Шацком только понаслышке, а порой, как показывают опросы, вообще ничего не знают. В этой связи мы полагаем, что есть настоятельная необходимость напомнить о педагоге, умершем на своем боевом посту в расцвете лет (ему было всего 56 лет) и фактически объективно внесшем весомый вклад в отечественную педагогику, в разработку теории и практики формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Принципиально важно заметить, что достоверная характеристика конкретной личности непременно предполагает рассмотрение ее во времени, в пределах социокультурных обстоятельств.
Хорошо известны три этапа педагогической деятельности Шацкого: — открытие клубов для детей рабочей окраины Москвы (1905);