Дата публикации: 01.07.2023

Интеграция классического и инновационного как фактор развития отечественных дидактических теорий

Аннотация

В статье главный редактор обращает внимание исследователей и читателей на важность соблюдения принципа преемственности и последовательности в процессе разработки и внедрения инноваций в педагогическую теорию и практику. Дело в том, что сама педагогика как наука, или, точнее, искусство воспитания, не предполагает резких смен полярностей и векторов направленности в обучении и воспитании человека. Как известно, основу обучения и воспитания составляют устоявшиеся педагогические теории, концепции, положения. Важно, чтобы нововведения в педагогику не носили противоречивого характера, не предполагали резкого изменения их направленности. Такие изменения, как правило, приводят к хаосу в сознании человека и отрицательно сказываются как на результатах обучения, так и тем более воспитания. В целях сохранения прогрессивного развития в педагогической науке и практике автором предложено рассмотрение классических и инновационных теорий обучения в общей педагогике и педагогике высшей школы, раскрываются основные тенденции и закономерности становления и развития основных дидактических теорий и концепций в отечественной педагогике. Показаны особенности реализации в современных вузах классических теорий: ассоциативно-рефлекторной теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также инновационной — теории проблемно-деятельностного и цифрового обучения. Наряду с этим обосновывается эффективная интеграция специфических дидактических концепций: педоцентристской, белл-ланкастерской, мангеймской, бригадно-лабораторной, дальтон-плана, виннеткаплана — в современное программированное обучение.




Актуальность темы, которая рассматривается в статье, состоит в том, что на различных этапах исторического развития происходит переосмысление форм и методов освоения культурных ценностей. Процесс переосмысления, как правило, носит объективный характер и связан с изменениями методологических ориентиров, накопленного педагогического опыта, новыми установками, касающимися места человека в обществе и понимания сущности самой педагогической деятельности [1]. В этих условиях прогрессивное развитие педагогической науки происходит главным образом поступательно. Тем не менее на это развитие оказывает влияние политическая, экономическая и социальная обстановка в стране. Мысли и результаты деятельности исследователей различных периодов жизни страны так или иначе должны были соответствовать целям и задачам современного им государства. В противном случае они не поддерживались им и не получали общественного одобрения [2, с. 3–5].

По сути дидактика представляет собой систему теоретических знаний, описывающих и обосновывающих строго очерченный круг педагогических явлений и процессов, связанных с обучением. Ее структурными элементами являются дидактические положения и идеи, основные категории и понятия, функции, законы, закономерности и принципы, методы и рекомендации. Дидактическая теория является частью педагогической науки и излагает основные дидактические цели и задачи, закономерности, принципы и методы, на которых строится процесс обучения [4, с. 30–33].

Классическими теориями в дидактике называют ассоциативнорефлекторную теорию, теорию поэтапного формирования умственных действий, теорию развивающего обучения, проблемного обучения и др.

Наряду с теориями широкое распространение в литературе получили дидактические концепции, они отличаются наиболее общими положениями и выражаются во взглядах, представлениях, предположениях. В отличие от теорий, дидактические концепции включают в себя совокупность теоретических идей и практических подходов к организации образовательной деятельности. Они, как правило, разделяются на традиционные (классно-урочная система обучения и др.) и нетрадиционные (концепция проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения, цифрового обучения, а также педоцентристская, мангеймская, дальтон-план, белл-ланкастерская, бригадно-лабораторная и др.) [8, с. 146–155].

В дидактических концепциях процесс обучения базируется на педагогических идеях, которые обобщенно описывают цели и задачи, закономерности и принципы, содержание обучения, а также методы, средства и формы передачи знаний. В литературе концепции систематизируют по признаку понимания предмета дидактики и разделяют на традиционные, педоцентристские и современные [3, с. 135–146].

Список литературы

1. Tekhnologii professional’no orientirovannogo obucheniya: uchebnik / pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva: VU, 2019. — 299 s.
2. 11. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебник / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва: ВУ, 2019. — 299 с.
3. Teoriya i praktika professional’nogo obrazovaniya ofitserov v voennykh vuzakh Rossiiskoi Federatsii: monografiya / A. A. Avuza, I. A. Alekhin, V. N. Voronov [i dr.]. — Moskva, 2018.
4. 10. Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации: монография / А. А. Авуза, И. А. Алёхин, В. Н. Воронов [и др.]. — Москва, 2018.
5. Teoriya obucheniya i pedagogicheskie tekhnologii / I. A. Alekhin, E.I. Fedak, A. V. Denikin [i dr.]. — 2-e izd., pererab. — Moskva, 2019.
6. 9. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин [и др.]. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.
7. Psikhologicheskie usloviya razvitiya poznavatel’noi samostoyatel’nosti obuchayushchikhsya na osnove interaktivnykh didakticheskikh tekhnologii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov, A. V. Denikin, A. D. Lazukin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. —
8. 8. Психологические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся на основе интерактивных дидактических технологий / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов, А. В. Деникин, А. Д. Лазукин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С.
9. Ivanov V. P. Voennaya didaktika: ucheb. posobie / V. P. Ivanov. — Moskva: VU, 2022. — 272 s.
10. 7. Иванов В. П. Военная дидактика: учеб. пособие / В. П. Иванов. — Москва: ВУ, 2022. — 272 с.
11. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin, A. A. Avuza, V. V. Boguslavskii [i dr.]; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — 1-e izd. — Moskva: Yurait, 2023. — 414 s. — (Seriya 76, Vysshee obrazovanie).
12. 6. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. В. Богуславский [и др.]; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — Москва: Юрайт, 2023. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
13. Voennaya didaktika: uchebnik / pod obshch. red. V. G. Mikhailovskogo. — 2-e izd., pererab. — Moskva: ID Kupriyanova, 2010. — 503 s.
14. 5. Военная дидактика: учебник / под общ. ред. В. Г. Михайловского. — 2-е изд., перераб. — Москва: ИД Куприянова, 2010. — 503 с.
15. Vdovyuk V. I. Osnovy pedagogiki vysshei voennoi shkoly (strukturno-logicheskie skhemy) / V. I. Vdovyuk, V. N. Novikov, G. A. Shabanov. — Moskva: VA RVSN im. Petra Velikogo, 1999. — 95 s.
16. 4. Вдовюк В. И. Основы педагогики высшей военной школы (структурно-логические схемы) / В. И. Вдовюк, В. Н. Новиков, Г. А. Шабанов. — Москва: ВА РВСН им. Петра Великого, 1999. — 95 с.
17. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya.— 2021.— №1–2 (54).— S.135–146.— DOI: 10.51944/2073-8498_2021_1-2_135
18. 3. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/2073-8498_2021_1-2_135
19. Alekhin I. A. Istoriya pedagogiki : uchebnik / I. A. Alekhin, E. I. Fedak. — 2-e izd., pererab. — Moskva, 2019.
20. 2. Алёхин И. А. История педагогики: учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.
21. Aktual’nye voprosy teoreticheskoi i prakticheskoi pedagogiki v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii: monografiya / I. A. Alekhin, A. A. Aronov [i dr.]. — Moskva, 2018.
22. 1. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография / И. А. Алёхин, А. А. Аронов [и др.]. — Москва, 2018.

Остальные статьи