Интеграция классического и инновационного как фактор развития отечественных дидактических теорий
Аннотация
В статье главный редактор обращает внимание исследователей и читателей на важность соблюдения принципа преемственности и последовательности в процессе разработки и внедрения инноваций в педагогическую теорию и практику. Дело в том, что сама педагогика как наука, или, точнее, искусство воспитания, не предполагает резких смен полярностей и векторов направленности в обучении и воспитании человека. Как известно, основу обучения и воспитания составляют устоявшиеся педагогические теории, концепции, положения. Важно, чтобы нововведения в педагогику не носили противоречивого характера, не предполагали резкого изменения их направленности. Такие изменения, как правило, приводят к хаосу в сознании человека и отрицательно сказываются как на результатах обучения, так и тем более воспитания. В целях сохранения прогрессивного развития в педагогической науке и практике автором предложено рассмотрение классических и инновационных теорий обучения в общей педагогике и педагогике высшей школы, раскрываются основные тенденции и закономерности становления и развития основных дидактических теорий и концепций в отечественной педагогике. Показаны особенности реализации в современных вузах классических теорий: ассоциативно-рефлекторной теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также инновационной — теории проблемно-деятельностного и цифрового обучения. Наряду с этим обосновывается эффективная интеграция специфических дидактических концепций: педоцентристской, белл-ланкастерской, мангеймской, бригадно-лабораторной, дальтон-плана, виннеткаплана — в современное программированное обучение.
Ключевые слова
- Ключевые слова: дидактика
- ассоциативно-рефлекторная теория обучения
- теория поэтапного формирования умственных действий
- проблемно-деятельностное обучение
- развивающее обучение
- педоцентристская
- белл-ланкастерская
- мангеймская концепции обучения
- бригадно-лабораторной метод в обучении
- дальтон-план
- виннетка-план
- цифровое и программированное обучение.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 9-18 |
УДК | 37.0 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_9 |
Актуальность темы, которая рассматривается в статье, состоит в том, что на различных этапах исторического развития происходит переосмысление форм и методов освоения культурных ценностей. Процесс переосмысления, как правило, носит объективный характер и связан с изменениями методологических ориентиров, накопленного педагогического опыта, новыми установками, касающимися места человека в обществе и понимания сущности самой педагогической деятельности [1]. В этих условиях прогрессивное развитие педагогической науки происходит главным образом поступательно. Тем не менее на это развитие оказывает влияние политическая, экономическая и социальная обстановка в стране. Мысли и результаты деятельности исследователей различных периодов жизни страны так или иначе должны были соответствовать целям и задачам современного им государства. В противном случае они не поддерживались им и не получали общественного одобрения [2, с. 3–5].
По сути дидактика представляет собой систему теоретических знаний, описывающих и обосновывающих строго очерченный круг педагогических явлений и процессов, связанных с обучением. Ее структурными элементами являются дидактические положения и идеи, основные категории и понятия, функции, законы, закономерности и принципы, методы и рекомендации. Дидактическая теория является частью педагогической науки и излагает основные дидактические цели и задачи, закономерности, принципы и методы, на которых строится процесс обучения [4, с. 30–33].
Классическими теориями в дидактике называют ассоциативнорефлекторную теорию, теорию поэтапного формирования умственных действий, теорию развивающего обучения, проблемного обучения и др.
Наряду с теориями широкое распространение в литературе получили дидактические концепции, они отличаются наиболее общими положениями и выражаются во взглядах, представлениях, предположениях. В отличие от теорий, дидактические концепции включают в себя совокупность теоретических идей и практических подходов к организации образовательной деятельности. Они, как правило, разделяются на традиционные (классно-урочная система обучения и др.) и нетрадиционные (концепция проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения, цифрового обучения, а также педоцентристская, мангеймская, дальтон-план, белл-ланкастерская, бригадно-лабораторная и др.) [8, с. 146–155].
В дидактических концепциях процесс обучения базируется на педагогических идеях, которые обобщенно описывают цели и задачи, закономерности и принципы, содержание обучения, а также методы, средства и формы передачи знаний. В литературе концепции систематизируют по признаку понимания предмета дидактики и разделяют на традиционные, педоцентристские и современные [3, с. 135–146].