Столетний юбилей члена-корреспондента Российской академии образования Нины Васильевны Кузьминой (Головко-Гаршиной)
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 314-315 |
Старейшему российскому легендарному педагогу, психологу, акмеологу Нине Васильевне Кузьминой (Головко-Гаршиной) 23 сентября исполнилось сто лет со дня рождения! Родственница знаменитого писателя Всеволода Гаршина и внучатая племянница главнокомандующего во время войны Северным флотом адмирала Арсения Головко, она посвятила всю свою сознательную жизнь русскому просвещению. Нина Васильевна Головко родилась в Кабардино-Балкарии в семье горного инженера и биолога-фармацевта, прививших любознательной дочери с математическими способностями трудолюбие, рациональное мышление и волевой характер.
На протяжении 75-летнего самоотверженного служения российской психолого-педагогической науке и народному образованию она — после окончания с золотой медалью школы и с отличием Ленинградского университета — работала: школьным учителем, преподавателем и заведующей кафедрами педагогики и психологии в столичных и региональных вузах, научным сотрудником и руководителем лабораторий в исследовательских институтах, в 1970–1980-е гг. возглавляла в качестве председателя Головной совет по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР.
Эта богатейшая многопрофильная образовательная практика вдохновляла познавательные поиски Нины Васильевны на постановку в традициях школы Б. Г. Ананьева актуальных психолого-педагогических проблем и на их оригинальное научное решение. Первая монография Н. В. Кузьминой «Формирование педагогических способностей» (1961) вызвала признание психолого-педагогической общественности и была переведена в Великобритании и Венгрии. Другая ее книга — «Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности» (1967) выдержала 17 изданий и вышла на немецком языке (1975).
Ниной Васильевной Кузьминой разработаны концепции: деятельности и личности учителя средней школы и мастера производственного обучения, развития личности студентов и преподавателей вузов, основ педагогики высшей школы. Одной из первых в стране она построила типологию педагогических методов на основе методологии системного подхода.
Основным фундаментальным вкладом Н. В. Кузьминой в современное человекознание явилось развитие идей Н. А. Рыбникова и стратегии Б. Г. Ананьева путем новаторской разработки ею теоретических основ и образовательных технологий такой инновационной области, как комплексная наука акмеология, изучающая профессионализм человека и вершинные достижения его личности и деятельности. Ею создана целая научная школа энтузиастов-акмеологов, для институционализации исследовательской и образовательной деятельности которых Н. В. Кузьмина организовала на рубеже 1980–1990-х гг. научно-общественную Ассоциацию акмеологов и возглавила Санкт-Петербургскую академию акмеологических наук, руководимую ею доныне в качестве ее бессменного президента.