Дата публикации: 01.10.2022

Профессиональная самореализация и социально-психологическая адаптация русскоговорящих мигрантов: анализ взаимосвязи

Аннотация

В научной статье представлены результаты экспериментального исследования по изучени ю взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации с уровнем проф ессиональной самореализации русскоговорящих мигрантов на примере Германии. Обосновываются актуальность и необходимость создания комплексных мер психологической поддержки мигрантов в процессе их профессиональной самореализации. В частности, представлены результаты теоретического анализа по данной проблематике, а также анализ результатов проведения программы психологического сопровождения профессиональной самореализации мигрантов на основе авторской модели, включающей в себя методы когнитивно-поведенческой терапии, проективные методики и коучинговые технологии.




Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, беспрецедентным ростом международной миграции и ее влиянием на все мировое сообщество, в том числе значительно возросшей долей русскоговорящих мигрантов. По мнению Международной организации по миграции, представленному в отчете за 2022 год, в 2020 году почти 281 млн человек (3,6 % от общей численности населения) жили в стране, отличной от страны их рождения, это примерно на 128 млн больше, чем 30 лет назад, в 1990 году. В отчете также отмечается, что Российская Федерация является третьей по величине страной происхождения среди стран с самой большой численностью эмигрантов в мире, около 10,8 млн человек проживают за рубежом [8].

Начиная с 2022 года значение миграции, виды и направление миграционных потоков претерпели колоссальные изменения, соответственно, все проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией и профессиональной самореализацией мигрантов в принимающем обществе, имеют на сегодняшний день первостепенное значение и являются одной из основных задач в современном мире.

Во-вторых, изучение феномена самореализации личности является одним из ключевых направлений современной психологической науки [9], что находит свое отражение в создании эффективных моделей и методик исследован ия самореализации личности [5; 6; 7]. Успешная самореализация является необходимым условием психологического здоровья личности и удовлетворенности жизнью в целом. Наиболее актуальным на сегодняшний день представляется вопрос о возможности сбалансирования профессионального и личностного развития. Отечественные и зарубежные авторы отмечают разнообразие аспектов понятия самореализации. Самореализация рассматривается как цель и потребность (Фромм Э., Леонтьев Д. А.), способ жизни (Маслоу А., Никитина Е. А.), процесс (Рубинштейн С. Л., Ананьев Б. Г., Яницкий Л. А., Коростылева М. С.), переход от потенциального к актуальному (Выготский Л. С., Эльконин Б. Д.), результат жизнедеятельности (Абульханова-Славская К. А.), результат для общества и для человека (Коростылева Л. А., Солодникова И. В.), средство (Газман О. С.), состояние (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Роджерс К.), особый вид деятельности (Егорычева И. Д.).

На современном этапе развития науки ученые, занимающиеся данной тематикой, выделяют такие виды самореализации, как профессиональная, творческая, социальная, личностная, самореализация в брачных отношениях [9].

В отечественной психологии изучаются специфика профессиональной самореализации (Акиндинова И. А., Владимирова Ю. В., Сизова Л. А., Костакова И. В., Белоусова С. С.), личностные детерминанты профессиональной самореализации (Богатырева О. В., Марцинковская Т. Д., Кудинов С. И., Архипочкина К. В.), самореализация в процессе онтогенеза: молодежь, средний возраст (Москаленко О. В., Миронова Г. В., Кулагина И. В.), гендерные стереотипы и самореализация (Денисова Е. А., Плотникова Е. С., Гордеева В. В.). Начало изучению данного направления положило учение об индивидуальности Б. Г. Ананьева, с позиции которого именно деятельность выступает главным условием проявления индивидуальности, а соответственно, и самореализации личности [1].

Список литературы

1. Печеркина А. А. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов / А. А. Печеркина, К. Д. Катькало // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 1. — С. 88–95.
2. Waterman A. S. Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of selfdetermination, the balance of challenges and skills, and self-realization values / A. Waterman, S. J. Schwartz, E. Goldbacher et al. // Personality and Social Ps
3. Ryff C. D. Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential / C. D. Ryff // Perspec С. D. Ryff tives on Psychological Science. — 2018. — Vol. 2, No. 13. — P. 242–248.
4. Miquelon P. Goal Motives, Well-Being, and Physical Health: Happiness and Self-Realization as Psychological Resources Under Challenge / P. Miquelon, R. J. Vallerand // Motivation and Emotions. — 2006. — Vol. 30, No. 4. — P. 259–272.
5. Krems J. A. Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One’s Full Potential? / J. A. Krems, D. T. Kenrick, R. Neel // Personality and Social Psychology Bulletin. — 2017. — Vol. 9, No. 43. — P. 1337–1352.
6. Berry J. W. Immigration, Acculturation, and Adaptation / J. W. Berry // Applied psychology: an international review. — 1997. — Vol. 46 (1). — Р. 5–68.
7. Шнейдер Л. Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007. — 128 с.
8. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2009. — 544 с.
9. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В. А. Сонин. — СПб. : Речь, 2004. — 408 с.
10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2017. — 288 с.
11. Махновский Д. Е. География международных миграций населения / Д. Е. Махновский // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы» : материалы форума. — Воронеж : Цифровая полиграфия, 2021. — С. 258–263.
12. Кудинов С. И. Системный подход в исследовании самореализации личности / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов // Российский научный журнал. — 2015. — № 2 (45). — С. 138–143.
13. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности / С. И. Кудинов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. — № 2 (14). — С. 74–83.
14. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. … д-ра психол. наук / Л. А. Коростылева. — СПб., 2001. — 400 с.
15. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия / Е. А. Гаврилова // Вестник ТвГУ. Серия : Педагогика и психология. — 2015. — № 3. — С. 19–34.
16. Вайсброд Е. А. Национальный характер и его влияние на социально-психологическую адаптацию в иммиграции (на примере русскоговорящих мигрантов в Германии) / Е. А. Вайсброд // Актуальные проблемы психологического знания . — 2022. — № 3 (60). — С. 44–59. — DO
17. Вайсброд Е. А. Профессиональная самореализация иммигрантов постсоветского пространства: особенности в современных условиях турбулентности / Е. А. Вайсброд У. А. Назарова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 125–137.

Остальные статьи