Дата публикации: 01.10.2023

Темперамент и познавательная активность учащихся

Аннотация

В статье обсуждаются результаты изучения познавательной активности учащихся лицея. Проанализированы психологические факторы, участвующие во взаимодействии устойчивости внимания и скорости мышления, типы темпераментов обучающихся (меланхолический, сангвинический, флегматический, холерический). Рассмотренные характеристики представляют интерес для психологов, врачей, педагогов и других специалистов, участвующих в образовательном процессе.




Введение

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности [19]. Много работ посвящено изучению взаимодействия понятий «темперамент», «самооценка» [3], «личностные качества» [4], «типы психической деятельности» [8]. В то же время рассматриваются взаимообусловленность личностных харктеристик, в том числе познавательных процессов, эмпатии, алекситимии, темперамента, и формирование дисфункциональных состояний [7; 10; 20].

В нашей современной многообразной культуре существует несколько основных типов темперамента, каждый из которых имеет свои специфические характеристики. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности, это набор характеристик, которые определяют индивидуальное поведение и реакции человека на внешние воздействия. В исследовании темпераментов существует несколько подходов, но наиболее распространенной является модель, предложенная Айзенком. Эта модель основывается на двух основных измерениях темперамента: экстраверсии и нейротизме. Экстраверсия определяется как личностный фактор, выражающийся через стремление к общению, праздности и подвижности. Экстраверты обычно общительны, энергичны, любят приключения и общественную жизнь. Нейротизм, в свою очередь, характеризуется высоким уровнем эмоциональной неустойчивости. Люди, склонные к нейротизму, часто бывают тревожны, их эмоции не уравновешенны и имеют тенденцию к депрессии. На основе этих двух измерений Айзенк предложил четыре типа темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Холерик в большинстве своем экстравертный, энергичный и быстрый. Он хорошо приспосабливается к новым ситуациям и погружается в работу. Холерикам обычно свойственны высокий уровень эмоциональной неустойчивости и склонность к агрессии. Сангвиники — это здоровые экстраверты, социальные, душевные и общительные люди. Они способны к сочувствию, легко устанавливают контакты и обладают ярким чувством юмора. Меланхолик — это обычно замкнутый и угрюмый человек, нежный и чувствительный, склонный к пессимизму и депрессии. Он обычно пристально осмысливает свои чувства и думает о вещах долго. Меланхоликам характерно негативное отношение к новым ситуациям. Флегматики — это люди, спокойные, сбалансированные, невозмутимые, зачастую интровертированные и полагающиеся на логику. Они склонны к передаче решения проблем другим и избегают конфликтов. Флегматикам характерно сохранение хладнокровия в любой ситуации. Выделено 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик [13].

Учет типа темперамента важен при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях [1; 2]. В целях повышения эффективности учебного процесса необходимо принмимать во внимание тип темперамента учащихся [6; 9]. Тип темперамента инициирует способности личности [11]. Учет индивидуально-психологических особенностей детей важен в процессе учебной деятельности [12]. Также в профессиональном становлении личности большая роль отводится эмпатическим способностям [6], индивидуально-психологическим характеристикам личности [5]. Связи темперамента ребенка с академической успеваемостью могут варьировать в зависимости от социально-экономического статуса семьи; проведенные исследования подтвердили неблагоприятный вклад низкого социально-экономического статуса в связи между темпераментом детей и их успеваемостью [18].

Всестороннее объяснение различий в успеваемости включает когнитивные и некогнитивные переменные [14; 16]. В нескольких исследованиях сообщается, что многие аспекты темперамента совместно способствуют школьной успеваемости в образовательном контексте. Дети постепенно поднимаются по трем образовательным уровням — дошкольному, начальному и среднему, что определяется изменением структуры учебной среды. Имеются данные, что величина взаимосвязи между темпераментом и достижениями варьируется в зависимости от уровня образования. Более значимые отношения зарегистрированы в более старшем возрасте, кроме того, обнаружены отрицательная корреляция между настойчивостью и достижениями в возрасте 7 лет и положительная корреляция в возрасте 12 лет. Также предполагается, что структура и даже характер темперамента подвержены нарастающему в школьные годы влиянию внешних сил. В школьные годы учащиеся проходят уровни общего образования — от дошкольного уровня к начальному, основному, среднему. Переход к продвинутой образовательной среде является относительно краткосрочным, но имеет очень бурный темп. Темперамент в полной мере действует в точках перехода от одного образовательного уровня к другому. Адаптация к новому образовательному уровню связана с падением академических оценок. Угроза отклонения от установленной академической траектории особенно очевидна при переходе в среднюю школу, когда ученику приходится ориентироваться в требованиях нескольких учителей-предметников [15; 17].

Список литературы

1. 11. Трубинова, Е. А. Влияние типа темперамента на учебную деятельность / Е. А. Трубинова, Т. В. Гультяева, Е. С. Ванюкова // International Scientific Review. — 2017. — № 7 (38). — С. 40–42.
2. 20. Tokareva, N. Formation of Inclusive Competence of the Medicine Institute Graduate / N. Tokareva // Lecture Notes in Networks and Systems : 14th International Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry. — Switzer
3. 19. Mental and physical effort affect vigilance differently / A. S. Smit, P. A. Eling, M. T. Hopman, A. M. Coenen // International Journal of Psychophysiology. — 2005. — Vol. 57, № 3. — Р. 211–217.
4. 18. Lazdauskas, T. Temperament and Academic Achievement in Children : A MetaAnalysis / T. Lazdauskas, D. Nasvytiene // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education — 2021. — Vol. 11, № 3. — P. 736–757. — DOI: 10.3390/ ejihpe110300
5. 17. Keogh, B. K. Temperament in the Classroom : Understanding Individual Differences / B. K. Keogh ; ed. by H. Paul. — Baltimore, MD : Brookes Publishing, 2003. —199 p.
6. 16. Effects of psychophysiological reactivity to a school-related stressor and temperament on early adolescents’ academic performance / S. Scrimin, U. Moscardino, L. Finos, L. Mason // Journal of Early Adolescence — 2018. — Vol. 39, № 2. — P. 904–931. — D
7. 15. Duckworth, A. L. Temperament in the classroom / A. L. Duckworth, K. M. Allred // Handbook of Temperament / ed. by R. L. Shiner, M. Zentner. — New York, 2012. — P. 627–644.
8. 14. Caviglia-Harris, J. It’s not all in their heads : The differing role of cognitive factors and non-cognitive traits in undergraduate success / J. Caviglia-Harris, K. Maier // Education Economics — 2020. — Vol. 28, № 3. — P. 1–18. — DOI: 10.1080/0964529
9. 13. Шигабетдинова, Г. М. Взаимосвязь между выбором вида досуга и типом темперамента человека / Г. М. Шигабетдинова, И. А. Якушева // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 2. — URL: <a href="http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64454" target="_blank">http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64454</a> (дата обраще
10. 12. Чиркова, Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей / Т. Чиркова. — Москва : МПСИ, 2018. — 198 с.
11. 1. Декман, И. Е. Учет типа темперамента дошкольника при подготовке к школе / И. Е. Декман, О. Л. Дорошенко // Мир педагогики и психологии. — 2020. — № 8 (49). — URL: <a href="https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchet-tipa-temperamenta-doshkolnikapri-podgotovke-k" target="_blank">https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchet-tipa-temperamenta-doshkolnikapri-podgotovke-k</a>
12. 10. Токарева, Н. Г. Роль психологических знаний в формировании профессионального портрета врача / Н. Г. Токарева // Гуманитарные науки. — 2018. — № 4 (44). — С. 39–44.
13. 9. Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 484–486. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/393/86926/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/393/86926/</a> (дата обращения: 07.04.2023).
14. 8. Русалов, В. М. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента / В. М. Русалов, И. Н. Трофимова // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32, № 3. — С. 74–84.
15. 7. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности / И. А. Колосунин, М. Г. Савочкина, О. В. Родин, Н. Г. Токарева // Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19, № 12. — С. 141–143.
16. 6. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности / Н. К. Ракович. — Минск, 2002. — 248 с.
17. 5. Морковин, А. М. Организация воспитательно-образовательного процесса обучающихся в условиях отечественной образовательной среды / А. М. Морковин, О. В. Морковина // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 6 (67). — С. 128–130.
18. 4. Маркелова, К. В. Темперамент и личностные качества / К. В. Маркелова // Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 8. — URL: <a href="http://web." target="_blank">http://web.</a> snauka.ru/issues/2018/08/87542 (дата обращения: 05.04.2023).
19. 3. Круглова, Т. Е. Связь типа темперамента с самооценкой студентов вуза / Т. Е. Круглова, Т. М. Маслова // Современные научные исследования и инновации. — 2017. — № 3. — URL: <a href="http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79949" target="_blank">http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79949</a> (дата обращения: 05.04.2023).
20. 2. Егорова, О. С. Особенности темперамента детей дошкольного возраста / О. С. Егорова, А.В. Пакшина // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 2. — С. 33–35.

Остальные статьи