Темперамент и познавательная активность учащихся
Аннотация
В статье обсуждаются результаты изучения познавательной активности учащихся лицея. Проанализированы психологические факторы, участвующие во взаимодействии устойчивости внимания и скорости мышления, типы темпераментов обучающихся (меланхолический, сангвинический, флегматический, холерический). Рассмотренные характеристики представляют интерес для психологов, врачей, педагогов и других специалистов, участвующих в образовательном процессе.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 304-313 |
УДК | 61:159.923 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_30 |
Введение
Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности [19]. Много работ посвящено изучению взаимодействия понятий «темперамент», «самооценка» [3], «личностные качества» [4], «типы психической деятельности» [8]. В то же время рассматриваются взаимообусловленность личностных харктеристик, в том числе познавательных процессов, эмпатии, алекситимии, темперамента, и формирование дисфункциональных состояний [7; 10; 20].
В нашей современной многообразной культуре существует несколько основных типов темперамента, каждый из которых имеет свои специфические характеристики. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности, это набор характеристик, которые определяют индивидуальное поведение и реакции человека на внешние воздействия. В исследовании темпераментов существует несколько подходов, но наиболее распространенной является модель, предложенная Айзенком. Эта модель основывается на двух основных измерениях темперамента: экстраверсии и нейротизме. Экстраверсия определяется как личностный фактор, выражающийся через стремление к общению, праздности и подвижности. Экстраверты обычно общительны, энергичны, любят приключения и общественную жизнь. Нейротизм, в свою очередь, характеризуется высоким уровнем эмоциональной неустойчивости. Люди, склонные к нейротизму, часто бывают тревожны, их эмоции не уравновешенны и имеют тенденцию к депрессии. На основе этих двух измерений Айзенк предложил четыре типа темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Холерик в большинстве своем экстравертный, энергичный и быстрый. Он хорошо приспосабливается к новым ситуациям и погружается в работу. Холерикам обычно свойственны высокий уровень эмоциональной неустойчивости и склонность к агрессии. Сангвиники — это здоровые экстраверты, социальные, душевные и общительные люди. Они способны к сочувствию, легко устанавливают контакты и обладают ярким чувством юмора. Меланхолик — это обычно замкнутый и угрюмый человек, нежный и чувствительный, склонный к пессимизму и депрессии. Он обычно пристально осмысливает свои чувства и думает о вещах долго. Меланхоликам характерно негативное отношение к новым ситуациям. Флегматики — это люди, спокойные, сбалансированные, невозмутимые, зачастую интровертированные и полагающиеся на логику. Они склонны к передаче решения проблем другим и избегают конфликтов. Флегматикам характерно сохранение хладнокровия в любой ситуации. Выделено 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик [13].
Учет типа темперамента важен при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях [1; 2]. В целях повышения эффективности учебного процесса необходимо принмимать во внимание тип темперамента учащихся [6; 9]. Тип темперамента инициирует способности личности [11]. Учет индивидуально-психологических особенностей детей важен в процессе учебной деятельности [12]. Также в профессиональном становлении личности большая роль отводится эмпатическим способностям [6], индивидуально-психологическим характеристикам личности [5]. Связи темперамента ребенка с академической успеваемостью могут варьировать в зависимости от социально-экономического статуса семьи; проведенные исследования подтвердили неблагоприятный вклад низкого социально-экономического статуса в связи между темпераментом детей и их успеваемостью [18].
Всестороннее объяснение различий в успеваемости включает когнитивные и некогнитивные переменные [14; 16]. В нескольких исследованиях сообщается, что многие аспекты темперамента совместно способствуют школьной успеваемости в образовательном контексте. Дети постепенно поднимаются по трем образовательным уровням — дошкольному, начальному и среднему, что определяется изменением структуры учебной среды. Имеются данные, что величина взаимосвязи между темпераментом и достижениями варьируется в зависимости от уровня образования. Более значимые отношения зарегистрированы в более старшем возрасте, кроме того, обнаружены отрицательная корреляция между настойчивостью и достижениями в возрасте 7 лет и положительная корреляция в возрасте 12 лет. Также предполагается, что структура и даже характер темперамента подвержены нарастающему в школьные годы влиянию внешних сил. В школьные годы учащиеся проходят уровни общего образования — от дошкольного уровня к начальному, основному, среднему. Переход к продвинутой образовательной среде является относительно краткосрочным, но имеет очень бурный темп. Темперамент в полной мере действует в точках перехода от одного образовательного уровня к другому. Адаптация к новому образовательному уровню связана с падением академических оценок. Угроза отклонения от установленной академической траектории особенно очевидна при переходе в среднюю школу, когда ученику приходится ориентироваться в требованиях нескольких учителей-предметников [15; 17].