Мониторинг как основа оптимизации процесса культуры общения между участниками образовательного процесса
Аннотация
Представленные материалы отражают результаты экспериментального подхода к осмыслению проблемы культуры общения в дошкольной образовательной организации. Опираясь на метод теоретического анализа и понимая под культурой педагогического общения особые навыки общения, реализуемые педагогом в учебной деятельности и ориентированные на повышение эффективности учебного процесса посредством создания благоприятной атмосферы взаимодействия между его участниками, описывается программа мониторинга, реализация которой позволит не только изучить способы владения культурой общения педагогами, но и, выделив имеющиеся у них проблемы, составить основу для разработки психолого-педагогической программы оптимизации культуры общения в дошкольной образовательной организации как образовательной системе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 294-304 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_294 |
Проблема эффективного взаимодействия и оптимальной межличностной коммуникации в образовательных учреждениях уже длительное время остается одной из остро актуальных проблем психологов и педагогов (Э. Берн, Т. Квастхофф, Л. Фейербах, Ф. А. Хазе, К. Ховланд, Б. Х. Шпицгерн, А. А. Бодалев, М. Н. Вишневская И. А. Зимняя, К. В. Исакова, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, Л. Б. Полосова, А. А. Реан, Е. С. Рычагова, Л. В. Скитская, Н. Д. Фурмановская и т. д.).
Особую актуальность разработка технологий формирования у подрастающего поколения умения бесконфликтно взаимодействовать в коллективе, придерживаясь единых социальных норм и уважая традиции народов каждой этногруппы нашего многонационального общества, приобретает в современных реалиях духовного и нравственного кризиса общества (Л. А. Белашова, А. А. Вахобова, Ю. Ю. Романова, Т. А. Серебрякова, А. А. Шалина и др.).
Формировать же умения эффективной коммуникации призваны педагоги, используя в своей работе с подрастающими поколениями максимально эффективные методы и технологии трансляции накопленного человечеством на протяжении всей истории своего существования культурного наследия и духовного богатства, выступающего основой развития творческого потенциала, возможностей и способностей как каждой конкретной личности, так и общества в целом (В. М. Букатов, З. И. Васильева, А. П. Ершова, В. A. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Ю. Л. Львова, Т. Н. Мальковская, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Ю. В. Питюкова, Н. Е. Щуркова и др.).
Особое значение культура педагогического общения имеет в рамках организации образовательного пространства дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно на этапе дошкольного детства ребенок максимально активен в плане познания окружающего его мира природы и вещей, взрослых и сверстников. В силу своей возрастной специфики малыш максимально открыт тому социальному опыту, который, по мнению А. А. Реана, выступает значимой для ребенка социальной ситуацией его развития, является важнейшим механизмом его личностного развития, «тем фундаментом, который… определяет особенности его отношения к миру, поведения и, как итог, — объективно обусловливает становление самосознания, самооценки личности, формирование ее мировоззрения, системы ценностных ориентаций и т. д.» [14, с. 8].
Вместе с тем, как отмечают исследователи, современные педагоги нередко испытывают затруднения, организуя общение с детьми. К таким проблемам, а значит, и рискам образовательной среды ДОО, которые оказывают негативное влияние на полноценное развитие детей, как полагает О. В. Башун [3], можно отнести неготовность и неспособность педагогов как организовать, так и осуществить эффективный контакт и коммуникацию с детьми, что, по мнению автора, объективно связано с недостатком знаний в области возрастной педагогики и психологии и, как следствие, с отсутствием у педагогов способности гибко и мобильно подходить к решению тех проблемных ситуаций, которые возникают в процессе общения как в системе «ребенок — ребенок», так и в системе «взрослый — ребенок». Автор обращает внимание и на недостаточность у педагогов умений в области грамотного и эффективного управления своими собственными психическими состояниями и проявлениями.