Дата публикации: 01.10.2023

Мониторинг как основа оптимизации процесса культуры общения между участниками образовательного процесса

Аннотация

Представленные материалы отражают результаты экспериментального подхода к осмыслению проблемы культуры общения в дошкольной образовательной организации. Опираясь на метод теоретического анализа и понимая под культурой педагогического общения особые навыки общения, реализуемые педагогом в учебной деятельности и ориентированные на повышение эффективности учебного процесса посредством создания благоприятной атмосферы взаимодействия между его участниками, описывается программа мониторинга, реализация которой позволит не только изучить способы владения культурой общения педагогами, но и, выделив имеющиеся у них проблемы, составить основу для разработки психолого-педагогической программы оптимизации культуры общения в дошкольной образовательной организации как образовательной системе.




Проблема эффективного взаимодействия и оптимальной межличностной коммуникации в образовательных учреждениях уже длительное время остается одной из остро актуальных проблем психологов и педагогов (Э. Берн, Т. Квастхофф, Л. Фейербах, Ф. А. Хазе, К. Ховланд, Б. Х. Шпицгерн, А. А. Бодалев, М. Н. Вишневская И. А. Зимняя, К. В. Исакова, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, Л. Б. Полосова, А. А. Реан, Е. С. Рычагова, Л. В. Скитская, Н. Д. Фурмановская и т. д.).

Особую актуальность разработка технологий формирования у подрастающего поколения умения бесконфликтно взаимодействовать в коллективе, придерживаясь единых социальных норм и уважая традиции народов каждой этногруппы нашего многонационального общества, приобретает в современных реалиях духовного и нравственного кризиса общества (Л. А. Белашова, А. А. Вахобова, Ю. Ю. Романова, Т. А. Серебрякова, А. А. Шалина и др.).

Формировать же умения эффективной коммуникации призваны педагоги, используя в своей работе с подрастающими поколениями максимально эффективные методы и технологии трансляции накопленного человечеством на протяжении всей истории своего существования культурного наследия и духовного богатства, выступающего основой развития творческого потенциала, возможностей и способностей как каждой конкретной личности, так и общества в целом (В. М. Букатов, З. И. Васильева, А. П. Ершова, В. A. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Ю. Л. Львова, Т. Н. Мальковская, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Ю. В. Питюкова, Н. Е. Щуркова и др.).

Особое значение культура педагогического общения имеет в рамках организации образовательного пространства дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно на этапе дошкольного детства ребенок максимально активен в плане познания окружающего его мира природы и вещей, взрослых и сверстников. В силу своей возрастной специфики малыш максимально открыт тому социальному опыту, который, по мнению А. А. Реана, выступает значимой для ребенка социальной ситуацией его развития, является важнейшим механизмом его личностного развития, «тем фундаментом, который… определяет особенности его отношения к миру, поведения и, как итог, — объективно обусловливает становление самосознания, самооценки личности, формирование ее мировоззрения, системы ценностных ориентаций и т. д.» [14, с. 8].

Вместе с тем, как отмечают исследователи, современные педагоги нередко испытывают затруднения, организуя общение с детьми. К таким проблемам, а значит, и рискам образовательной среды ДОО, которые оказывают негативное влияние на полноценное развитие детей, как полагает О. В. Башун [3], можно отнести неготовность и неспособность педагогов как организовать, так и осуществить эффективный контакт и коммуникацию с детьми, что, по мнению автора, объективно связано с недостатком знаний в области возрастной педагогики и психологии и, как следствие, с отсутствием у педагогов способности гибко и мобильно подходить к решению тех проблемных ситуаций, которые возникают в процессе общения как в системе «ребенок — ребенок», так и в системе «взрослый — ребенок». Автор обращает внимание и на недостаточность у педагогов умений в области грамотного и эффективного управления своими собственными психическими состояниями и проявлениями.

Список литературы

1. 11. Митина, Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учеб. пособие для практ. психологов / Л. М. Митина. — Кемерово, 1996. — 50 с.
2. Mitina, L. M. Psixologicheskaya diagnostika kommunikativny`x sposobnostej uchitelya: ucheb. posobie dlya prakt. psixologov / L. M. Mitina. — Kemerovo, 1996. — 50 s.
3. 12. Мусхаджиева, Т. А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т. А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. — 2022. — Т. 10, № 4. — С. 4–15.
4. Musxadzhieva, T. A. Priroda i sushhnost` mezhlichnostny`x otnoshenij mezhdu sub``ektami pedagogicheskoj deyatel`nosti / T. A. Musxadzhieva // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2022. — T. 10, № 4. — S. 4–15.
5. 13. Полосова, Л. Б. Психологические предикторы развития феномена ингибиции — фасилитации в педагогическом общении: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Полосова Людмила Борисовна. — Екатеринбург, 2014. — 142 с.
6. Polosova, L. B. Psixologicheskie prediktory` razvitiya fenomena ingibicii — fasilitacii v pedagogicheskom obshhenii: dis. … kand. psixol. nauk: 19.00.07 / Polosova Lyudmila Borisovna. — Ekaterinburg, 2014. — 142 s.
7. 14. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 651 с.
8. Psixologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti : psixologicheskij atlas cheloveka / pod red. A. A. Reana. — Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2010. — 651 s.
9. 15. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.-метод. пособие / сост.: А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. — 115 с.
10. Psixologo-pedagogicheskaya diagnostika : ucheb.-metod. posobie / sost.: A. I. Artyuxina, V. I. Chumakov. — Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2014. — 115 s.
11. 16. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика личности и группы / Н. П. Фетискин. — Кострома: КГУ, 2001. — 103 с.
12. Fetiskin, N. P. Social`no-psixologicheskaya diagnostika lichnosti i gruppy` / N. P. Fetiskin. — Kostroma: KGU, 2001. — 103 s.
13. 17. Шаббани, Н. Педагогические условия организации взаимообучения детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Шаббани Нагам. — Москва, 2019. — 239 с.
14. Shabbani, N. Pedagogicheskie usloviya organizacii vzaimoobucheniya detej starshego doshkol`nogo vozrasta: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.02 / Shabbani Nagam. — Moskva, 2019. — 239 s.
15. 18. Шалина, А. А. Психолого-педагогические условия развития личности старшего дошкольника как субъекта нравственного выбора: дис. … канд. психол. наук: 5.3.4 / Шалина Альбина Анатольевна. — Рязань, 2022. — 232 с.
16. Shalina, A. A. Psixologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya lichnosti starshego doshkol`nika kak sub``ekta nravstvennogo vy`bora : dis. … kand. psixol. nauk : 5.3.4 / Shalina Al`bina Anatol`evna. — Ryazan`, 2022. — 232 s.
17. 19. Эльсиева, М. С. Педагогические условия повышения эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Эльсиева Марха Султановна. — Грозный, 2020. — 207 с.
18. E`l`sieva, M. S. Pedagogicheskie usloviya povy`sheniya e`ffektivnosti formirovaniya kommunikativny`x universal`ny`x uchebny`x dejstvij u uchashhixsya mladshix klassov : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.01 / E`l`sieva Marxa Sultanovna. — Grozny`j, 2020. — 20
19. 20. Green, J. Teacher Leadership and Communication Among Diverse Colleagues: Why Cultural Competence Counts / J. Green // Journal of School Leadership. — 2019. — Vol. 29, № 3. — Р. 139–162.
20. 21. Kindergarten Children’ Possession of Life Skills from Teachers’ Viewpoints / B. M. Salah, N. F. Alhamad, M. A. Melhem [et al.] // Review of International Geographical Education. — 2021. — Vol. 11, № 8. — P. 143–156.
21. 22. Van der Wilt, F. Dialogic classroom talk in early childhood education: The effect on language skills and social competence / F. van der Wilt, R. Bouwer, C. van der Veen // Learning and Instruction. — 2022. — Vol. 77. — P. 1–10.
22. 1. Авдеева, М. А. Формирование готовности школьников к аксиологическому общению в общеобразовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Авдеева Мария Александровна. — Самара, 2019. — 214 с.
23. Avdeeva, M. A. Formirovanie gotovnosti shkol`nikov k aksiologicheskomu obshheniyu v obshheobrazovatel`nom uchrezhdenii: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / Avdeeva Mariya Aleksandrovna. — Samara, 2019. — 214 s.
24. 2. Архипова, Ю. И. Педагогические стратегии организации образовательной речевой коммуникации младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Архипова Юнонна Ивановна. — Великий Новгород, 2020. — 194 с.
25. Arxipova, Yu. I. Pedagogicheskie strategii organizacii obrazovatel`noj rechevoj kom munikacii mladshix shkol`nikov: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / Arxipova Yunonna Ivanovna. — Velikij Novgorod, 2020. — 194 s.
26. 3. Башун, О. В. Совершенствование культуры педагогического общения / О. В. Башун // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. — 2019. — № 2. — С. 67–71.
27. Bashun, O. V. Sovershenstvovanie kul`tury` pedagogicheskogo obshheniya / O. V. Bashun // Vestnik KRAUNCz. Gumanitarny`e nauki. — 2019. — № 2. — S. 67–71.
28. 4. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — Петроград: Колос, 1921. — 432 с.
29. Bexterev, V. M. Kollektivnaya refleksologiya / V. M. Bexterev. — Petrograd: Kolos, 1921. — 432 s.
30. 5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1984. — Т. 3. — 368 с.
31. Vy`gotskij, L. S. Sobranie sochinenij: v 6 t. / L. S. Vy`gotskij. — Moskva: Pedagogika, 1984. — T. 3. — 368 s.
32. 6. Климкина, Е. А. Особенности формирования вербальных и невербальных средств общения у детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Климкина Елена Александровна. — Ростов-на-Дону, 2019. — 25
33. Klimkina, E. A. Osobennosti formirovaniya verbal`ny`x i neverbal`ny`x sredstv obshheniya u detej rannego vozrasta s ispol`zovaniem maly`x fol`klorny`x form: avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.01 / Klimkina Elena Aleksandrovna. — Rostov-na-Donu, 2019.
34. 7. Курылева, В. С. Использование метода наблюдения как основы мониторинга культуры общения участников образовательного процесса ДОО / В. С. Курылева, О. В. Суворова, Т. А. Серебрякова // Актуальные вопросы научных исследований в условиях формирования мног
35. Kury`leva, V. S. Ispol`zovanie metoda nablyudeniya kak osnovy` monitoringa kul`tury` obshheniya uchastnikov obrazovatel`nogo processa DOO / V. S. Kury`leva, O. V. Suvorova, T. A. Serebryakova // Aktual`ny`e voprosy` nauchny`x issledovanij v usloviyax form
36. 8. Левитан, К. М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. — Иркутск: Изд-во КГУ, 1985. — 104 с.
37. Levitan, K. M. Kul`tura pedagogicheskogo obshheniya / K. M. Levitan. — Irkutsk: Izd-vo KGU, 1985. — 104 s.
38. 9. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Прошлое — будущему: статьи и очерки / Д. С. Лихачев. — Ленинград, 1985. — С. 50–51.
39. Lixachev, D. S. E`kologiya kul`tury` / D. S. Lixachev // Proshloe — budushhemu: stat`i i ocherki / D. S. Lixachev. — Leningrad, 1985. — S. 50–51.
40. 10. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — Москва: Наука, 1999. —350 с.
41. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy` psixologii / B. F. Lomov. — Moskva: Nauka, 1999. —350 s.

Остальные статьи