Дата публикации: 01.10.2023

Эффективные практики повышения квалификации педагогов в системе социального обслуживания Иркутской области

Аннотация

В статье рассматриваются приемы организации методической работы со специалистами системы социального обслуживания, новые форматы методической работы. Описываются формы сопровождения личностно-профессионального роста педагогов, в том числе информационно-методический аспект.




Необходимо отметить, что проблема личностно-профессионального развития педагогов является чрезвычайно актуальной. Нами был проведен анализ исследований. Особенности профессионального развития педагога, перечень внутренних и внешних факторов, его обусловливающих, представлены в исследовании Л. М. Митиной и Г.В.Митина [11]. По мнению М. А. Захаровой, В. Н. Мезинова и Н. А. Нехороших [8], профессионально-личностное развитие педагога связано с процессами саморазвития на основе самооценки для раскрытия своего уникального потенциала. С. К. Антипов [3] выявил основные аспекты цифровой трансформации образования на различных уровнях с определением возможных трудностей. А. Г. Гуськова [5] рассматривает непрерывное самосовершенствование педагога в контексте идей будущего. Варианты взаимодействия между опытными и неопытными педагогами в процессе научно-методического сопровождения рассмотрены Е. А. Александровой [1].

При анализе использования современных форм организации методической работы мы выявили достаточно большой перечень. М. П. Жигалова [7], рассматривая проблемы сопровождения педагогов на курсах повышения квалификации, констатирует, что курсы проводятся с использованием лекционных занятий, практикума, тренинга. Н. В. Лебедева [10] подчеркивает необходимость образовательных запросов слушателей.

Использование деловых игр, инструментов фасилитации и модерации при реализации программы повышения квалификации заместителей директоров школ предлагает Е. Н. Молодых [13]. Ю. А. Амзина [2] подчеркивает важность и актуальность методической работы в школе и предлагает новые формы работы: коучинг-сессию, квик-настройку, кружок качества.

Ю. Г. Маковецкая, В. И. Серикова, Н. В. Грачева [14; 16] рассматривают вопросы методического сопровождения на уровне образовательной организации и предлагают использовать разнообразные формы работы: круглый стол, семинары, конференции, мастер-классы и т. д. О. И. Петрова [15] — игровые технологии при организации методической работы. И. С. Барыбина, В. Б. Лебедкина, Е. М. Овсянникова [4] — проведение коучинг-сессий и организацию циклов мастер-классов.

Вопросы дистанционной поддержки наставничества молодых педагогов рассмотрены А. М. Моисеевым [12].

Список литературы

1. 1. Александрова, Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов / Е. А. Александрова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 6 (117). — С. 14–21. — DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21
2. 2. Амзина, Ю. А. Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий / Ю. А. Амзина // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 146–149. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> moluch.ru/archive/451/99424/ (да
3. 3. Антипов, С. К. Перспектива развития образования в эпоху цифровой трансформации / С. К. Антипов // Цифровизация образования: вызовы современности : матер. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 13 нояб. 2020 г.) / редкол.: Р. И. Кир
4. 4. Барыбина, И. С. Применение современных технологий при организации и проведении методических мероприятий / И. С. Барыбина, В. Б. Лебедкина, Е. М. Овсянникова // Актуальные исследования. — 2021. — № 47 (74). — С. 115–117. — URL: <a href="https://apni.ru/" target="_blank">https://apni.ru/</a> article/
5. 5. Гуськова, А. Г. Непрерывное профессиональное образование педагогов: новые смыслы и акценты / А. Г. Гуськова // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность : сб. науч. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, Р
6. 6. Дичина, Н. Ю. Практики дополнительного профессионального образования в цифровом мире / Н. Ю. Дичина, Н. А. Переломова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 2, № 1 (58). — С. 99–110.
7. 7. Жигалова, М. П. Традиционные и инновационные формы повышения квалификации и переподготовки как средство непрерывного педагогического образования / М. П. Жигалова // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтени
8. 8. Захарова, М. А. Актуализация проблемы профессионально-личностного развития педагога / М. А. Захарова, В. Н. Мезинов, Н. А. Нехороших // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 6/1. — С. 127–131. — URL: <a href="https://top-technologies." target="_blank">https://top-technologies.</a> ru/ru/article/vie
9. 9. Клецкина, С. А. Региональный инновационный проект сопровождения студентов социальных факультетов в системе социального обслуживания населения в Иркутской области «Путь в профессию» / С. А. Клецкина, Н. А. Переломова // Формы и методы социальной работы
10. 10. Лебедева, Н. В. Образовательный запрос слушателей дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы / Н. В. Лебедева // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта : сб. м
11. 11. Митина, Л. М. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и систем
12. 12. Моисеев, А. М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете / А. М. Моисеев // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 2, № 3. — С. 20–40.
13. 13. Молодых, Е. Н. Современные формы методической работы в школе в условиях реализации ФГОС общего образования: инструменты и технологии / Е. Н. Молодых // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 2, № 2 (38). — С. 105–118.
14. 14. Организация методической работы в муниципальной системе образования, образовательной организации : метод. реком. / сост. Ю. Г. Маковецкая, В. И. Серикова, Н.В.Грачева. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 836 Кб). — Челябинск : ЧИППКРО, 2021. — 1 элект
15. 15. Петрова, О. И. Использование инновационных технологий в организации методической работы дошкольного образовательного учреждения / О. И. Петрова // Вестник Донецкого педагогического института. — 2018. — № 3. — С. 82–86.
16. 16. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях : метод. реком. / сост. Ю. Г. Маковецкая, В. И. Серикова, Н. В. Грачева. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). — Челябинск : ЧИППКРО, 2021. — 1 электрон. опт. диск (DVD-R).

Остальные статьи