Эффективные практики повышения квалификации педагогов в системе социального обслуживания Иркутской области
Аннотация
В статье рассматриваются приемы организации методической работы со специалистами системы социального обслуживания, новые форматы методической работы. Описываются формы сопровождения личностно-профессионального роста педагогов, в том числе информационно-методический аспект.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 286-294 |
УДК | 378.0 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_286 |
Необходимо отметить, что проблема личностно-профессионального развития педагогов является чрезвычайно актуальной. Нами был проведен анализ исследований. Особенности профессионального развития педагога, перечень внутренних и внешних факторов, его обусловливающих, представлены в исследовании Л. М. Митиной и Г.В.Митина [11]. По мнению М. А. Захаровой, В. Н. Мезинова и Н. А. Нехороших [8], профессионально-личностное развитие педагога связано с процессами саморазвития на основе самооценки для раскрытия своего уникального потенциала. С. К. Антипов [3] выявил основные аспекты цифровой трансформации образования на различных уровнях с определением возможных трудностей. А. Г. Гуськова [5] рассматривает непрерывное самосовершенствование педагога в контексте идей будущего. Варианты взаимодействия между опытными и неопытными педагогами в процессе научно-методического сопровождения рассмотрены Е. А. Александровой [1].
При анализе использования современных форм организации методической работы мы выявили достаточно большой перечень. М. П. Жигалова [7], рассматривая проблемы сопровождения педагогов на курсах повышения квалификации, констатирует, что курсы проводятся с использованием лекционных занятий, практикума, тренинга. Н. В. Лебедева [10] подчеркивает необходимость образовательных запросов слушателей.
Использование деловых игр, инструментов фасилитации и модерации при реализации программы повышения квалификации заместителей директоров школ предлагает Е. Н. Молодых [13]. Ю. А. Амзина [2] подчеркивает важность и актуальность методической работы в школе и предлагает новые формы работы: коучинг-сессию, квик-настройку, кружок качества.
Ю. Г. Маковецкая, В. И. Серикова, Н. В. Грачева [14; 16] рассматривают вопросы методического сопровождения на уровне образовательной организации и предлагают использовать разнообразные формы работы: круглый стол, семинары, конференции, мастер-классы и т. д. О. И. Петрова [15] — игровые технологии при организации методической работы. И. С. Барыбина, В. Б. Лебедкина, Е. М. Овсянникова [4] — проведение коучинг-сессий и организацию циклов мастер-классов.
Вопросы дистанционной поддержки наставничества молодых педагогов рассмотрены А. М. Моисеевым [12].