Дата публикации: 01.10.2023

Особенности карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов заочной формы обучения

Аннотация

В статье представлены данные исследования карьерных ориентаций студентов-педагогов, обучающихся по заочной форме. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что студенты-заочники являются разнородной группой. Сравнение результатов диагностики студентов заочников и очников по методике Э. Шейна показывает, что в обеих группах преобладают ориентации служения, стабильности и интеграции, однако у заочников они выражены меньше; также показатели по ориентациям служения и профессиональной компетентности связаны с наличием опыта работы в профессии и профессиональными планами.




Выход России из Болонского процесса и поставленная государством задача создания суверенной системы образования делают учителя ключевой фигурой в обеспечении будущего страны. Вместе с тем многие государства с разным уровнем экономического развития сталкиваются с недостатком высококвалифицированных учителей вследствие проблем с набором и удержанием кадров [15]. Такое положение обусловлено недостаточно осознанной мотивацией на этапе выбора профессии, которая усугубляется отсутствием представлений о возможностях профессионального развития у выпускников и начинающих учителей. Осознание перспектив собственного развития и карьерного роста в профессии на этапе вузовской подготовки является значимым фактором привлечения и удержания учителя в школе [6]. Обоснованный выбор педагогической профессии и последующее профессиональное развитие как «непрерывный процесс самопроектирования личности» [5, c. 151] положительно связаны с успехами в учебе, качеством труда и создают возможности для эффективного управления своей карьерой. Такая субъектная позиция позволяет гибко выстраивать карьеру с учетом внутренних и внешних факторов, снижая карьерные риски, благодаря возможности непрерывного профессионального развития и образования [13].

Стремительное развитие средств дистанционной коммуникации привело к вариативности форм получения образования, что особенно ярко проявилось в период пандемии COVID-19 [14] и повысило доступность различных форм непрерывного образования, в том числе заочной, которая играет жизненно важную роль в повышении квалификации и переквалификации людей трудоспособного возраста [12], расширяет возможности получения желаемых уровней образования в соответствии с индивидуальными намерениями и возможностями, интересами общества. Интегрируя обучение с профессиональной деятельностью, заочное педагогическое образование сохраняет и развивает потенциал высшей школы [10].

Анализ статистики за последние 11 лет показывает значительное снижение доли студентов, обучающихся по заочной форме, в структуре высшего образования: с 52,10 % в 2010/11 учебном году до 32,25 % в 2021/22 учебном году. Вместе с тем эта доля в абсолютных показателях составляет 1 304,6 тыс. человек, что является значительной по численности группой студентов высшей школы (см.: [1, с. 228]). Среди студентов заочной формы обучения по сравнению с очниками выше доля женщин, лиц, состоящих в браке и имеющих детей, малообеспеченных и проживающих в сельской местности. Эта группа отличается более неоднородным возрастным составом: 72,0 % обучающихся — 18–26-летние, 22,8 % — 27–39-летние (см.: [11, с. 48]), встречаются обучающиеся старше 40 лет.

Таким образом, заочная форма обучения является более удобной, а порой и единственно возможной для получения высшего профессионального образования среди некоторых категорий граждан, а также важным звеном в системе непрерывного образования.

В ряде отечественных и зарубежных исследований раскрываются различные аспекты подготовки учителей по заочной форме обучения: мотивация профессионального выбора и самоэффективности [16], условия формирования личности профессионала [2; 10], развитие педагогической компетентности [9].

Список литературы

1. 1. Индикаторы образования : 2023 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва : НИУ ВШЭ, 2023. — 432 с.
2. 2. Кудинов, И. В. Формирование личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системе заочно-дистанционного обучения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Кудинов Илья Викторович. — Уфа, 2006. — 214 с.
3. 3. Левичев, В. Е. Специфика и направления подготовки кадров по заочной форме обучения / В. Е. Левичев // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : матер. 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. К. Ми
4. 4. Лопанова, Е. В. Особенности самоорганизации студентов педагогического вуза / Е. В. Лопанова, Н. В. Савина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2022. — № 4 (236). — С. 120–126. — DOI: 10.25198/1814-6457-236-120
5. 5. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 3. — С. 143–162.
6. 6. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов / Р. А. Валеева, Г. Г. Парфилова, И. Д. Демакова [и др.] // Образование и саморазвитие. — 2022. — Т. 17, № 3. — С. 169–186. — DOI: 10.26907/esd.17.3.14
7. 7. Осикова, Л. Н. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения в вузе / Л. Н. Осикова // Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2015. — № 5. — С. 103–107.
8. 8. Селиверстова, Н. А. Заочное обучение как образовательный тренд высшей школы / Н. А. Селиверстова, М. Г. Солнышкина // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 3. — С. 128–141. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141
9. 9. Таринова, Н. В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников средствами дистанционных форм обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Таринова Наталья Владимировна. — Казань, 2018. — 23 с.
10. 10. Фалахеева, Т. Д. Андрагогическая модель профессионального саморазвития личности студентов заочного отделения в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Фалахеева Татьяна Дмитриевна. — Комсомольск-на-Амуре, 2007. — 268 с.
11. 11. Чередниченко, Г. А. «Заочник» высшей школы: учеба и после выпуска / Г. А. Чередниченко // Социологическая наука и социальная практика. — 2019. — Т. 7, № 2 (26). — С. 46–64. — DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6409
12. 12. Hubble, S. Part-time undergraduate students in England / S. Hubble, P. Bolton // Commons Library Research Briefing. — 2022. — URL: <a href="https://commonslibrary.parliament." target="_blank">https://commonslibrary.parliament.</a> uk/research-briefings/cbp-7966/ — (date of the application: 20.04.2023).
13. 13. Jackson, D. Career choice status among undergraduates and the influence of career management competencies and perceived employability / D. Jackson, N. Wilton // Journal of Education and Work. — 2017. — Vol. 30, № 5. — P. 552–569. — DOI: 10.1080/136390
14. 14. Kremen, F. Features of career self-determination of regional university applicants in the context of the COVID-19 pandemic / F. Kremen, S. Kremen // E3S Web of Conferences. — 2021. — № 291. — DOI: 10.1051/e3sconf/202129105020
15. 15. What works in attracting and retaining teachers in challenging schools and areas? / B. H. See, R. Morris, S. Gorard, N. El Soufi // Oxford Review of Education. — 2020. — Vol. 46, № 6. — P. 678–697. — DOI: 10.1080/03054985.2020.1775566
16. 16. Zuzovsky, R. Turning to Teaching : Second Career Student Teachers’ Intentions, Motivations, and Perceptions about the Teaching Profession / R. Zuzovsky, S. DonitsaSchmidt // International Education Research. — 2014. — Vol. 2, № 3. — P. 1–17. — DOI: 10

Остальные статьи