Дата публикации: 01.10.2023

Особенности карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов заочной формы обучения

Аннотация

В статье представлены данные исследования карьерных ориентаций студентов-педагогов, обучающихся по заочной форме. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что студенты-заочники являются разнородной группой. Сравнение результатов диагностики студентов заочников и очников по методике Э. Шейна показывает, что в обеих группах преобладают ориентации служения, стабильности и интеграции, однако у заочников они выражены меньше; также показатели по ориентациям служения и профессиональной компетентности связаны с наличием опыта работы в профессии и профессиональными планами.




Выход России из Болонского процесса и поставленная государством задача создания суверенной системы образования делают учителя ключевой фигурой в обеспечении будущего страны. Вместе с тем многие государства с разным уровнем экономического развития сталкиваются с недостатком высококвалифицированных учителей вследствие проблем с набором и удержанием кадров [15]. Такое положение обусловлено недостаточно осознанной мотивацией на этапе выбора профессии, которая усугубляется отсутствием представлений о возможностях профессионального развития у выпускников и начинающих учителей. Осознание перспектив собственного развития и карьерного роста в профессии на этапе вузовской подготовки является значимым фактором привлечения и удержания учителя в школе [6]. Обоснованный выбор педагогической профессии и последующее профессиональное развитие как «непрерывный процесс самопроектирования личности» [5, c. 151] положительно связаны с успехами в учебе, качеством труда и создают возможности для эффективного управления своей карьерой. Такая субъектная позиция позволяет гибко выстраивать карьеру с учетом внутренних и внешних факторов, снижая карьерные риски, благодаря возможности непрерывного профессионального развития и образования [13].

Стремительное развитие средств дистанционной коммуникации привело к вариативности форм получения образования, что особенно ярко проявилось в период пандемии COVID-19 [14] и повысило доступность различных форм непрерывного образования, в том числе заочной, которая играет жизненно важную роль в повышении квалификации и переквалификации людей трудоспособного возраста [12], расширяет возможности получения желаемых уровней образования в соответствии с индивидуальными намерениями и возможностями, интересами общества. Интегрируя обучение с профессиональной деятельностью, заочное педагогическое образование сохраняет и развивает потенциал высшей школы [10].

Анализ статистики за последние 11 лет показывает значительное снижение доли студентов, обучающихся по заочной форме, в структуре высшего образования: с 52,10 % в 2010/11 учебном году до 32,25 % в 2021/22 учебном году. Вместе с тем эта доля в абсолютных показателях составляет 1 304,6 тыс. человек, что является значительной по численности группой студентов высшей школы (см.: [1, с. 228]). Среди студентов заочной формы обучения по сравнению с очниками выше доля женщин, лиц, состоящих в браке и имеющих детей, малообеспеченных и проживающих в сельской местности. Эта группа отличается более неоднородным возрастным составом: 72,0 % обучающихся — 18–26-летние, 22,8 % — 27–39-летние (см.: [11, с. 48]), встречаются обучающиеся старше 40 лет.

Таким образом, заочная форма обучения является более удобной, а порой и единственно возможной для получения высшего профессионального образования среди некоторых категорий граждан, а также важным звеном в системе непрерывного образования.

В ряде отечественных и зарубежных исследований раскрываются различные аспекты подготовки учителей по заочной форме обучения: мотивация профессионального выбора и самоэффективности [16], условия формирования личности профессионала [2; 10], развитие педагогической компетентности [9].

Список литературы

1. 16. Zuzovsky, R. Turning to Teaching: Second Career Student Teachers’ Intentions, Motivations, and Perceptions about the Teaching Profession / R. Zuzovsky, S. DonitsaSchmidt // International Education Research. — 2014. — Vol. 2, № 3. — P. 1–17. — DOI: 10.
2. 15. What works in attracting and retaining teachers in challenging schools and areas? / B. H. See, R. Morris, S. Gorard, N. El Soufi // Oxford Review of Education. — 2020. — Vol. 46, № 6. — P. 678–697. — DOI: 10.1080/03054985.2020.1775566
3. 14. Kremen, F. Features of career self-determination of regional university applicants in the context of the COVID-19 pandemic / F. Kremen, S. Kremen // E3S Web of Conferences. — 2021. — № 291. — DOI: 10.1051/e3sconf/202129105020
4. 13. Jackson, D. Career choice status among undergraduates and the influence of career management competencies and perceived employability / D. Jackson, N. Wilton // Journal of Education and Work. — 2017. — Vol. 30, № 5. — P. 552–569. — DOI: 10.1080/136390
5. 12. Hubble, S. Part-time undergraduate students in England / S. Hubble, P. Bolton // Commons Library Research Briefing. — 2022. — URL: <a href="https://commonslibrary.parliament." target="_blank">https://commonslibrary.parliament.</a> uk/research-briefings/cbp-7966/ — (date of the application: 20.04.2023).
6. Cherednichenko, G. A. «Zaochnik» vy`sshej shkoly`: ucheba i posle vy`puska / G. A. Cherednichenko // Sociologicheskaya nauka i social`naya praktika. — 2019. — T. 7, № 2 (26). — S. 46–64. — DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6409
7. 11. Чередниченко, Г. А. «Заочник» высшей школы: учеба и после выпуска / Г. А. Чередниченко // Социологическая наука и социальная практика. — 2019. — Т. 7, № 2 (26). — С. 46–64. — DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6409
8. Falaxeeva, T. D. Andragogicheskaya model` professional`nogo samorazvitiya lichnosti studentov zaochnogo otdeleniya v processe obucheniya v vuze: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Falaxeeva Tat`yana Dmitrievna. — Komsomol`sk-na-Amure, 2007. — 268 s.
9. 10. Фалахеева, Т. Д. Андрагогическая модель профессионального саморазвития личности студентов заочного отделения в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фалахеева Татьяна Дмитриевна. — Комсомольск-на-Амуре, 2007. — 268 с.
10. Tarinova, N. V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti studentov-zaochnikov sredstvami distancionny`x form obucheniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Tarinova Natal`ya Vladimirovna. — Kazan`, 2018. — 23 s.
11. 9. Таринова, Н. В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников средствами дистанционных форм обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Таринова Наталья Владимировна. — Казань, 2018. — 23 с.
12. Seliverstova, N. A. Zaochnoe obuchenie kak obrazovatel`ny`j trend vy`sshej shkoly` / N. A. Seliverstova, M. G. Solny`shkina // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30, № 3. — S. 128–141. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141
13. 8. Селиверстова, Н. А. Заочное обучение как образовательный тренд высшей школы / Н. А. Селиверстова, М. Г. Солнышкина // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 3. — С. 128–141. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141
14. Osikova, L. N. K voprosu ob organizacii samostoyatel`noj raboty` studentov ochnozaochnoj i zaochnoj form obucheniya v vuze / L. N. Osikova // Nauchny`e issledovaniya i razrabotki molody`x ucheny`x. — 2015. — № 5. — S. 103–107.
15. 7. Осикова, Л. Н. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения в вузе / Л. Н. Осикова // Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2015. — № 5. — С. 103–107.
16. Motivaciya professional`noj kar`ery` budushhix pedagogov / R. A. Valeeva, G. G. Parfilova, I. D. Demakova [i dr.] // Obrazovanie i samorazvitie. — 2022. — T. 17, № 3. — S. 169–186. — DOI: 10.26907/esd.17.3.14
17. 6. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов / Р. А. Валеева, Г. Г. Парфилова, И. Д. Демакова [и др.] // Образование и саморазвитие. — 2022. — Т. 17, № 3. — С. 169–186. — DOI: 10.26907/esd.17.3.14
18. Mitina, L. M. Konvergenciya nauchny`x tradicij i innovacionny`x texnologij kak put` k obnovleniyu soderzhaniya pedagogicheskoj deyatel`nosti / L. M. Mitina // Teoreticheskaya i e`ksperimental`naya psixologiya. — 2022. — T. 15, № 3. — S. 143–162.
19. 5. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — Т. 15, № 3. — С. 143–162.
20. Lopanova, E. V. Osobennosti samoorganizacii studentov pedagogicheskogo vuza / E. V. Lopanova, N. V. Savina // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2022. — № 4 (236). — S. 120–126. — DOI: 10.25198/1814-6457-236-120
21. 4. Лопанова, Е. В. Особенности самоорганизации студентов педагогического вуза / Е. В. Лопанова, Н. В. Савина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2022. — № 4 (236). — С. 120–126. — DOI: 10.25198/1814-6457-236-120
22. Levichev, V. E. Specifika i napravleniya podgotovki kadrov po zaochnoj forme obucheniya / V. E. Levichev // Social`no-e`konomicheskaya politika Rossii pri perexode na innovacionny`j put` razvitiya : mater. 6-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshh. r
23. 3. Левичев, В. Е. Специфика и направления подготовки кадров по заочной форме обучения / В. Е. Левичев // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития: матер. 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. К. Мищ
24. Kudinov, I. V. Formirovanie lichnosti budushhego uchitelya kak sub``ekta pedagogicheskoj deyatel`nosti v sisteme zaochno-distancionnogo obucheniya : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Kudinov Il`ya Viktorovich. — Ufa, 2006. — 214 s.
25. 2. Кудинов, И. В. Формирование личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системе заочно-дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Кудинов Илья Викторович. — Уфа, 2006. — 214 с.
26. Indikatory` obrazovaniya: 2023: stat. sb. / N. V. Bondarenko, T. A. Varlamova, L. M. Goxberg
27. 1. Индикаторы образования: 2023: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва: НИУ ВШЭ, 2023. — 432 с.

Остальные статьи