Особенности карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов заочной формы обучения
Аннотация
В статье представлены данные исследования карьерных ориентаций студентов-педагогов, обучающихся по заочной форме. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что студенты-заочники являются разнородной группой. Сравнение результатов диагностики студентов заочников и очников по методике Э. Шейна показывает, что в обеих группах преобладают ориентации служения, стабильности и интеграции, однако у заочников они выражены меньше; также показатели по ориентациям служения и профессиональной компетентности связаны с наличием опыта работы в профессии и профессиональными планами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 276-285 |
УДК | 377.018.432 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_276 |
Выход России из Болонского процесса и поставленная государством задача создания суверенной системы образования делают учителя ключевой фигурой в обеспечении будущего страны. Вместе с тем многие государства с разным уровнем экономического развития сталкиваются с недостатком высококвалифицированных учителей вследствие проблем с набором и удержанием кадров [15]. Такое положение обусловлено недостаточно осознанной мотивацией на этапе выбора профессии, которая усугубляется отсутствием представлений о возможностях профессионального развития у выпускников и начинающих учителей. Осознание перспектив собственного развития и карьерного роста в профессии на этапе вузовской подготовки является значимым фактором привлечения и удержания учителя в школе [6]. Обоснованный выбор педагогической профессии и последующее профессиональное развитие как «непрерывный процесс самопроектирования личности» [5, c. 151] положительно связаны с успехами в учебе, качеством труда и создают возможности для эффективного управления своей карьерой. Такая субъектная позиция позволяет гибко выстраивать карьеру с учетом внутренних и внешних факторов, снижая карьерные риски, благодаря возможности непрерывного профессионального развития и образования [13].
Стремительное развитие средств дистанционной коммуникации привело к вариативности форм получения образования, что особенно ярко проявилось в период пандемии COVID-19 [14] и повысило доступность различных форм непрерывного образования, в том числе заочной, которая играет жизненно важную роль в повышении квалификации и переквалификации людей трудоспособного возраста [12], расширяет возможности получения желаемых уровней образования в соответствии с индивидуальными намерениями и возможностями, интересами общества. Интегрируя обучение с профессиональной деятельностью, заочное педагогическое образование сохраняет и развивает потенциал высшей школы [10].
Анализ статистики за последние 11 лет показывает значительное снижение доли студентов, обучающихся по заочной форме, в структуре высшего образования: с 52,10 % в 2010/11 учебном году до 32,25 % в 2021/22 учебном году. Вместе с тем эта доля в абсолютных показателях составляет 1 304,6 тыс. человек, что является значительной по численности группой студентов высшей школы (см.: [1, с. 228]). Среди студентов заочной формы обучения по сравнению с очниками выше доля женщин, лиц, состоящих в браке и имеющих детей, малообеспеченных и проживающих в сельской местности. Эта группа отличается более неоднородным возрастным составом: 72,0 % обучающихся — 18–26-летние, 22,8 % — 27–39-летние (см.: [11, с. 48]), встречаются обучающиеся старше 40 лет.
Таким образом, заочная форма обучения является более удобной, а порой и единственно возможной для получения высшего профессионального образования среди некоторых категорий граждан, а также важным звеном в системе непрерывного образования.
В ряде отечественных и зарубежных исследований раскрываются различные аспекты подготовки учителей по заочной форме обучения: мотивация профессионального выбора и самоэффективности [16], условия формирования личности профессионала [2; 10], развитие педагогической компетентности [9].