Дата публикации: 01.10.2023

Стадии становления субъектности в обучении управлению образовательным проектом

Аннотация

С позиции модели стадий становления субъектности охарактеризовано содержание программы переподготовки «Управление образовательной организацией», приведены примеры формирования стадий становления субъектности при изучении модуля «Управление проектом». Выявлено, что наибольшие изменения происходят в стадиях Мастер и Творец при субъект-совместном экопсихологическом типе взаимодействия с образовательной средой учреждения.




Качественное изменение образования в России тесно связано с введением в деятельность образовательного учреждения проектных технологий. Сущность предлагаемых реформ отражается на всех уровнях, например, в федеральных проектах «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и др. В государственной программе «Развитие образования» обозначаются такие национальные цели, как «возможности для самореализации и развития талантов», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и т. д. [2].

На региональном и локальном уровне государственные программы развития образования конкретного региона, муниципалитета Российской Федерации и конкретной образовательной организации формулируются в форме проектов. Возрастает потребность в освоении проектных умений руководителями образовательных организаций как необходимых элементов управленческой деятельности. Такое расширение области педагогического проектирования опирается на мнение о том, что современное образовательное учреждение представляет собой экосистему — новый вид сообщества, объединяющего учащихся и сообщество для развития индивидуального и коллективного потенциала. Образовательные экосистемы сдвигаются к совершенно иной модели обучения, что требует обеспечения особой образовательной среды [8].

Поэтому тематика проектов определяется с учетом как важных тенденций в развитии образования в целом, так и анализа образовательной ситуации, конкретных проблем и ресурсов отдельной образовательной организации (см.: [14, с. 155]).

М. В. Самойлова обращает внимание на непростую историю проектной деятельности в российском образовании. Растущий интерес к внедрению проектной работы в деятельность образовательного учреждения она связывает с информатизацией и цифровизацией общества, в котором «образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности, который совершается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации» [15, с. 30].

Список литературы

1. 10. Панов, В. И. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация / В. И. Панов, А. В. Капцов // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 91–103. — <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.2021260408
2. Panov, V. I. Struktura stadij stanovleniya sub``ektnosti obuchayushhixsya: svyaznost`, celostnost`, formalizaciya / V. I. Panov, A. V. Kapczov // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2021. — T. 26, № 4. — S. 91–103. — <a href="https://doi.org/10.17759/pse.2021" target="_blank">https://doi.org/10.17759/pse.2021</a>
3. 11. Патрахина, Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография / Т. Н. Патрахина. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2017. — 90 с.
4. Patraxina, T. N. Strategicheskoe planirovanie v sfere obrazovaniya: ot teorii k praktike : monografiya / T. N. Patraxina. — Nizhnevartovsk : Izd-vo Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. — 90 s.
5. 12. Проект ТЕМП — URL: <a href="https://schl62.ucoz.ru/actes/koncepcija_temp.pdf" target="_blank">https://schl62.ucoz.ru/actes/koncepcija_temp.pdf</a> (дата обращения: 15.02.2023).
6. Proekt TEMP — URL: <a href="https://schl62.ucoz.ru/actes/koncepcija_temp.pdf" target="_blank">https://schl62.ucoz.ru/actes/koncepcija_temp.pdf</a> (data obrashheniya: 15.02.2023).
7. 13. Рыбаков фонд. «Школа Рыбаковфонда им. Л. Выготского». — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> rybakovschoolaward.ru/?utm_source=fondud&utm_medium=informpartners&utm_ campaign=ourcampaign (дата обращения: 15.02.2023).
8. Ry`bakov fond. «Shkola Ry`bakovfonda im. L. Vy`gotskogo». — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> rybakovschoolaward.ru/?utm_source=fondud&utm_medium=informpartners&utm_ campaign=ourcampaign (data obrashheniya: 15.02.2023).
9. 14. Савенкова, Е. В. Проектный менеджмент в образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова. — Москва: МПГУ, 2019. — 204 с.
10. Savenkova, E. V. Proektny`j menedzhment v obrazovatel`noj organizacii: ucheb.metod. posobie / E. V. Savenkova, O. A. Shklyarova. — Moskva: MPGU, 2019. — 204 s.
11. 15. Самойлова, М. В. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / М. В. Самойлова. — Симферополь: Хотеева Л. В., 2019. — 124 с.
12. Samojlova, M. V. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie / M. V. Samojlova. — Simferopol`: Xoteeva L. V., 2019. — 124 s.
13. 16. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: кол. монография / под ред. В. И. Панова. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. — 400 с.
14. Stanovlenie sub``ektnosti: ot e`kopsixologicheskoj modeli k psixodidakticheskim texnologiyam : kol. monografiya / pod red. V. I. Panova. — Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2022. — 400 s.
15. 17. Становление субъектности учащегося и педагога: Экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. — Москва: ПИ РАО; Санкт-Петербург: Нестор-история, 2018. — 304 с.
16. Stanovlenie sub``ektnosti uchashhegosya i pedagoga: E`kopsixologicheskaya model` / pod red. V. I. Panova. — Moskva: PI RAO; Sankt-Peterburg: Nestor-istoriya, 2018. — 304 s.
17. 18. A Model of Collective Organizational Engagement: Motivational Antecedents, Strategic Implementation as a Moderator, and Firm Level Performance / M. R. Barrick, G. R. Thurgood, T. A. Smith, S. H. Courtright // Academy of Management Journal. — 2015. — V
18. 19. Bergqvist, E. The Role of the Formal Written Curriculum in Standards-Based Reform / E. Bergqvist, T. Bergqvist // Journal of Curriculum Studies. — 2017. — Vol. 49, № 2. — P. 149–168. — DOI: 10.1080/00220272.2016.1202323
19. 20. Teacher Agency in Curriculum Making: Agents of Change and Spaces for Manoeuvre / M. Priestley, R. Edwards, A. Priestley, K. H. Miller // Curriculum Inquiry. — 2012. — Vol. 42, № 2. — P. 191–214. — DOI: 10.2307/23253807
20. 1. Гасинец, М. В. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения / М. В. Гасинец, А. В. Капуза, М. С. Добрякова // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. — 2022. — № 1. — С. 75–97. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17323/1814
21. Gasinecz, M. V. Agentnost` uchitelej v formirovanii uchebnogo uspexa shkol`nikov: roli i ubezhdeniya / M. V. Gasinecz, A. V. Kapuza, M. S. Dobryakova // Voprosy` obrazovaniya/ Educational Studies Moscow. — 2022. — № 1. — S. 75–97. — <a href="https://doi.org/10.173" target="_blank">https://doi.org/10.173</a>
22. 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/556183093" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/556183093</a> (дата обращения: 15.02.2023).
23. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/556183093" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/556183093</a> (data obrashheniya: 15.02.2023).
24. 3. Директора школ как агенты реформы российской системы образования / А. Г. Каспржак, Н. Б. Филинов, Р. Ф. Байбурин [и др.] // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. — 2015. — № 3. — С. 122–143. — DOI: 10.17323/1814-95452015-3-122-143
25. Direktora shkol kak agenty` reformy` rossijskoj sistemy` obrazovaniya / A. G. Kasprzhak, N. B. Filinov, R. F. Bajburin [i dr.] // Voprosy` obrazovaniya/Educational Studies Moscow. — 2015. — № 3. — S. 122–143. — DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-122-143
26. 4. Знаков, В. В. Психология возможного : Новое направление исследований понимания / В. В. Знаков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2022. — 365 с. — (Достижения в психологии). — DOI: 10.38098/prgrs_22_0447
27. Znakov, V. V. Psixologiya vozmozhnogo: Novoe napravlenie issledovanij ponimaniya / V. V. Znakov. — 3-e izd., ispr. i dop. — Moskva: Izd-vo Instituta psixologii RAN, 2022. — 365 s. — (Dostizheniya v psixologii). — DOI: 10.38098/prgrs_22_0447
28. 5. Капцов, А. В. Экспресс-методика диагностики взаимодействий в образовательной среде вуза / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2020. — № 1. — С. 23–30. — URL: <a href="https://psy-teaching.ru/выпуск-№" target="_blank">https://psy-teaching.ru/выпуск-№</a> 1/ (дата обраще
29. Kapczov, A. V. E`kspress-metodika diagnostiki vzaimodejstvij v obrazovatel`noj srede vuza / A. V. Kapczov, E. I. Kolesnikova // Aktual`ny`e problemy` pedagogiki i psixologii. — 2020. — № 1. — S. 23–30. — URL: <a href="https://psy-teaching.ru/vy`pusk-№" target="_blank">https://psy-teaching.ru/vy`pusk-№</a> 1/ (data obr
30. 6. Кашапов, М. М. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович, Т. В. Огородова // Ученые записки Казанского университета. Сер
31. Kashapov, M. M. Metakognitivnoe obosnovanie situativnosti/nadsituativnosti my`shleniya v kachestve kriteriya ocenki resheniya problemny`x situacij v kommunikaciyax / M. M. Kashapov, I. V. Serafimovich, T. V. Ogorodova // Ucheny`e zapiski Kazanskogo univer
32. 7. Леонтьев, Д. А. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы / Д. А. Леонтьев, А. Е. Миюзова // Консультативная психология и психотерапия. — 2016. — Т. 24, № 1. — С. 44–63. — DOI: 10.17759/cpp.20162401004
33. Leont`ev, D. A. Lichnostny`e izmeneniya kak rezul`tat zhiznetvorcheskoj raboty` / D. A. Leont`ev, A. E. Miyuzova // Konsul`tativnaya psixologiya i psixoterapiya. — 2016. — T. 24, № 1. — S. 44–63. — DOI: 10.17759/cpp.20162401004
34. 8. Лукша, П. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования / П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Дж. Кубиста // Московская школа управления СКОЛКОВО и Global Education Futures. — 2020. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> learningecosystems2020.globaledufut
35. Luksha, P. Obrazovatel`ny`e e`kosistemy`: voznikayushhaya praktika dlya budushhego obrazovaniya / P. Luksha, Dzh. Spenser-Kejs, Dzh. Kubista // Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO i Global Education Futures. — 2020. — URL: <a href="http://learningecosystems202" target="_blank">http://learningecosystems202</a>
36. 9. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 352 с.
37. Panov, V. I. Psixodidaktika obrazovatel`ny`x sistem: teoriya i praktika / V. I. Panov. — Sankt-Peterburg: Piter, 2007. — 352 s.

Остальные статьи