Стадии становления субъектности в обучении управлению образовательным проектом
Аннотация
С позиции модели стадий становления субъектности охарактеризовано содержание программы переподготовки «Управление образовательной организацией», приведены примеры формирования стадий становления субъектности при изучении модуля «Управление проектом». Выявлено, что наибольшие изменения происходят в стадиях Мастер и Творец при субъект-совместном экопсихологическом типе взаимодействия с образовательной средой учреждения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 267-276 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_267 |
Качественное изменение образования в России тесно связано с введением в деятельность образовательного учреждения проектных технологий. Сущность предлагаемых реформ отражается на всех уровнях, например, в федеральных проектах «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и др. В государственной программе «Развитие образования» обозначаются такие национальные цели, как «возможности для самореализации и развития талантов», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и т. д. [2].
На региональном и локальном уровне государственные программы развития образования конкретного региона, муниципалитета Российской Федерации и конкретной образовательной организации формулируются в форме проектов. Возрастает потребность в освоении проектных умений руководителями образовательных организаций как необходимых элементов управленческой деятельности. Такое расширение области педагогического проектирования опирается на мнение о том, что современное образовательное учреждение представляет собой экосистему — новый вид сообщества, объединяющего учащихся и сообщество для развития индивидуального и коллективного потенциала. Образовательные экосистемы сдвигаются к совершенно иной модели обучения, что требует обеспечения особой образовательной среды [8].
Поэтому тематика проектов определяется с учетом как важных тенденций в развитии образования в целом, так и анализа образовательной ситуации, конкретных проблем и ресурсов отдельной образовательной организации (см.: [14, с. 155]).
М. В. Самойлова обращает внимание на непростую историю проектной деятельности в российском образовании. Растущий интерес к внедрению проектной работы в деятельность образовательного учреждения она связывает с информатизацией и цифровизацией общества, в котором «образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности, который совершается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации» [15, с. 30].