Дата публикации: 01.10.2023

Модель и программа подготовки студентов-волонтеров к взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В статье рассматриваются модель и программа подготовки студентов-волонтеров к эффективному взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья, описываются основные компоненты модели, представлены этапы и содержание программы.




Волонтерская деятельность в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной и значимой для решения социальных проблем общества, в связи с чем профессиональная подготовка добровольцев к взаимодействию с лицами с ОВЗ должна включать в себя способы и приемы, направленные на проработку социально-психологических особенностей взаимодействия и преодоление трудностей субъектов коммуникации, личностный рост, высокий уровень мотивации и готовности волонтера к добровольческой деятельности. Студенчество в этой связи является самым благоприятным периодом для осуществления волонтерской деятельности, так как участие в добровольчестве позволяет студентам находить ресурсы для собственного личностного совершенствования, самореализации, а также способствует развитию рефлексии [10]. Основная цель приобщения студентов к волонтерской деятельности заключается в понимании того, что волонтерская деятельность представляет собой работу без оплаты, так как она сама и есть награда, а волонтерство — это образ жизни [9], это миссия, которую студент выполняет, чтобы быть полезным обществу, помогать людям. Более того, развитие и популяризация волонтерского движения являются основными задачами учебно-воспитательной работы любого вуза и направлены на повышение уровня социальной активности студентов. Вузы сегодня являются не только центрами, предоставляющими образовательные услуги, но и центрами формирования нравственных качеств [6; 8].

Во многих ситуациях взаимодействия с лицами с ОВЗ студенты-волонтеры осуществляют ровесническое наставничество, предполагающее отношения «подопечный — наставник», которые выстраиваются между двумя молодыми людьми. Это вид ровеснической поддержки, в которой наставник является позитивным примером для своего ровесника, которому необходимы помощь и поддержка [15]. Некоторые авторы также полагают, что инклюзивное добровольчество — это волонтеры, которые сами когда-то нуждались в помощи [11].

Комплекс методических приемов по подготовке студентов-волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ оказывает системное действие в контексте определенной модели. Актуальность создания такой модели обусловлена наличием противоречий: во-первых, между поставленной на уровне государства задачей по подготовке волонтеров и недостаточной практикой реализации научно обоснованной модели обучения студентов-волонтеров технологиям взаимодействия с лицами с ОВЗ; во-вторых, «между наличием связи подготовки волонтеров к сопровождению лиц с ОВЗ, с формированием у них необходимых личностных качеств для осуществления волонтерской деятельности и недостаточным использованием данного потенциала для развития гибких компетенций» [4, с. 61].

Модель в научной литературе рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенной части природной или социальной реальности, продукта культуры человеческого взаимодействия, как концептуально-теоретическое основание оригинала, который необходим для хранения и расширения знаний о его особенностях [3].

Модель подготовки студентов-волонтеров к эффективному взаимодействию с лицами с ОВЗ предполагает систему средств, обеспечивающих формирование навыков эффективного общения, преодоление трудностей взаимодействия с лицами с ОВЗ и развитие личностных качеств.

Список литературы

1. 15. Karcher, M. J. The effects of developmental mentoring and high school mentors’ attendance on their younger mentees’ self-esteem, social skills, and connectedness / M. J. Karcher // Psychology in the Schools. — 2005. — Vol. 42, № 1. — P. 65–77. — DOI:
2. 14.Inclusive volunteering. Recommendations for Volunteer Coordinators on How to Develop a More Inclusive Volunteer Programme. — URL: <a href="https://www.volu" target="_blank">https://www.volu</a> teer.ie / wpcontent/ uploads/ 2017/07/We b_ Ready__Voluntee ing_as_a_Tool_for_Inclusion_ _ Toolkit.pdf (d
3. 13. Alternatives to the Peace Corps: A Directory of Global Volunteer Opportunities / ed. by Paul Backhurst. — New York, 2005. — 144 p.
4. Petrovskaya, L. A. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy` social`nopsixologicheskogo treninga / L. A. Petrovskaya. — Moskva: MGU, 2005. — 168 s.
5. 12.Петровская, Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. — Москва: МГУ, 2005. — 168 с.
6. Pankova, S. Yu. Organizaciya proforientacionnoj raboty` s det`mi-invalidami i obuchayushhimisya s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya v obrazovatel`ny`x organizaciyax Saxalinskoj oblasti : metod. rekom. / S. Yu. Pankova, R. N. Irinarxova. — Yuzhno-S
7. 11. Панкова, С. Ю. Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Сахалинской области: метод. реком. / С. Ю. Панкова, Р. Н. Иринархова. — Южно-Сахалинск: Изд-в
8. Oorzhak, A. B. Formirovanie lichnosti studentov v processe volonterskoj deyatel`nosti / A. B. Oorzhak // Novaya nauka: opy`t, tradicii, innovacii. — 2016. — № 591/2. — S. 105–110.
9. 10. Ооржак, А. Б. Формирование личности студентов в процессе волонтерской деятельности / А. Б. Ооржак // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 591/2. — С. 105–110.
10. Makarova, E. E. Dobrovol`chestvo kak resurs razvitiya studencheskoj molodezhi / E. E. Makarova // Ogarev-Online. — 2016. — № 4 (69). — S. 2–6. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-resurs-razvitiya-studencheskoy-molodezhi/ viewer (
11. 9. Макарова, Е. Е. Добровольчество как ресурс развития студенческой молодежи / Е. Е. Макарова // Огарев-Online. — 2016. — № 4 (69). — С. 2–6. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-resurs-razvitiya-studencheskoy-molodezhi/ viewer (д
12. Makarov, A. V. Vuzovskij socium kak prostranstvo dlya formirovaniya volonterskix iniciativ / A. V. Makarov, I. Yu. Luceva // Molodoj ucheny`j. — 2014. — № 12. — S. 285–287.
13. 8. Макаров, А. В. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / А. В. Макаров, И. Ю. Луцева // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 285–287.
14. Liders, A. G. Psixologicheskij trening s podrostkami : ucheb. posobie / A. G. Liders. — Moskva: Akademiya, 2001. — 256 s.
15. 7. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие / А. Г. Лидерс. — Москва: Академия, 2001. — 256 с.
16. Dobrovol`cheskaya deyatel`nost` kak forma social`noj i grazhdanskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi / T. N. Marty`nova, M. S. Yaniczkij, A. A. Zelenin, S. A. Pfetcer // Professional`noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2019. — № 1. — S. 160‒167.
17. 6. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи / Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий, А. А. Зеленин, С. А. Пфетцер // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 1. — С. 160‒167.
18. Deryabina, O. M. Metodologicheskie osnovy` psixologicheskogo treninga / O. M. Deryabina // Zhurnal prakticheskogo psixologa. — 2004. — № 4. — S. 3–13.
19. 5. Дерябина, О. М. Методологические основы психологического тренинга / О. М. Дерябина // Журнал практического психолога. — 2004. — № 4. — С. 3–13.
20. Volonterskie inklyuzivny`e praktiki: realii i perspektivy`: kol. monografiya / S. T. Koxan, S. A. Ivanov, K. V. Barannikov [i dr.]; Zabajkal`skij gosudarstvenny`j universitet. — Chita: ZabGU, 2021. — 241 s.
21. 4. Волонтерские инклюзивные практики: реалии и перспективы: кол. монография / С. Т. Кохан, С. А. Иванов, К. В. Баранников [и др.]; Забайкальский государственный университет. — Чита: ЗабГУ, 2021. — 241 с.
22. Vachkov, I. V. Okna v mir treninga : ucheb. posobie / I. V. Vachkov, S. D. Deryabo. — Sankt-Peterburg: Rech`, 2004. — 272 s.
23. 3. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга: учеб. пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 272 с.
24. Andreeva, I. A. Ispol`zovanie metodov aktivnogo social`no-psixologicheskogo obucheniya lichnosti v reshenii problem mezhlichnostnogo vzaimodejstviya / I. A. Andreeva // Psixopedagogika v pravooxranitel`ny`x organax. — 1996. — № 2 (4). — URL: <a href="https://cyber" target="_blank">https://cyber</a>
25. 2. Андреева, И. А. Использование методов активного социально-психологического обучения личности в решении проблем межличностного взаимодействия / И. А. Андреева // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 2 (4). — URL: <a href="https://cyberlenink" target="_blank">https://cyberlenink</a>
26. Ajdinova, L. V. Organizaciya i metody` formirovaniya i razvitiya oratorskix sposobnostej v usloviyax social`no-psixologicheskogo treninga / L. V Ajdinova, S. Yu. Kurilova S. V. Shevchenko // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novy`e
27. 1. Айдинова, Л. В. Организация и методы формирования и развития ораторских способностей в условиях социально-психологического тренинга / Л. В Айдинова, С. Ю. Курилова С. В. Шевченко // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманит

Остальные статьи