Модель и программа подготовки студентов-волонтеров к взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
В статье рассматриваются модель и программа подготовки студентов-волонтеров к эффективному взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья, описываются основные компоненты модели, представлены этапы и содержание программы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 257-266 |
УДК | 316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_257 |
Волонтерская деятельность в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной и значимой для решения социальных проблем общества, в связи с чем профессиональная подготовка добровольцев к взаимодействию с лицами с ОВЗ должна включать в себя способы и приемы, направленные на проработку социально-психологических особенностей взаимодействия и преодоление трудностей субъектов коммуникации, личностный рост, высокий уровень мотивации и готовности волонтера к добровольческой деятельности. Студенчество в этой связи является самым благоприятным периодом для осуществления волонтерской деятельности, так как участие в добровольчестве позволяет студентам находить ресурсы для собственного личностного совершенствования, самореализации, а также способствует развитию рефлексии [10]. Основная цель приобщения студентов к волонтерской деятельности заключается в понимании того, что волонтерская деятельность представляет собой работу без оплаты, так как она сама и есть награда, а волонтерство — это образ жизни [9], это миссия, которую студент выполняет, чтобы быть полезным обществу, помогать людям. Более того, развитие и популяризация волонтерского движения являются основными задачами учебно-воспитательной работы любого вуза и направлены на повышение уровня социальной активности студентов. Вузы сегодня являются не только центрами, предоставляющими образовательные услуги, но и центрами формирования нравственных качеств [6; 8].
Во многих ситуациях взаимодействия с лицами с ОВЗ студенты-волонтеры осуществляют ровесническое наставничество, предполагающее отношения «подопечный — наставник», которые выстраиваются между двумя молодыми людьми. Это вид ровеснической поддержки, в которой наставник является позитивным примером для своего ровесника, которому необходимы помощь и поддержка [15]. Некоторые авторы также полагают, что инклюзивное добровольчество — это волонтеры, которые сами когда-то нуждались в помощи [11].
Комплекс методических приемов по подготовке студентов-волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ оказывает системное действие в контексте определенной модели. Актуальность создания такой модели обусловлена наличием противоречий: во-первых, между поставленной на уровне государства задачей по подготовке волонтеров и недостаточной практикой реализации научно обоснованной модели обучения студентов-волонтеров технологиям взаимодействия с лицами с ОВЗ; во-вторых, «между наличием связи подготовки волонтеров к сопровождению лиц с ОВЗ, с формированием у них необходимых личностных качеств для осуществления волонтерской деятельности и недостаточным использованием данного потенциала для развития гибких компетенций» [4, с. 61].
Модель в научной литературе рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенной части природной или социальной реальности, продукта культуры человеческого взаимодействия, как концептуально-теоретическое основание оригинала, который необходим для хранения и расширения знаний о его особенностях [3].
Модель подготовки студентов-волонтеров к эффективному взаимодействию с лицами с ОВЗ предполагает систему средств, обеспечивающих формирование навыков эффективного общения, преодоление трудностей взаимодействия с лицами с ОВЗ и развитие личностных качеств.