Консультирование семьи как фактор формирования родительской компетентности
Аннотация
В статье представлена деятельность Консультационного центра Московского психолого-социального университета, описаны и проанализированы результаты мониторинга оказания специалистами центра консультационных услуг современным родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 249-254 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_249 |
Воспитание подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современности [2; 3; 5]. Приоритетной задачей семьи и педагогов, работающих с детьми, является помощь в приобретении ребенком жизненных компетенций, коммуникативных и социальных навыков. Тот факт, что именно семье принадлежит решающая роль в формировании личности ребенка, не вызывает сомнения. Через взаимоотношения в семье ребенок усваивает способы взаимодействия с миром, овладевает механизмами адаптации [1; 5]. Благоприятные семейные условия становятся для ребенка той развивающей средой, которая создает основу его социализации. Семья является первой воспитательной средой, в которой ребенок начинает свою жизнь, где впервые усваивает нормы поведения, получает различные знания, навыки и умения, азы духовности и нравственности, познает опыт человеческих взаимоотношений [3; 4].
Современные семьи сталкиваются с множеством проблем в вопросах воспитания и развития детей. Избыток доступной информации о методах и формах воспитания детей, наводящий характер этого контента могут затруднить родителям выбор оптимальных стратегий воспитания ребенка [1; 4]. В то же время общеизвестно, что одним из основных методов воспитания хорошего ребенка является положительный пример родителей — их мировоззрение, образ жизни, атмосфера в семье, моральные, духовно-нравственные семейные ценности — все усваивает растущий человек.
Сегодня в условиях интенсивно развивающегося информационного пространства цифровые технологии и социальные сети усиливают влияние на жизнедеятельность человека, что создает вызовы в установлении родителями здоровых границ для экранного времени детей. Как правило, взрослые ощущают неуверенность и некомпетентность в эффективных методах контроля и обучения детей по использованию IT-технологий [3; 5].
Сложности в понимании психологических потребностей детей, их эмоционального состояния, способов психоэмоциональной поддержки создают необходимость обучения родителей психологическим аспектам воспитания.
Давление современного образа жизни, комбинированное с финансовыми трудностями, может привести к семейным конфликтам и стрессам, что влияет на качество воспитания детей. Родителям часто требуются консультационная помощь и поддержка в разрешении конфликтов и управлении стрессом [3].