Дата публикации: 01.10.2023

Консультирование семьи как фактор формирования родительской компетентности

Аннотация

В статье представлена деятельность Консультационного центра Московского психолого-социального университета, описаны и проанализированы результаты мониторинга оказания специалистами центра консультационных услуг современным родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.




Воспитание подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современности [2; 3; 5]. Приоритетной задачей семьи и педагогов, работающих с детьми, является помощь в приобретении ребенком жизненных компетенций, коммуникативных и социальных навыков. Тот факт, что именно семье принадлежит решающая роль в формировании личности ребенка, не вызывает сомнения. Через взаимоотношения в семье ребенок усваивает способы взаимодействия с миром, овладевает механизмами адаптации [1; 5]. Благоприятные семейные условия становятся для ребенка той развивающей средой, которая создает основу его социализации. Семья является первой воспитательной средой, в которой ребенок начинает свою жизнь, где впервые усваивает нормы поведения, получает различные знания, навыки и умения, азы духовности и нравственности, познает опыт человеческих взаимоотношений [3; 4].

Современные семьи сталкиваются с множеством проблем в вопросах воспитания и развития детей. Избыток доступной информации о методах и формах воспитания детей, наводящий характер этого контента могут затруднить родителям выбор оптимальных стратегий воспитания ребенка [1; 4]. В то же время общеизвестно, что одним из основных методов воспитания хорошего ребенка является положительный пример родителей — их мировоззрение, образ жизни, атмосфера в семье, моральные, духовно-нравственные семейные ценности — все усваивает растущий человек.

Сегодня в условиях интенсивно развивающегося информационного пространства цифровые технологии и социальные сети усиливают влияние на жизнедеятельность человека, что создает вызовы в установлении родителями здоровых границ для экранного времени детей. Как правило, взрослые ощущают неуверенность и некомпетентность в эффективных методах контроля и обучения детей по использованию IT-технологий [3; 5].

Сложности в понимании психологических потребностей детей, их эмоционального состояния, способов психоэмоциональной поддержки создают необходимость обучения родителей психологическим аспектам воспитания.

Давление современного образа жизни, комбинированное с финансовыми трудностями, может привести к семейным конфликтам и стрессам, что влияет на качество воспитания детей. Родителям часто требуются консультационная помощь и поддержка в разрешении конфликтов и управлении стрессом [3].

Список литературы

1. 1.Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии: кн. для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова. — Москва: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. — 211 с.
2. Davidovich, L. R. Logopediya. Semejnoe vospitanie detej s narusheniyami v razvitii : kn. dlya pedagogov i roditelej / L. R. Davidovich, T. S. Reznichenko, Zh. V. Antipova. — Moskva: NOU VPO «MPSU» ; Voronezh: MODE`K, 2014. — 211 s.
3. 2. Ермолаева, М. В. У колыбели родительства: психология пренатального (предшествующего рождению) периода / М. В. Ермолаева. — Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 134 с.
4. Ermolaeva, M. V. U koly`beli roditel`stva: psixologiya prenatal`nogo (predshestvuyushhego rozhdeniyu) perioda / M. V. Ermolaeva. — Moskva: NOU VPO «MPSU», 2014. — 134 s.
5. 3. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей / С. К. Бондырева, Н. И. Клименко, Н. Н. Бушмарина [и др.; гл. ред. Д. И. Фельдштейн]. — 2-е изд., испр. — Москва: Московский психолого-социальный университет, 2015. — 247 с.
6. Profilaktika social`ny`x riskov detej i podrostkov: lekcii dlya roditelej / S. K. Bondy`reva, N. I. Klimenko, N. N. Bushmarina [i dr.; gl. red. D. I. Fel`dshtejn]. — 2-e izd., ispr. — Moskva: Moskovskij psixologo-social`ny`j universitet, 2015. — 247 s.
7. 4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В. В. Ткачевой. — Москва: Академия, 2013. — 271 с.
8. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem`i rebenka s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya / pod red. V. V. Tkachevoj. — Moskva : Akademiya, 2013. — 271 s.
9. 5. Шнейдер, Л. Б. Компетентное родительство / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2018. — 121 с.
10. Shnejder, L. B. Kompetentnoe roditel`stvo / L. B. Shnejder, M. N. Zy`kova. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta, 2018. — 121 s.

Остальные статьи