Дата публикации: 01.10.2023

Потенциал использования иммерсивных технологий в практической психологии

Аннотация

Стремительность изменений и трансформаций современного мира связана прежде всего с развитием цифровой среды. На сегодняшний день все чаще используются понятия «виртуальная реальность», «дополненная реальность», «смешанная реальность», «иммерсивность». Эффективность применения иммерсивных технологий виртуальной реальности доказана данными медицины, спортивной, организационной, когнитивной и социальной психологии. Использование иммерсивных технологий также имеет большой потенциал в будущем в перечисленных областях. В данной статье перечислены некоторые из очевидных преимуществ рассматриваемых технологий в области нейропсихологии, клинической психологии и психотерапии, при работе с тревожными расстройствами, с зависимостью от психоактивных веществ, при обсессивно-компульсивном расстройстве и т. п.




В подавляющем большинстве актуальных статей отмечается стремительность изменений, трансформаций современного мира, связанных с развитием цифровой среды. Пандемия COVID-19, сопровождавшаяся достаточно длительной изоляцией, спровоцировала переход на интенсивное использование цифровых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности и функционирования общества практически во всех сферах. Причем для современного ребенка процесс цифровой социализации начинается с очень ранних этапов онтогенетического развития.

И если на начальных этапах изучения в психологии влияния цифровой среды на человека акцент ставился на исследовании формирования зависимости от Интернета, компьютерных игр и т. п., то в современных психологических исследованиях, как правило, затрагиваются вопросы самоактуализации и самореализации в интернет-пространстве, особенности самопрезентации, онлайн-общения, предпочтения пользователей и специфика их активности и т. д. Да и само проведение психологического исследования с помощью цифровых технологий позволило значительно увеличить выборочную совокупность, что в итоге оказывает влияние на результативность исследования.

На сегодняшний день все чаще используются понятия «виртуальная реальность» (VR), «дополненная реальность» (AR), «смешанная реальность» (MR). Термин «иммерсивность», связанный с перечисленными понятиями, происходит от английского слова «immersive», которое переводится как погружение, эффект присутствия. Современные компьютерные технологии позволяют осуществить «погружение» зрителя в демонстрируемые цифровыми технологиями условия, почувствовать себя участником представляемого события [2].

Такие технологии базируются на использовании виртуальной реальности. Сам термин «VR» (virtual reality) впервые употребил и стал применять американский ученый Джарон Ланье. Создание виртуальной реальности осуществляется с помощью технических средств, и моделируется реальность со всеми ее характеристиками и параметрами: предметами, звуками, тактильными ощущениями и даже запахами [34]. Информацию можно получить с помощью технических приспособлений, в частности специальных очков, шлема или перчаток. Специальные устройства позволяют фиксировать положение в пространстве, создают акустические и зрительные эффекты, «погружая» человека в заданную управляющим устройством виртуальную реальность, и человек при этом управляет включенным в нее персонажем [18]. Например, воспользовавшись специальными очками, человек может «оказаться» на борту самолета и т. п., физически оставаясь в своем кабинете или дома.

Список литературы

1. 16. Moon, J. Exploring the treatment integrity of virtual reality-based social skills training for children with high-functioning autism / J. Moon, F. Ke // Interactive Learning Environments. — 2019. — Vol. 29, № 2. — P. 1–15.
2. 31. Virtual reality and neuropsychological assessment : The reliability of a virtual kitchen to assess daily-life activities in victims of traumatic brain injury / J. Besnard, P. Richard,
3. 30.Virtual environment training system for rehabilitation of stroke patients with unilateral neglect: crossing the virtual street / J. Kim, K. Kim, D. Y. Kim [et al.] // Cyberpsychology and Behavior : The Impact of the Internet, Multimedia and Virtual Rea
4. 29. Using VR for obsessive- compulsive and eelated disorders / S. Bouchard, M. Laforest, P. Gamito, G. Cardenas-Lopez // Virtual reality for psychological and neurocognitive interventions / ed. by A. S. Rizzo, S. Bouchard. — Springer, 2019. — P. 307–326.
5. 28. Using virtual humans to alleviate social anxiety: preliminary report from a comparative outcome study / G. Robillard, S. Bouchard, S. Dumoulin [et al.] // Studies in Health Technology and Informatics. — 2010. — Vol. 154. — P. 57–60.
6. 27. Transforming experience: the potential of augmented reality and virtual reality for enhancing personal and clinical change / G. Riva, R. M Baños, C. Botella [et al.] // Frontiers of Psychiatry. — 2016. — Vol. 7, № 7. — DOI: 10.3389/fpsyt.2016.00164
7. 26. The use of virtual reality technology in the treatment of anxiety and other psychiatric disorders / J. L. Maples-Keller, B. E. Bunnell, S. J. Kim, B. O. Rothbaum // Harvard Review of Psychiatry. — 2017. — Vol. 25, № 3. — P. 103–113.
8. 25. The Sydney multicenter study of Parkinson’s disease : The inevitability of dementia at 20 years. Movement Disorders / M. A. Hely, W. G. Reid, M. A. Adena [et al.] // Official Journal of the Movement Disorder Society. — 2008. — Vol. 23, № 6. — P. 837–8
9. 24. The role of virtual reality in neuropsychology : The virtual multiple errands test for the assessment of executive functions in Parkinson’s disease / S. Serino, E. Pedroli, P. Cipresso [et al.] // Virtual, augmented reality and serious games for healt
10. 23. The effect of repeated virtual nicotine cue exposure therapy on the psychophysiological responses: a preliminary study / J. S. Choi, S. Park, J.-Y. Lee, H.-Y. Yung // Psychiatry Investigation. — 2011. — Vol. 8, № 2. — P. 155–160.
11. 22. Soldier attitudes about technology-based approaches to mental healthcare / J. Wilson, K. Onorati, M. Mishkind [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. — 2008. — Vol. 11. — P. 767–769.
12. 21. Social stories for children with autism spectrum disorder: validating the content of a virtual reality program / P. Ghanouni, T. Jarus, J. G. Zwicker [et al.] // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 2019. — Vol. 49. — P. 660–668.
13. 20. Rus-Calafell, M. A virtual reality-integrated program for improving social skills in patients with schizophrenia: a pilot study / M. Rus-Calafell, J. Gutiérrez-Maldonado, J. RibasSabaté // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. — 201
14. 19. Riva, G. How cyberpsychology and virtual reality can help us to overcome the psychological burden of coronavirus / G. Riva, B. K. Wiederhold // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. — 2020. — Vol. 5. — P. 227–229.
15. 18. Preuss, N. Full-body ownership illusion elicited by visuo-vestibular integration / N. Preuss, H. H. Ehrsson // Journal of Experimental Psychology : Human Perception and Performance. — 2019. — Vol. 45, № 2. — P. 209–223.
16. 17. Potential of virtual reality as a diagnostic tool for social anxiety : A pilot study / M. Dechant, S. Trimpl, C. Wolff [et al.] // Computers in Human Behavior. — 2017. — Vol. 76. — P. 128–134. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.07.005" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.07.005</a>
17. 1. Громова, А. В. Иммерсивные технологии в современной психологии / А. В. Громова, Е. М. Корж // Мир психологии. — 2023. — № 3 (114). — С. 195–207. — DOI: 10.51944/20738528_2023_3_195
18. 15. Male sexual dysfunctions: immersive virtual reality and multimedia therapy / G. Optale, M. Pastore, S. Marin [et al.] // Studes in Health Technology and Informatics. — 2004. — Vol. 99. — P. 165–178.
19. 14. Lyons, E. J. Cultivating engagement and enjoyment in exergames using feedback, challenge, and rewards / E. J. Lyons // Games Health Journal. — 2015. — Vol. 4. — P. 12–18.
20. 13. Innovative use of virtual reality in autism spectrum disorder : A case-study / R. De Luca, S. Leonardi, S. Portaro [et al.] // Applied Neuropsychology. Child. — 2021. — Vol. 10, № 1. — P. 90–100. — <a href="https://doi.org/10.1080/21622965.2019.1610964" target="_blank">https://doi.org/10.1080/21622965.2019.1610964</a>
21. 12. Glazkova, S. A. Technology of augmented reality in new media / S. A. Glazkova // Development of the Russian-speaking media space: communication and ethical problems : mater. of the intern. sci.-pract. conf. — Moscow, 2013. — P. 117–122.
22. 11. Foreman, N. Klidarithmos Computer Books / Nigel Foreman // Virtual Reality in Psychology. — London, 2015. — P. 225–252.
23. 10. Everyday-like memory and its cognitive correlates in healthy older adults and in young patients with traumatic brain injury : A pilot study based on virtual reality / P. Arvind Pala, B. N’Kaoua, J. M. Mazaux [et al.] // Disability and Rehabilitation.
24. 9. Development and early evaluation of the virtual Iraq/Afghanistan exposure therapy system for combat-related PTSD / A. S. Rizzo, J. Difede, B. O. Rothbaum [et al.] // Annals of the New York Academy of Sciences. — 2010. — Vol. 1208. — P. 114–125.
25. 8. Comparing performance within a virtual supermarket of children with traumatic brain injury to typically developing children: a pilot study / N. Erez, P. L. Weiss, R. Kizony, D. Rand // OTJR : Occupation, Participation and Health. — 2013. — Vol. 33, № 4
26. 7. Clinical efficacy of virtual reality for acute procedural pain management: a systematic review and meta-analysis / E. Chan, S. Foster, R. Sambell, P. Leong // PLoS ONE. — 2018. — Vol. 13, № 7. — e0200987.
27. 6. Chentsova, T. N. The study of technologies of additional reality / T. N. Chentsova // Modern approaches to the study of socio-philosophical aspects of the development of society : mater. of the intern. sci.-pract. conf. — Moscow, 2017. — P. 56–57.
28. 5. Benefits of virtual reality based cognitive rehabilitation through simulated activities of daily living: a randomized controlled trial with stroke patients / A. L. Faria, A. Andrade, L. Soares, S. B. Badia // Journal of Neuroengineering and Rehabilitat
29. 4. Assessment and rehabilitation after traumatic brain injury using virtual reality : A systematic review and discussion concerning human-computer interactions / F. Banville, P. Nolin, T. Rosinvil [et al.] // Virtual Reality for Psychological and Neurocog
30. 3. A randomised controlled feasibility trial of immersive virtual reality treatment with cognitive behaviour therapy for specific phobias in young people with autism spectrum disorder / M. Maskey, J. Rodgers, V. Grahame [et al.] // Journal Autism Developm
31. 2. Махлина, С. Т. Иммерсивность в современной культуре / С. Т. Махлина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2022. — № 3 (52). — С. 69–79. — DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-69-79

Остальные статьи