Психологические границы у мужчин и женщин с разным типом изменения потребительского поведения в современных условиях
Аннотация
Психологические границы личности относительно изменений потребительского поведения в кризисных ситуациях изучены недостаточно. Рассматриваемое в данной статье исследование проводилось в 2 этапа: глубинные интервью (10 человек) и опрос с использованием авторской методики изменений в потребительском поведении и опросника «Психологические границы личности» Э. Хартманна (123 человека). Было обнаружено два типа изменений потребительского поведения: в пользу рациональности и в пользу импульсивности. Для людей с импульсивным типом изменения потребительского поведения психологические границы более тонкие по сравнению с людьми, у которых таких изменений не произошло. Исследование отдельно на мужской выборке также подтвердило полученные данные — у мужчин с импульсивным типом изменения более выражены тонкие границы. Для женщин значимых различий обнаружено не было.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 224-235 |
УДК | 330.16 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_224 |
Введение
Современная экономико-политическая ситуация характеризуется кардинальным изменением экономических условий и перестраиванием процессов, связанных с логистикой и производством товаров. Все это, несомненно, сказывается и на поведении человека в области потребления, и на его покупательских привычках. Так, по данным опроса исследовательской компании «Нильсен» [7], потребители стали больше экономить и сокращать свои расходы, менять привычные типы товаров и бренды, а также стали больше покупать онлайн. Прикладные исследования частных бизнес-организаций [10] также демонстрируют изменения в потребительском поведении своих клиентов, причем изменения связаны с принятием решения о покупке — с повышением или понижением импульсивности. При этом результаты достаточно противоречивые. С одной стороны, отмечается, что современные условия способствуют увеличению рациональности в покупках, хотя, с другой стороны, выявлена готовность совершать импульсивные покупки чаще обычного.
Также открытым остается вопрос о влияющих на изменения в потребительском поведении факторах. В литературе выявлено множество личностных аспектов, которые способствуют импульсивному принятию решения во время приобретения товаров или услуг, например эмоциональное состояние [21], коллективизм, экстраверсия, невротизм [19] и т. п. Было также выявлено, что у мужчин и женщин различается импульсивная покупательская реакция [1; 15; 16].
В последнее время ученые обратились к интересному конструкту — «психологическим границам личности», характеризующему способность личности отделять свое «Я» и его потребности от «Я» других людей [12]. Несмотря на то что данная характеристика является достаточно перспективной применительно к самому потребительскому поведению, а также к его изменениям в кризисных условиях, в настоящее время недостаточно исследований, рассматривающих психологические границы личности с этой точки зрения.
Целью данного исследования является определение вида психологических границ у мужчин и женщин, обладающих разными типами изменений потребительского поведения.