Дата публикации: 01.10.2022

Психологические инструменты профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудника ИТ-индустрии

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования по профилактике эмоционального выгорания сотрудников индустрии информационных технологий (ИТ). Исследуется взаимосвязь между индивидуально-личностными чертами, такими как тип рефлексии, эмпатия, и компонентами эмоционального выгорания у ИТ-сотрудников. Исследование проводилось на базе компании, специализирующейся на разработке, тестировании и внедрении высоконагруженных систем и программных продуктов. Актуальность проблемы и обоснование профилактических мероприятий по коррекции уровня эмоционального выгорания дополняется результатами первичной диагностики при использовании стандартизированного опросника — диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко). С учетом результатов теоретического анализа и данных, полученных в рамках диагностики, был разработан и апробирован психологический тренинг для коррекции уровня эмоционального выгорания сотрудников индустрии ИТ. Представлены результаты эффективности разработанной программы.




Индустрия информационных технологий (ИТ) является наиболее быстро развивающейся и системообразующей отраслью мировой экономики. Программные продукты и сервисы высокотехнологичной сферы востребованы во всех значимых областях жизнедеятельности современного общества, начиная от средств коммуникации и связи, новых мобильных приложений и заканчивая промышленностью и медициной. Для нашей страны область ИТ представляет собой одно из ключевых направлений развития, что закреплено в утвержденном распоряжении Правительства Российской Федерации (документ № 2036-р от 1 ноября 2013 года) [12].

Распространение COVID-19 с последующим мировым локдауном указало на острую потребность в цифровой трансформации действующих бизнеспроцессов и внедрении современных цифровых инструментов. Возможность адаптироваться к быстрым изменениям без потери качества в короткие сроки является неотъемлемым показателем современного конкурентного цифрового продукта. С активным переходом на удаленный формат работы происходит трансформация предъявляемых требований и навыков, которыми должен обладать современный сотрудник. Помимо технических знаний в области разработки программного обеспечения (ПО), на первый план выходят умения и навыки отслеживать свое эмоциональное состояние и негативные эмоции. При постоянной перегрузке и психологическом давлении они позволяют не только грамотно адаптироваться и выстроить удаленный формат работы в команде, но и предотвратить психофизическое истощение и снизить риск возникновения эмоционального выгорания.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, эмоциональное выгорание представляет собой синдром, появляющийся из-за длительного воздействия стресса, переходящего в хроническую фазу при выполнении профессиональных обязанностей, с которыми человек не может справиться, и характеризуется следующими основными показателями: уменьшенная эффективность на работе, истощение, ощущение потери энергии, психологическая отстраненность от работы, чувства цинизма и негативизма к своей работе. Таким образом затрагиваются все сферы жизнедеятельности человека.

Современные исследования по изучению феномена выгорания у ИТспециалистов в основном сфокусированы на фиксации причин и особенностях возникновения синдрома. В то время как вопросы профилактики выгорания требуют более детальной проработки, систематизации и адаптации под текущие реалии рынка. В дальнейшем инструментарий профилактики можно включить в процесс обучения гибким навыкам сотрудников на организационном уровне [8; 14–16; 18; 20].

Высокий уровень конкуренции и спроса на высокотехнологичные продукты и сервисы способствует тому, что в ближайшее время не будет наблюдаться снижение темпа развития отрасли. Как следствие, процесс разработки ПО будет сопровождаться высоким уровнем ответственности, многозадачности, неуправляемой нагрузки. При таких обстоятельствах существует потребность в развитии внутренних ресурсов сотрудника, влияющих непосредственно на реакцию на внешние обстоятельства и стрессоры, что позволит сформировать барьер между сотрудником и развитием эмоционального выгорания. К внутренним факторам принято относить различные личностные черты, такие как творческая активность, эмоциональный интеллект, мотивация, ценностно-смысловое отношение к своей профессиональной деятельности и др. [5; 14; 17].

Список литературы

1. 1. Belasheva I. V. E`mocional`naya kompetentnost` i problema e`mocional`nogo vy`goraniya u sotrudnikov organizacii / I. V. Belasheva, M. L. Esayan, L. I. Makadej // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2021. — № 71–4. — S. 329–333.
2. 2. Bol`shakova T. Yu. Vzaimosvyaz` social`no-psixologicheskix xarakteristik lichnosti i vy`razhennosti sindroma e`mocional`nogo vy`goraniya u pedagogov / T. Yu. Bol`shakova, A. A. Dubinina // Aktual`ny`e problemy` sovremennoj Rossii: psixologiya, pedagogi
3. 3. Buldachyova A. S. Vzaimosvyaz` e`mocional`nogo vy`goraniya i e`mpatii u medicinskix sester / A. S. Buldachyova // Vektory` psixologii — 2020: Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sovremennoj obrazovatel`noj srede: mezhdunar. nauch.-prak
4. 4. Vodop`yanova N. E. Sindrom vy`goraniya: diagnostika i profilaktika / N. E. Vodop`yanova, E. S. Starchenkova. — 3-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurajt, 2020. — 299 c.
5. 5. Zabara I. V. Vzaimosvyaz` mezhdu lichnostny`mi osobennostyami i e`mocional`ny`m vy`goraniem u programmistov s razlichny`m cennostno-smy`slovy`m otnosheniem k professional`noj deyatel`nosti / I. V. Zabara, K. G. Tverdostup // Mezhdunarodny`j nauchno-iss
6. 6. Kalyakina D. Sh. Issledovanie faktorov riska professional`nogo vy`goraniya u psixologovkonsul`tantov razny`x psixologicheskix praktik / D. Sh. Kalyakina, A. V. Pogodina // Aktual`ny`e problemy` organizacionnoj psixologii i psixologii dorozhnogo dvizhen
7. 7. Kozin D. N. Sindrom vy`goraniya v professional`noj deyatel`nosti sotrudnika IT-industrii / D. N. Kozin // Aktual`ny`e problemy` psixologicheskogo znaniya. — 2021. — № 4 (57). — S. 95–101. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_4_9
8. 8. Kozina I. M. Proizvodstvenny`e faktory` stressa v rabote rossijskix i franczuzskix IT-specialistov / I. M. Kozina, E. V. Seryozhkina // Sociologicheskie issledovaniya. — 2019. — № 5. — S. 26–35. — DOI: 10.31857/S013216250004950-8
9. 9. Matyushkina E. Ya. Problema professional`nogo vy`goraniya pedagogov i puti ee resheniya / E. Ya. Matyushkina // Psixologiya i psixoterapiya. Metodologiya, issledovaniya, praktika. — Moskva : Neolit, 2018. — S. 24—33.
10. 10. Matyushkina E. Ya. Faktory` professional`nogo vy`goraniya specialistov (na primere rabotnikov kontaktnogo centra) / E. Ya. Matyushkina // Konsul`tativnaya psixologiya i psixoterapiya. — 2017. — T. 25, № 4. — S. 42–58. — DOI: 10.17759/cpp.2017250404
11. 11. Matyushkina E. Ya. Professional`noe vy`goranie i refleksiya specialistov pomogayushhix professij / E. Ya. Matyushkina, A. A. Kantemirova // Konsul`tativnaya psixologiya i psixoterapiya. — 2019. — T. 27, № 2. — S. 50–68.
12. 12. Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 01.11.2013 № 2036-r (red. ot 18.10.2018) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii na 2014– 2020 gody i na perspektivu do 2025 goda» [E`lektronny`j resurs]. — R
13. 13. Solov`eva O. V. E`ksperimental`noe issledovanie razvitiya refleksivny`x umenij pedagogov kak usloviya profilaktiki professional`nogo vy`goraniya / O. V. Solov`eva, I. V. Ortman // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya
14. 14. Shly`kova T. Yu. E`mocional`noe vy`goranie kak faktor snizheniya tvorcheskoj aktivnosti v deyatel`nosti inzhenerov-programmistov kompanij IT / T. Yu. Shly`kova, E. I. Baraeva, V. V. Kuly`ba, E. A. Dem`yanchik // Istoricheskie i psixologo-pedagogichesk
15. 15. Kumaresana A. Prevalence of burnout syndrome among Work-From-Home IT professionals during the COVID-19 pandemic / A. Kumaresana, P. Suganthirababua, V. Srinivasana, Y. Vijay Chandhinia // Work. — 2022. — Vol. 71. — P. 379–384. — DOI: 10.3233/WOR-21104
16. 16. Maudgalya T. Workplace stress factors and ‘burnout’ among information technology professionals: a systematic review / T. Maudgalya, S. Wallace, N. Daraiseh, S. Salem // Theoretical Issues in Ergonomics Science. — 2006. — Vol. 7 (3). — P. 285–297. — DO
17. 17. Mellblom E. The connection between burnout and personality types in software developers / E. Mellblom, I. Arason, L. Gren, R. Тorkar // IEEE Softw. — 2018. — Vol. 36 (5). — P. 57–64.
18. 18. Shih S. Job burnout of the information technology worker: Work exhaustion, depersonalization, and personal accomplishment / S. Shih, J. Jiang, G. Klein, E. Wang // Information & Management. — 2013. — Vol. 50. — P. 582–589. — DOI: 10.1016/j.im.2013.08.
19. 19. Burnout has risen by 12 % due to COVID-19 [Electronic resource] // Blind Blog — Workplace Insights. — Access mode: <a href="https://www.teamblind.com/blog/index.php/2020/05/05/burnout-has-risen-by-12-due-to-covid-19/" target="_blank">https://www.teamblind.com/blog/index.php/2020/05/05/burnout-has-risen-by-12-due-to-covid-19/</a> (date of application: 02.10.2022).
20. 20. O’Cleirigh R. Workplace burnout: the pandemic no one is talking about [Electronic resource] / R. O’Cleirigh. — Access mode: <a href="https://journify.co/blog/2020/7/16/workplace-burnoutthe-pandemic-no-one-is-talking-about" target="_blank">https://journify.co/blog/2020/7/16/workplace-burnoutthe-pandemic-no-one-is-talking-about</a> (date of application: 02.10.2022).
21. 1. Белашева И. В. Эмоциональная компетентность и проблема эмоционального выгорания у сотрудников организации / И. В. Белашева, М. Л. Есаян, Л. И. Макадей // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–4. — С. 329–333.
22. 2. Большакова Т. Ю. Взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов / Т. Ю. Большакова, А. А. Дубинина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика,
23. 3. Булдачёва А. С. Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии у медицинских сестер / А. С. Булдачёва // Векторы психологии — 2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде: междунар. науч.-практ. конф. (Гомел
24. 4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 299 c.
25. 5. Забара И. В. Взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов с различным ценностно-смысловым отношением к профессиональной деятельности / И. В. Забара, К. Г. Твердоступ // Международный научно-исследовательский жу
26. 6. Калякина Д. Ш. Исследование факторов риска профессионального выгорания у психологов-консультантов разных психологических практик / Д. Ш. Калякина, А. В. Погодина // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения : сб. на
27. 7. Козин Д. Н. Синдром выгорания в профессиональной деятельности сотрудника ИТиндустрии / Д. Н. Козин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 95–101. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_4_9
28. 8. Козина И. М. Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов / И. М. Козина, Е. В. Серёжкина // Социологические исследования. — 2019. — № 5. — С. 26–35. — DOI: 10.31857/S013216250004950-8
29. 9. Матюшкина Е. Я. Проблема профессионального выгорания педагогов и пути ее решения / Е. Я. Матюшкина // Психология и психотерапия. Методология, исследования, практика. — М. : Неолит, 2018. — С. 24—33.
30. 10. Матюшкина Е. Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) / Е. Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. — 2017. — Т. 25, № 4. — С. 42–58. — DOI: 10.17759/cpp.2017250404
31. 11. Матюшкина Е. Я. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий / Е. Я. Матюшкина, А. А. Кантемирова // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 2. — С. 50–68.
32. 12. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступ
33. 13. Соловьева О. В. Экспериментальное исследование развития рефлексивных умений педагогов как условия профилактики профессионального выгорания / О. В. Соловьева, И. В. Ортман // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. —
34. 14. Шлыкова Т. Ю. Эмоциональное выгорание как фактор снижения творческой активности в деятельности инженеров-программистов компаний IT / Т. Ю. Шлыкова, Е. И. Бараева, В. В. Кулыба, Е. А. Демьянчик // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. нау

Остальные статьи