Дата публикации: 01.10.2023

Морально-психологические основания для типологии деловой репутации в контексте развития профессиональной идентичности

Аннотация

В статье уточняются понятия «деловая репутация» и «профессиональная идентичность». Во многом это определяется не только разнообразием факторов, влияющих на репутацию и идентичность работника, но и динамикой этих факторов, их изменчивостью вместе с изменчивостью самого человека, коллективов и организаций. Важную роль в создании репутации работника имеют как сущностные факторы (напрямую связанные с данной трудовой деятельностью), так и сопутствующие факторы (больше связанные с неформальным общением в коллективах). Показано, что в разных профессиях эти факторы по-разному влияют и на репутацию, и на идентичность работника. На этой основе предложены две модели, которые могут быть взяты за основу построения новых типологий деловой репутации, а также за основу оценки и прогнозирования изменения статусов профессиональной идентичности работника.




Постановка проблемы

Проблематика деловой репутации, а также близкие вопросы, связанные с имиджем, авторитетом, лидерством, доверием, а иногда и с харизмой работника, становятся с каждым годом все актуальнее [3; 4; 7; 9; 19]. При этом, с одной стороны, многие подчеркивают важность развития темы репутации и имиджа работника, в основе которых — индивидуальные и субъективные особенности его труда. С другой стороны, усиливаются попытки создания объективных систем оценок трудовой деятельности работника, к сожалению не всегда успешных, особенно в тех сферах, где объективация эффективности труда сильно осложнена отсроченностью результатов труда или важностью именно индивидуального стиля трудовой деятельности, например, в науке и образовании [1; 10; 12]. Часто это приводит к рассогласованию официальных оценок деятельности специалистов и оценок неофициальных, со стороны коллег и потребителей (учащиеся, клиенты, потребители и др.). Это порождает ситуации, когда работник при очередных аттестациях не набирает много официальных баллов, но пользуется большим авторитетом среди своих коллег, или, наоборот, работник официально успешен, но коллеги его мало уважают.

В свою очередь, это порождает проблемы и с профессиональной идентичностью работника, когда специалист не только переживает изза таких несостыковок (официальных и неформальных оценок его труда), но и стремится «перестраиваться», то есть отказываться от более эффективных стилей своей работы, но неодобряемых официально и переходить к не всегда оптимальным стилям труда, но зато высокооцениваемым официально [6]. Заметим, что во многих работах, посвященных проблематике профессиональной идентичности, тема имитации деловой активности в угоду начальству и не всегда адекватным критериям эффективности труда встречается еще достаточно редко и в лучшем случае лишь подразумевается [2; 5; 18; 20; 22; 23].

Таким образом, главная проблема нашего теоретического анализа определяется противоречием, когда, с одной стороны, наблюдается повышенный интерес к вопросам усиления роли репутации работника, особенно в профессиях, где осложнены объективные оценки эффективности труда (наука, образование, искусство и др.), а с другой стороны, недостаточно исследований, посвященных взаимосвязи деловой репутации с профессиональной идентичностью работника. При этом мы считаем, что помимо эмпирических исследований на обширных выборках важно еще осмыслить эту проблему на уровне теоретических моделей, которые могли бы стать впоследствии основой для более целенаправленных корреляционных исследований, а может, и основой для разработки новых методик с уточненными параметрами исследования.

Деловая репутация в контексте близких понятий

Список литературы

1. 12. Пряжников, Н. С. Морально-психологическое самочувствие работников высшей школы в условиях «стабильного» реформирования системы образования / Н. С. Пряжников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2018. — № 1. — С. 56–64.
2. 23. Pratt, M. G. Constructing professional identity : The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents / M. G. Pratt, K. W. Rockmann, J. B. Kaufmann // Academy of Management Journal. — 2006. — Vol. 49,
3. 22. Marcia, J. E. Development and validation of ego-identity status / J. E Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — Vol. 3, № 5. — P. 551–558.
4. 21. Fombrun, C. Fame and Fortune: how successful companies build winning reputations / C. Fombrun, C. B. M. Van Riel. — Upper Saddle River, NJ, USA : Financial Times Prentice Hall books, 2004. — 304 p.
5. 20. Dutton, J. E. Pathways for positive identity construction at work : Four types of positive identity and the building of social resources / J. E. Dutton, L. M. Roberts, J. Bednar // Academy of Management Review. — 2010. — Vol. 35, № 2. — P. 265–293.
6. 19. Bain, K. Building social capital and reaching out to excluded groups : The challenge of partnerships / K. Bain, N. Hicks // CELAM Meeting on the Struggle Against Poverty Towards the Turn of the Millenium. — Washington DC, 1997. — Р. 241–258.
7. 18. Ashforth, B. E. Identification in organizations : An examination of four fundamental questions / B. E. Ashforth, S. H. Harrison, K. G. Corley // Journal of Management. — 2008. — Vol. 34, № 3. — P. 325–374.
8. 17. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.
9. 16.Шабельник, А. Имидж и репутация — две большие разницы / А. Шабельник. — URL: <a href="https://www.sostav.ru/articles/2002/03/25/pr250302/" target="_blank">https://www.sostav.ru/articles/2002/03/25/pr250302/</a> (дата обращения: 15.05.2023).
10. 15. Селье, Г. От мечты к открытию: как стать ученым / Г. Селье. — Москва : Прогресс, 1987. — 368 с.
11. 14. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. — Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 536 с.
12. 13. Пряжников, Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во МПСУ, 2021. — 288 с.
13. 1. Балацкий, Е. В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе / Е. В. Балацкий // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2015. — № 2 (26). — С. 124–149.
14. 11. Почебут, Л. Г. Доверие и репутация как компоненты когнитивного социального капитала организации / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, М. С. Захарова // Социальная и экономическая психология. — 2018. — Т. 3, № 4 (12). — С. 150–177.
15. 10. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая [и др.] // Организационная психология. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 225–245.
16. 9. Овчинникова, А. М. Основы имиджелогии : конспект лекций / А. М. Овчинникова, Н. В. Шульга. — Омск : Омский государственный университет путей сообщения, 2019. — 55 с.
17. 8. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
18. 7. Колосова, В. И. Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны / В. И. Колосова, Т. Ю. Вавилычева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. — 2011. — № 3 (1). — С. 258–266.
19. 6. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний / Е. В. Камнева, Н. С. Пряжников, Е. В. Бабанова, С. М. Буянова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 4. — С. 27–41.
20. 5. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148–156.
21. 4. Доверие и вера в деловых отношениях / Е. В. Камнева, Н. Н. Карловская, Е. Б. Моргунов [и др.] // Организационная психология. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 183–207.
22. 3. Гусева, Т. Г. Имидж и харизма как важнейшие инструменты лидера / Т. Г. Гусева, А. А. Садофьев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2019. — Вып. 4 (250). — С. 161–167.
23. 2. Буякас, Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2000. — № 1. — С. 56–62.

Остальные статьи