Дата публикации: 01.10.2023

Социально-психологические факторы готовности к принятию обратной связи в процессе общения

Аннотация

В статье рассматриваются различные научные подходы к изучению феномена обратной связи в общении. Проведен анализ исследований по проблемам эффективности обратной связи, роли различных факторов и индивидуальных особенностей при принятии обратной связи. Приведены результаты эмпирического исследования уровня чувствительности к обратной связи, а также представлений респондентов об условиях принятия обратной связи. Намечены перспективы дальнейшего исследования по выявлению социально-психологических факторов готовности к принятию обратной связи.




Введение

В условиях социальной трансформации, турбулентности внешней среды формируются новые риск-факторы, вызовы устойчивому развитию систем управления различного уровня. Все большее значение в научном дискурсе придается вопросам эффективного взаимодействия, обратной связи в контексте структурирования организационного пространства и качества управленческого влияния. В социальной психологии накоплен существенный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий феноменологию обратной связи в общении. Исследования проблемы обратной связи не теряют свою актуальность и значимость, которая определяется потребностью в более глубоком рассмотрении феноменологии общения, понимании механизмов взаимодействия и факторов, влияющих на его эффективность, модели диалогического взаимодействия. Кроме того, важно отметить и возрастающий научный интерес в области концептуального осмысления роли обратной связи — в процессе обучения, управления, социализации личности. В научном дискурсе существуют различные подходы к определению сущности и содержания данного феномена как предмета психологического анализа [2; 4]. Впервые понятие «обратная связь» ввел в науку Н. Винер [7]. С позиции кибернетического подхода и понимания обратной связи как механизма саморегуляции в биологических и технических системах внимание акцентируется на возвращаемой информации. В рамках психологических исследований обратная связь интерпретируется и как важнейшая составляющая общения (как межличностного, так и делового) [3; 9; 13; 16], и как одно из условий повышения субъектности личности [1; 18; 19].

В научном дискурсе социальной психологии на современном этапе выделяются два основных подхода в интерпретации и содержательном наполнении термина «обратная связь». С позиции первого подхода данное понятие рассматривается в широком контексте применительно к процессу общения и трактуется как сообщения, которые человек отправляет в ответ на сообщения другого [1]. Второй подход связан с интерпретацией данного феномена, объединяющего в себе коммуникативный и перцептивный аспекты общения (то есть наблюдается более узкий подход) [20; 21].

В контексте рассматриваемой нами проблематики интерес представляет и подход, предложенный в работах Т. Рассела [16]. Автором сущность и содержание обратной связи раскрываются сквозь призму информации о результатах деятельности человека. Внимание фокусируется на том, какие его действия и поведение способствовали достижению того или иного уровня результативности, а также на рекомендациях о том, каким образом он должен действовать в дальнейшем. В трудах и разработках Р. Вердербера в области психологии общения обратная связь понимается как «реакция на сообщение, которая указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то как оно было услышано, увидено, понято» [5, с. 18], то есть как «вербальные или невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого» [10, с. 90]. В связи с тем что в настоящее время термин «обратная связь» характеризуется полисемичностью, считаем целесообразным обратиться к более детальному рассмотрению данного феномена.

Научные подходы к исследованию феномена обратной связи в общении

Список литературы

1. 15. Петровская, Л. А. Общение — компетентность — тренинг : избр. тр. / Л. А. Петровская ; ред.-сост. и автор предисл. О. В. Соловьева. — Москва : Смысл, 2007. — 687 с.
2. 29. Wooley, R. S. The effects of feedback elaboration on the giver of feedback / R. S. Wooley, C. D. Schunn, D. W. Dalton // Paper presented at the 30th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. — 2008. — Vol. 5. — P. 2375–2380.
3. 28. Walker, A. G. A five-year study of upward feedback: what managers do with their results matters / A. G. Walker, J. W. Smither // Personnel Psychology. — 1990. — Vol. 52, № 2. — P. 393–423.
4. 27. Rubin, I. M. The ABC’s of effective feedback / I. M. Rubin, T. Campbell. — JosseyBass Publishers, 1998. — 184 p.
5. 26. Komaki, J. Effect of training and feedback: component analysis of a behavioral safety program / J. Komaki, A. T. Heinzmann, L. Lawson // Journal of Applied Psychology. — 1980. — Vol. 65, № 3. — Р. 261–270.
6. 25. Kennedy, W. A. Motivation of school children / W. A. Kennedy, H. C. Willcutt. — Florida State University : Human Development Clinic, 1963. — 85 p.
7. 24. Dreher, G. F. Perspectives on employee staffing and development : Readings and commentary / G. F. Dreher, P. Sackett. — Homewood, IL : Irwin, 1983.
8. 23. Стремоусова, Е. Н. Эффективность обратной связи и ее специфика в организации / Е. Н. Стремоусова // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 75–86.
9. 22. Соловьева, О. В. Обратная связь как механизм повышения субъектности личности в общении и совместной деятельности / О. В. Соловьева // Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России : матер. Всерос. науч.-практ. онлайн-конференции
10. 21. Соловьева, О. В. Две традиции понимания обратной связи в социальной психологии / О. В. Соловьева // Психология общения: тренинг человечности : тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. Л. А. Петровской. — Москва, 2007. — С. 44–4
11. 20. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении / О. В. Соловьева. — Москва : Изд-во Московского университета, 1992. — 112 с.
12. 19. Соловьева, О. В. Характеристики межличностной обратной связи и оптимизация совместной деятельности / О. В. Соловьева // Общение и оптимизация совместной деятельности. — Москва, 1987. — С. 208–218.
13. 18. Соловьева, О. В. Методика изучения межличностной обратной связи / О. В. Соловьева // Методы исследования межличностного восприятия : спецпрактикум по социальной психологии / О. В. Соловьева. — Москва, 1984. — С. 12–23.
14. 17. Ренн, Р. В. Разработка и полевое тестирование модели поиска обратной связи, самоэффективности и постановки целей выполнения работы / Р. В. Ренн, Д. Б. Федор // Журнал менеджмента. — 2001. — № 27. — С. 563–583.
15. 16. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи / Т. Рассел. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 176 с.
16. 1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 363 с.
17. 14. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — Москва : Изд-во Московского университета, 1989. — 216 с.
18. 13. Петровская, Л. А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе / Л. А. Петровская // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — Москва, 1981. — С. 152–168.
19. 12. Леонтьев, Д. А. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи / Д. А. Леонтьев, А. Н. Моспан, О. В. Митина // Психологические исследования. — 2019. — Т. 12, № 63. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236</a> (дата обращ
20. 11. Ладионенко, М. А. Факторы принятия обратной связи в деловом общении : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Ладионенко Мария Александровна. — Москва, 2009. — 32 с.
21. 10. Куницына, В. Н. Межличностное общение : учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 554 с.
22. 9. Жуков, Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. — Москва : Знание, 1988. — 63 с.
23. 8. Грибанова, М. В. Особенности межличностной обратной связи между учителями, учениками и родителями в условиях дистанционного обучения : дипл. работа / М. В. Грибанова. — Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. — 226 с.
24. 7. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер ; под ред. Г. Н. Поварова. — Москва : Наука, 1983. — 334 с.
25. 6. Взаимодействие в системе «учитель — ученик — родители» как фактор психологической безопасности образовательной среды : науч.-метод. матер. / Т. Ю. Базаров, С. А. Липатов, В. А. Баранова [и др.] ; под ред. Т. Ю. Базарова, С. А. Липатова. — Москва : АНО
26. 5. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 302 с.
27. 4. Болотова, А. К. Социальные коммуникации : учеб. пособие / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — Москва : Гардарики, 2008. — 279 с.
28. 3.Бодалев, А. А. Личность и общение : избр. тр. / А. А. Бодалев. — Москва : Педагогика, 1983. — 271 с.
29. 2. Белов, А. Б. Проблема обратной связи в общении : обзор психологических исследований / А. Б. Белов // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5, № 2. — С. 81–90.

Остальные статьи