Дата публикации: 01.10.2023

Социально-психологические факторы готовности к принятию обратной связи в процессе общения

Аннотация

В статье рассматриваются различные научные подходы к изучению феномена обратной связи в общении. Проведен анализ исследований по проблемам эффективности обратной связи, роли различных факторов и индивидуальных особенностей при принятии обратной связи. Приведены результаты эмпирического исследования уровня чувствительности к обратной связи, а также представлений респондентов об условиях принятия обратной связи. Намечены перспективы дальнейшего исследования по выявлению социально-психологических факторов готовности к принятию обратной связи.




Введение

В условиях социальной трансформации, турбулентности внешней среды формируются новые риск-факторы, вызовы устойчивому развитию систем управления различного уровня. Все большее значение в научном дискурсе придается вопросам эффективного взаимодействия, обратной связи в контексте структурирования организационного пространства и качества управленческого влияния. В социальной психологии накоплен существенный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий феноменологию обратной связи в общении. Исследования проблемы обратной связи не теряют свою актуальность и значимость, которая определяется потребностью в более глубоком рассмотрении феноменологии общения, понимании механизмов взаимодействия и факторов, влияющих на его эффективность, модели диалогического взаимодействия. Кроме того, важно отметить и возрастающий научный интерес в области концептуального осмысления роли обратной связи — в процессе обучения, управления, социализации личности. В научном дискурсе существуют различные подходы к определению сущности и содержания данного феномена как предмета психологического анализа [2; 4]. Впервые понятие «обратная связь» ввел в науку Н. Винер [7]. С позиции кибернетического подхода и понимания обратной связи как механизма саморегуляции в биологических и технических системах внимание акцентируется на возвращаемой информации. В рамках психологических исследований обратная связь интерпретируется и как важнейшая составляющая общения (как межличностного, так и делового) [3; 9; 13; 16], и как одно из условий повышения субъектности личности [1; 18; 19].

В научном дискурсе социальной психологии на современном этапе выделяются два основных подхода в интерпретации и содержательном наполнении термина «обратная связь». С позиции первого подхода данное понятие рассматривается в широком контексте применительно к процессу общения и трактуется как сообщения, которые человек отправляет в ответ на сообщения другого [1]. Второй подход связан с интерпретацией данного феномена, объединяющего в себе коммуникативный и перцептивный аспекты общения (то есть наблюдается более узкий подход) [20; 21].

В контексте рассматриваемой нами проблематики интерес представляет и подход, предложенный в работах Т. Рассела [16]. Автором сущность и содержание обратной связи раскрываются сквозь призму информации о результатах деятельности человека. Внимание фокусируется на том, какие его действия и поведение способствовали достижению того или иного уровня результативности, а также на рекомендациях о том, каким образом он должен действовать в дальнейшем. В трудах и разработках Р. Вердербера в области психологии общения обратная связь понимается как «реакция на сообщение, которая указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то как оно было услышано, увидено, понято» [5, с. 18], то есть как «вербальные или невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого» [10, с. 90]. В связи с тем что в настоящее время термин «обратная связь» характеризуется полисемичностью, считаем целесообразным обратиться к более детальному рассмотрению данного феномена.

Научные подходы к исследованию феномена обратной связи в общении

Список литературы

1. Petrovskaya, L. A. Kompetentnost` v obshhenii. Social`no-psixologicheskij trening / L. A. Petrovskaya. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1989. — 216 s.
2. 15. Петровская, Л. А. Общение — компетентность — тренинг: избр. тр. / Л. А. Петровская; ред.-сост. и автор предисл. О. В. Соловьева. — Москва: Смысл, 2007. — 687 с.
3. Petrovskaya, L. A. Obshhenie — kompetentnost` — trening: izbr. tr. / L. A. Petrovskaya; red.-sost. i avtor predisl. O. V. Solov`eva. — Moskva: Smy`sl, 2007. — 687 s.
4. 16. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи / Т. Рассел. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 176 с.
5. Rassel, T. Navy`ki e`ffektivnoj obratnoj svyazi / T. Rassel. — Sankt-Peterburg: Piter, 2002. — 176 s.
6. 17. Ренн, Р. В. Разработка и полевое тестирование модели поиска обратной связи, самоэффективности и постановки целей выполнения работы / Р. В. Ренн, Д. Б. Федор // Журнал менеджмента. — 2001. — № 27. — С. 563–583.
7. Renn, R. V. Razrabotka i polevoe testirovanie modeli poiska obratnoj svyazi, samoe`ffektivnosti i postanovki celej vy`polneniya raboty` / R. V. Renn, D. B. Fedor // Zhurnal menedzhmenta. — 2001. — № 27. — S. 563–583.
8. 18. Соловьева, О. В. Методика изучения межличностной обратной связи / О. В. Соловьева // Методы исследования межличностного восприятия: спецпрактикум по социальной психологии / О. В. Соловьева. — Москва, 1984. — С. 12–23.
9. Solov`eva, O. V. Metodika izucheniya mezhlichnostnoj obratnoj svyazi / O. V. Solov`eva // Metody` issledovaniya mezhlichnostnogo vospriyatiya: speczpraktikum po social`noj psixologii / O. V. Solov`eva. — Moskva, 1984. — S. 12–23.
10. 19. Соловьева, О. В. Характеристики межличностной обратной связи и оптимизация совместной деятельности / О. В. Соловьева // Общение и оптимизация совместной деятельности. — Москва, 1987. — С. 208–218.
11. Solov`eva, O. V. Xarakteristiki mezhlichnostnoj obratnoj svyazi i optimizaciya sovmestnoj deyatel`nosti / O. V. Solov`eva // Obshhenie i optimizaciya sovmestnoj deyatel`nosti. — Moskva, 1987. — S. 208–218.
12. 20. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении / О. В. Соловьева. — Москва: Изд-во Московского университета, 1992. — 112 с.
13. Solov`eva, O. V. Obratnaya svyaz` v mezhlichnostnom obshhenii / O. V. Solov`eva. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1992. — 112 s.
14. 21. Соловьева, О. В. Две традиции понимания обратной связи в социальной психологии / О. В. Соловьева // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. Л. А. Петровской. — Москва, 2007. — С. 44–46
15. Solov`eva, O. V. Dve tradicii ponimaniya obratnoj svyazi v social`noj psixologii / O. V. Solov`eva // Psixologiya obshheniya: trening chelovechnosti : tez. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 70-letiyu so dnya rozhd. L. A. Petrovskoj. — Moskva, 200
16. 22. Соловьева, О. В. Обратная связь как механизм повышения субъектности личности в общении и совместной деятельности / О. В. Соловьева // Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России: матер. Всерос. науч.-практ. онлайн-конференции (
17. Solov`eva, O. V. Obratnaya svyaz` kak mexanizm povy`sheniya sub``ektnosti lichnosti v obshhenii i sovmestnoj deyatel`nosti / O. V. Solov`eva // Social`naya psixologiya lichnosti i gruppy` v transformiruyushhejsya Rossii : mater. Vseros. nauch. -prakt. onl
18. 23. Стремоусова, Е. Н. Эффективность обратной связи и ее специфика в организации / Е. Н. Стремоусова // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 75–86.
19. Stremousova, E. N. E`ffektivnost` obratnoj svyazi i ee specifika v organizacii / E. N. Stremousova // Prikladnaya yuridicheskaya psixologiya. — 2008. — № 2. — S. 75–86.
20. 24. Dreher, G. F. Perspectives on employee staffing and development: Readings and commentary / G. F. Dreher, P. Sackett. — Homewood, IL: Irwin, 1983.
21. 25. Kennedy, W. A. Motivation of school children / W. A. Kennedy, H. C. Willcutt. — Florida State University: Human Development Clinic, 1963. — 85 p.
22. 26. Komaki, J. Effect of training and feedback: component analysis of a behavioral safety program / J. Komaki, A. T. Heinzmann, L. Lawson // Journal of Applied Psychology. — 1980. — Vol. 65, № 3. — Р. 261–270.
23. 27. Rubin, I. M. The ABC’s of effective feedback / I. M. Rubin, T. Campbell. — JosseyBass Publishers, 1998. — 184 p.
24. 28. Walker, A. G. A five-year study of upward feedback: what managers do with their results matters / A. G. Walker, J. W. Smither // Personnel Psychology. — 1990. — Vol. 52, № 2. — P. 393–423.
25. 29. Wooley, R. S. The effects of feedback elaboration on the giver of feedback / R. S. Wooley, C. D. Schunn, D. W. Dalton // Paper presented at the 30th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. — 2008. — Vol. 5. — P. 2375–2380.
26. Viner, N. Kibernetika ili upravlenie i svyaz` v zhivotnom i mashine / N. Viner; pod red. G. N. Povarova. — Moskva: Nauka, 1983. — 334 s.
27. 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2014. — 363 с.
28. Andreeva, G. M. Social`naya psixologiya : ucheb. dlya vy`ssh. ucheb. zavedenij / G. M. Andreeva. — 5-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Aspekt Press, 2014. — 363 s.
29. 2. Белов, А. Б. Проблема обратной связи в общении: обзор психологических исследований / А. Б. Белов // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5, № 2. — С. 81–90.
30. Belov, A. B. Problema obratnoj svyazi v obshhenii: obzor psixologicheskix issledovanij / A. B. Belov // Teoreticheskaya i e`ksperimental`naya psixologiya. — 2012. — T. 5, № 2. — S. 81–90.
31. 3.Бодалев, А. А. Личность и общение: избр. тр. / А. А. Бодалев. — Москва: Педагогика, 1983. — 271 с.
32. Bodalev, A. A. Lichnost` i obshhenie: izbr. tr. / A. A. Bodalev. — Moskva: Pedagogika, 1983. — 271 s.
33. 4. Болотова, А. К. Социальные коммуникации: учеб. пособие / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — Москва: Гардарики, 2008. — 279 с.
34. Bolotova, A. K. Social`ny`e kommunikacii: ucheb. posobie / A. K. Bolotova, Yu. M. Zhukov, L. A. Petrovskaya. — Moskva: Gardariki, 2008. — 279 s.
35. 5. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 302 с.
36. Verderber, R. Psixologiya obshheniya / R. Verderber, K. Verderber. — Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2003. — 302 s.
37. 6. Взаимодействие в системе «учитель — ученик — родители» как фактор психологической безопасности образовательной среды: науч.-метод. матер. / Т. Ю. Базаров, С. А. Липатов, В. А. Баранова [и др.]; под ред. Т. Ю. Базарова, С. А. Липатова. — Москва: АНО «Ко
38. Vzaimodejstvie v sisteme «uchitel` — uchenik — roditeli» kak faktor psixologicheskoj bezopasnosti obrazovatel`noj sredy`: nauch. -metod. mater. / T. Yu. Bazarov, S. A. Lipatov, V. A. Baranova [i dr.]; pod red. T. Yu. Bazarova, S. A. Lipatova. — Moskva: AN
39. 7. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер; под ред. Г. Н. Поварова. — Москва: Наука, 1983. — 334 с.
40. 8. Грибанова, М. В. Особенности межличностной обратной связи между учителями, учениками и родителями в условиях дистанционного обучения: дипл. работа / М. В. Грибанова. — Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. — 226 с.
41. Gribanova, M. V. Osobennosti mezhlichnostnoj obratnoj svyazi mezhdu uchitelyami, uchenikami iroditelyami v usloviyax distancionnogo obucheniya: dipl. rabota / M. V. Gribanova. — Fakul`tetpsixologii MGU imeni M. V. Lomonosova, 2021. — 226 s.
42. 9. Жуков, Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. — Москва: Знание, 1988. — 63 с.
43. Zhukov, Yu. M. E`ffektivnost` delovogo obshheniya / Yu. M. Zhukov. — Moskva: Znanie, 1988. — 63 s.
44. 10. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 554 с.
45. Kunicyna, V. N. Mezhlichnostnoe obshhenie: ucheb. dlya vuzov / V. N. Kunicyna, N. V. Kazarinova, V. M. Pogol`sha. — Sankt-Peterburg: Piter, 2003. — 554 s.
46. 11. Ладионенко, М. А. Факторы принятия обратной связи в деловом общении: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Ладионенко Мария Александровна. — Москва, 2009. — 32 с.
47. Ladionenko, M. A. Faktory` prinyatiya obratnoj svyazi v delovom obshhenii: avtoref. dis. … kand. psixol. nauk: 19.00.05 / Ladionenko Mariya Aleksandrovna. — Moskva, 2009. — 32 s.
48. 12. Леонтьев, Д. А. Разработка и валидизация шкалы чувствительности к обратной связи / Д. А. Леонтьев, А. Н. Моспан, О. В. Митина // Психологические исследования. — 2019. — Т. 12, № 63. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236</a> (дата обращ
49. Leont`ev, D. A. Razrabotka i validizaciya shkaly` chuvstvitel`nosti k obratnoj svyazi / D. A. Leont`ev, A. N. Mospan, O. V. Mitina // Psixologicheskie issledovaniya.— 2019.— T. 12, № 63.— URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/236</a> (data obras
50. 13. Петровская, Л. А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе / Л. А. Петровская // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — Москва, 1981. — С. 152–168.
51. Petrovskaya, L. A. Obratnaya svyaz` kak fenomen social`no-perceptivny`x processov v gruppe / L. A. Petrovskaya // Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe / pod red. G. M. Andreevoj, A. I. Donczova. — Moskva, 1981. — S. 152–168.
52. 14. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — Москва: Изд-во Московского университета, 1989. — 216 с.

Остальные статьи