Дата публикации: 01.10.2023

Факторная структура профессионально-педагогической направленности студентов: межрегиональное сравнение

Аннотация

В статье приводятся результаты межрегионального сравнения факторной структуры профессионально-педагогической направленности студентов. Обосновывается необходимость учета макросоциального контекста при изучении профессионально-педагогической направленности. Факторному анализу были подвергнуты результаты исследования профессиональной направленности студентов из Приднестровья, Кишиневского муниципия и Орехово-Зуевского городского округа. Показано, что основные составляющие факторной модели профессиональной направленности у приднестровских и орехово-зуевских студентов схожи: выделены компоненты, характеризующие нормативные и индивидуальные ценности, мотивацию и личностную направленность. Различия в содержательном наполнении ценностных компонентов данной структуры позволяют утверждать, что ценностные компоненты профессиональной направленности студентов-педагогов отражают социальные вызовы региона их проживания.




Глобальные социально-демографические тенденции, социально-культурное многообразие современного мира, феномены глобализации создают, пользуясь терминологией И. В. Фрумина, особый макросоциальный контекст развития образования. И. Д. Фрумин [20] указывает, что микросоциальный контекст возникает внутри институтов, а образовательный институт как целое представляет собой такое множество факторов или условий, которые оказывают существенное влияние на решение любой педагогической задачи. Макросоциальный контекст используется для того, чтобы вовлечь в анализ локальной образовательной ситуации внешние влияния на институт образования в социальном пространстве и времени. Анализ макросоциального контекста формирования профессиональных и личностных характеристик педагогов и студентов — будущих учителей, с одной стороны, позволяет углубить теоретическое понимание детерминации данных феноменов, с другой — имеет важное практическое значение с точки зрения проектирования программ профессионального и дополнительного образования.

В современных социальных науках в качестве одной из «основных территориальных структур организации жизнедеятельности социума, обладающих устойчивостью и целостностью политической, экономической, социальной и культурной жизни» [14, с. 11] рассматривается регион, что определяет выбор региональных различий при исследовании различий макросоциального контекста.

В логике изучения региональной специфики как макросоциального контекста развития образования особый интерес представляет исследование профессионально значимых качеств студентов-педагогов, среди которых особое место принадлежит профессионально-педагогической направленности — интегральной характеристике, занимающей центральное положение в структуре личности педагога. Она задает индивидуально-типологическое своеобразие эффективности труда учителя, его профессионального развития и саморазвития.

А. Г. Асмолов, Л. И. Кунц, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др. [8; 9; 15; 16; 22; 23] описывают направленность как структурный компонент личности (системную иерархию влечений, желаний, интересов, убеждений и мотивов); основу психологического облика субъекта, целостную структуру его психологических свойств, определяющих содержательную сторону его психики и склонность личности к конкретной деятельности, этот компонент находится в зависимости от состояния микро- и макросоциумов протекания деятельности субъекта.

Психологический анализ профессионально-педагогической направленности как ядерного образования личности учителя проводится в трудах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой Л. М. Митиной, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и др. [7; 10; 11; 17; 18]. Она описана: как профессионально-содержательная сторона деятельности учителя, включающая в себя педагогическое мышление и способности; система педагогических умений, объединяющих гностический, продуктивный, организационный, проективный, конструктивный и коммуникативный компоненты; психологическая подготовка учителя, выражающаяся системой ценностей, мировоззрения, стремлений, потребностей, установок, мотивации и принципов поведения в заданной деятельности; свойства профессиограммы педагога (идейная убежденность, ценностные ориентации, интерес и любовь к детям, профессионально важные качества личности учителя) и пр.

Список литературы

1. 12. Нарзикулова, Ф. Б. Профессионально-педагогическая направленность, как условие становления профессионального имиджа педагога / Ф. Б. Нарзикулова // Psixologiya. — 2019. — № 4. — С. 193–196.
2. Narzikulova, F. B. Professional`no-pedagogicheskaya napravlennost`, kak uslovie stanovleniya professional`nogo imidzha pedagoga / F. B. Narzikulova // Psixologiya. — 2019. — № 4. — S. 193–196.
3. 13. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределенности / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 3 (48). — С. 34
4. Osobennosti cennostny`x i motivacionny`x orientacij budushhix pedagogov v usloviyax social`noj neopredelennosti / V. Yu. Mogilevskaya, N. N. Koval`chuk, D. V. Soldatov, T. V. Timoxina // Aktual`ny`e problemy` psixologicheskogo znaniya. — 2018. — № 3 (48).
5. 14. Писачкин, В. А. Регион как смысловая конструкция в социологии. Практический смысл региональных исследований / В. А. Писачкин, В. В. Козин // Регионология. — 2011. — № 4. — С. 4–12.
6. Pisachkin, V. A. Region kak smy`slovaya konstrukciya v sociologii. Prakticheskij smy`sl regional`ny`x issledovanij / V. A. Pisachkin, V. V. Kozin // Regionologiya. — 2011. — № 4. — S. 4–12.
7. 15. Платонов, К. К. Психология: [учеб. пособие для повышения квалификации инж.пед. работников] / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. — Москва: Высшая школа, 1977. — 247 с.
8. Platonov, K. K. Psixologiya: [ucheb. posobie dlya povy`sheniya kvalifikacii inzh.-ped. rabotnikov] / K. K. Platonov, G. G. Golubev. — Moskva: Vy`sshaya shkola, 1977. — 247 s.
9. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 712 с.
10. Rubinshtejn, S. L. Osnovy` obshhej psixologii / S. L. Rubinshtejn. — Sankt-Peterburg : Piter, 2000. — 712 s.
11. 17. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
12. Slastenin, V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A.Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — Moskva : Akademiya, 2002. — 576 s.
13. 18. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва: Академия, 1998. — 288 с.
14. Taly`zina, N. F. Pedagogicheskaya psixologiya: ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / N. F. Taly`zina. — Moskva: Akademiya, 1998. — 288 s.
15. 19. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология: журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 43–70.
16. Utochnennaya teoriya bazovy`x individual`ny`x cennostej: primenenie v Rossii / Sh. Shvarcz, T. P. Butenko, D. S. Sedova, A. S. Lipatova // Psixologiya: zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2012. — T. 9, № 1. — S. 43–70.
17. 20. Фрумин, И. Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу / И. Д. Фрумин. — Москва: ЦИОП, 2002. — 168 с.
18. Frumin, I. D. Obrazovatel`naya politika: praktika analiza. Putevoditel` po kursu / I. D. Frumin. — Moskva: CIOP, 2002. — 168 s.
19. 21. Чеснокова, Е. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов — будущих воспитателей учреждений дошкольного образования посредством приобщения их к волонтерской деятельности / Е. П. Чеснокова, О. А. Неровня, Ю. И. Скуратович //
20. Chesnokova, E. P. Formirovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov — budushhix vospitatelej uchrezhdenij doshkol`nogo obrazovaniya posredstvom priobshheniya ix k volonterskoj deyatel`nosti / E. P. Chesnokova, O. A. Nerovnya, Yu. I. Sk
21. 22. Шадриков, В. Д. Качество педагогического образования: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. — Москва: Логос, 2012. — 200 с.
22. Shadrikov, V. D. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya : ucheb. posobie / V. D. Shadrikov. — Moskva: Logos, 2012. — 200 s.
23. 23. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен: междисциплинарный проект Александра Асмолова / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва: ЯСК, 2018. — 537 c.
24. Mobilis in mobili: lichnost` v e`poxu peremen: mezhdisciplinarny`j proekt Aleksandra Asmolova / pod red. A. G. Asmolova. — Moskva: YaSK, 2018. — 537 s.
25. 7. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина // Педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Б. Б. Айсмонтас. — Москва, 2004. — С. 365–369. — URL: <a href="http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index." target="_blank">http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.</a> php?url=/no
26. 1. Андреева, Е. А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавров педагогического образования / Е. А. Андреева // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий : сб. ст. по матер. науч.-практ. конф., посвящ. итогам
27. Andreeva, E. A. Professional`no-pedagogicheskaya napravlennost` lichnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya / E. A. Andreeva // Sovremennoe obrazovanie: vektory` razvitiya v God nauki i texnologij : sb. st. po mater. nauch.-prakt. konf., posvyashh.
28. 2. Веретенникова, В. Б. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов — будущих педагогов / В. Б. Веретенникова // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации : матер. междунар. н
29. Veretennikova, V. B. Issledovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti lichnosti studentov— budushhix pedagogov / V. B. Veretennikova // Nauchno-issledovatel`skaya deyatel`nost` v klassicheskom universitete: tradicii i innovacii : mater. mezhdun
30. 3. Жарова, Е. Н. Сравнительный анализ индивидуалистических и коллективистических ценностных ориентаций как социально-психологических характеристик молодежи: на примере урбанизированной и неурбанизированной среды: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Жа
31. Zharova, E. N. Sravnitel`ny`j analiz individualisticheskix i kollektivisticheskix cennostny`x orientacij kak social`no-psixologicheskix xarakteristik molodezhi : na primere urbanizirovannoj i neurbanizirovannoj sredy` : dis. ... kand. psixol. nauk : 19.00
32. 4. Заречнова, К. В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму / К. В. Заречнова // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 2/1 (70). — С. 12–15.
33. Zarechnova, K. V. Komponenty` pedagogicheskoj napravlennosti v professional`noj podgotovke budushhix specialistov po servisu i turizmu / K. V. Zarechnova // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2011. — № 2/1 (70). — S. 12–15.
34. 5. Карпенко, Р. В. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя средствами личностно-развивающих ситуаций: на примере дисциплин естественнонаучного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпенко Роман Владимир
35. Karpenko, R. V. Formirovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti u budushhego uchitelya sredstvami lichnostno-razvivayushhix situacij : na primere disciplin estestvennonauchnogo cikla : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Karpenko Roma
36. 6. Криулева, А. А. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов различных профилей подготовки / А. А. Криулева // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: матер. междунар. конф. пед. фак. ЯГПУ им. К. Д. Уши
37. Kriuleva, A. A. Izuchenie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov razlichny`x profilej podgotovki / A. A. Kriuleva // Doshkol`noe i nachal`noe obrazovanie: rasshirenie obrazovatel`noj sredy`: mater. mezhdunar. konf. ped. fak. YaGPU im. K.
38. Kuz`mina, N. V. Struktura pedagogicheskix sposobnostej / N. V. Kuz`mina // Pedagogicheskaya psixologiya: xrestomatiya: ucheb. posobie / sost. B. B. Ajsmontas. — Moskva, 2004. — S. 365–369. — URL: <a href="http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index." target="_blank">http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.</a> php?url=
39. 8. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 137–140.
40. Kuncz, L. I. Professional`naya napravlennost` i napravlennost` lichnosti / L. I. Kuncz // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2012. — № 4. — S. 137–140.
41. 9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф.Ломов ; Росcийская академия наук. Институт психологии. — Москва: Наука, 1999. — 349 с.
42. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy` psixologii / B. F. Lomov; Roscijskaya akademiya nauk. Institut psixologii. — Moskva : Nauka, 1999. — 349 s.
43. 10. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва: МГФ «Знание», 1996. — 473 с.
44. Markova, A. K. Psixologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva: MGF «Znanie», 1996. — 473 s.
45. 11. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. — 376 с.
46. Mitina, L. M. Psixologiya lichnostno-professional`nogo razvitiya sub``ektov obrazovaniya / L. M. Mitina. — Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014. — 376 s.

Остальные статьи