К вопросу оценки некогнитивных навыков молодежи
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью выявлять и оценивать некогнитивные навыки молодежи. В нашем исследовании мы фокусируемся на аудитории как подростков, так и молодых людей при их обучении после получения среднего образования. Поэтому в данной статье мы будем использовать термины «молодежь», «молодые люди», «подростки» как синонимы. В многочисленных исследованиях показано, что развитие некогнитивных навыков, особенно самоэффективности и упорства, повышает вероятность высоких академических достижений. При этом само понимание модели значимых для подростков некогнитивных навыков значительным образом расходится у исследователей и практиков. Выявление подобной модели позволит развить у подростков способности, связанные с осознанным выбором профессии, качеством взаимоотношений и др. Для исследования были выбраны существующие методики, позволяющие оценить умения подростков справляться с проблемами и сложностями, управлять собственным развитием, эмоциональным состоянием и отношениями с другими людьми. В исследовании были отобраны существующие психологические методики, которые могут позволить выявить соответствующие компетенции. В результате анализа получено шесть факторов: управление собой, настойчивость, управление отношениями, самоорганизация, интерес к другим и к себе, активная жизненная позиция.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 113-124 |
УДК | 159.9. |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_113 |
Введение
Анализ проблемы нехватки квалифицированных кадров в инновационных секторах экономики заставляет обратить внимание на развитие компетенций молодежи. Успешность в работе, осознанный выбор профессии, качество взаимоотношений зависят от уровня развития совокупности некогнитивных (мягких, социально-эмоциональных) навыков, основа которых закладывается еще в подростковом возрасте. Несмотря на некоторые подвижки в рамках системы образования, этому аспекту уделяется мало внимания, дополнительных образовательных инициатив в этой сфере также недостаточно. Необходимо определить набор целевых некогнитивных навыков, требующих специальных условий для формирования в подростковом возрасте. Развитие некогнитивных навыков, особенно самоэффективности и упорства, повышает вероятность высоких академических достижений. Подчеркивается, что как бы ни были важны когнитивные факторы, не их предельно высокие показатели определяют академическую и жизненную успешность, важнейшую роль играют некогнитивные факторы [6]. Важно, что некогнитивные характеристики связаны с устойчивым выбором профессиональной деятельности, высоким уровнем успешности в обучении и др. [5].
Современные подростки имеют значительно больше потенциальных ресурсов для развития, чем их сверстники ранее. Эффективно использовать возможности для развития позволяют такие некогнитивные навыки, как уверенность в себе, мотивация, понимание себя, умение коммуницировать, работать в команде. Потенциально подобными талантами обладают значительно больше молодых людей, чем реально их проявляют. Многие «теряют» или не развивают свои таланты, не имея соответствующих возможностей [2; 7].
Результаты опросов и исследований показывают, что успех в современном мире в значительной степени зависит от уровня развития подобных некогнитивных навыков. Развитые мягкие навыки — это современные таланты. В определенных условиях данные качества формируются как бы сами собой. Но такие условия складываются для меньшинства подростков. Исследования показывают, что развитие некогнитивных навыков связано с большей осознанностью, развитым уровнем рефлексии, что, в свою очередь, зависит от таких факторов, как саморегуляция и самоотношение. Таким образом, для формирования некогнитивных навыков необходимы не только соответствующие образовательные программы, но и условия, которые обеспечивают мотивационно-ценностную готовность к их развитию [15; 16].
Существующие проекты по формированию некогнитивных навыков (домашние онлайн-школы, онлайн- и офлайн-курсы, методические разработки для учителей и др.) эффективны в той степени, в которой ученики обладают соответствующей готовностью. Таким образом, такие программы эффективны для наиболее подготовленной и образованной части молодежи. Встает вопрос о возможности формирования подобных навыков у групп подростков, обладающих меньшими возможностями и меньшей готовностью к спонтанному развитию некогнитивных навыков.