Дата публикации: 01.10.2023

К вопросу оценки некогнитивных навыков молодежи

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью выявлять и оценивать некогнитивные навыки молодежи. В нашем исследовании мы фокусируемся на аудитории как подростков, так и молодых людей при их обучении после получения среднего образования. Поэтому в данной статье мы будем использовать термины «молодежь», «молодые люди», «подростки» как синонимы. В многочисленных исследованиях показано, что развитие некогнитивных навыков, особенно самоэффективности и упорства, повышает вероятность высоких академических достижений. При этом само понимание модели значимых для подростков некогнитивных навыков значительным образом расходится у исследователей и практиков. Выявление подобной модели позволит развить у подростков способности, связанные с осознанным выбором профессии, качеством взаимоотношений и др. Для исследования были выбраны существующие методики, позволяющие оценить умения подростков справляться с проблемами и сложностями, управлять собственным развитием, эмоциональным состоянием и отношениями с другими людьми. В исследовании были отобраны существующие психологические методики, которые могут позволить выявить соответствующие компетенции. В результате анализа получено шесть факторов: управление собой, настойчивость, управление отношениями, самоорганизация, интерес к другим и к себе, активная жизненная позиция.




Введение

Анализ проблемы нехватки квалифицированных кадров в инновационных секторах экономики заставляет обратить внимание на развитие компетенций молодежи. Успешность в работе, осознанный выбор профессии, качество взаимоотношений зависят от уровня развития совокупности некогнитивных (мягких, социально-эмоциональных) навыков, основа которых закладывается еще в подростковом возрасте. Несмотря на некоторые подвижки в рамках системы образования, этому аспекту уделяется мало внимания, дополнительных образовательных инициатив в этой сфере также недостаточно. Необходимо определить набор целевых некогнитивных навыков, требующих специальных условий для формирования в подростковом возрасте. Развитие некогнитивных навыков, особенно самоэффективности и упорства, повышает вероятность высоких академических достижений. Подчеркивается, что как бы ни были важны когнитивные факторы, не их предельно высокие показатели определяют академическую и жизненную успешность, важнейшую роль играют некогнитивные факторы [6]. Важно, что некогнитивные характеристики связаны с устойчивым выбором профессиональной деятельности, высоким уровнем успешности в обучении и др. [5].

Современные подростки имеют значительно больше потенциальных ресурсов для развития, чем их сверстники ранее. Эффективно использовать возможности для развития позволяют такие некогнитивные навыки, как уверенность в себе, мотивация, понимание себя, умение коммуницировать, работать в команде. Потенциально подобными талантами обладают значительно больше молодых людей, чем реально их проявляют. Многие «теряют» или не развивают свои таланты, не имея соответствующих возможностей [2; 7].

Результаты опросов и исследований показывают, что успех в современном мире в значительной степени зависит от уровня развития подобных некогнитивных навыков. Развитые мягкие навыки — это современные таланты. В определенных условиях данные качества формируются как бы сами собой. Но такие условия складываются для меньшинства подростков. Исследования показывают, что развитие некогнитивных навыков связано с большей осознанностью, развитым уровнем рефлексии, что, в свою очередь, зависит от таких факторов, как саморегуляция и самоотношение. Таким образом, для формирования некогнитивных навыков необходимы не только соответствующие образовательные программы, но и условия, которые обеспечивают мотивационно-ценностную готовность к их развитию [15; 16].

Существующие проекты по формированию некогнитивных навыков (домашние онлайн-школы, онлайн- и офлайн-курсы, методические разработки для учителей и др.) эффективны в той степени, в которой ученики обладают соответствующей готовностью. Таким образом, такие программы эффективны для наиболее подготовленной и образованной части молодежи. Встает вопрос о возможности формирования подобных навыков у групп подростков, обладающих меньшими возможностями и меньшей готовностью к спонтанному развитию некогнитивных навыков.

Список литературы

1. 13. Duckworth, A. L. Measurement Matters : Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes / A. L. Duckworth, D. S. Yeager // Educational Researcher. — 2015. — Vol. 44, № 4. — P. 237–251. — <a href="https://doi.org/10.3102/001318" target="_blank">https://doi.org/10.3102/001318</a>
2. 24. Stearns, C. Responsive classroom : A critique of a social emotional learning program / C. Stearns // Critical Studies in Education. — 2016. — Vol. 57, № 3. — P. 330–341.
3. 23. Piers, E. The Piers-Harris children’s self-conception test. Published by counselor recordings and tests / E. Piers, D. Harris. — Nashville, 1969. — 104 p.
4. 22. Philanthropy for Social and Emotional Learning. Results from a global survey on interventions to develop and measure social and emotional skills. — OECD, 2023. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> oecd.org/dev/development-philanthropy/Philanthropy-for-social-emotional
5. 21. Mikhailova, O. V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students / O. V. Mikhailova // Psychology in Russia. — 2015. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/the-value-motivational-structure-of-the-innovativeness-of-yo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/the-value-motivational-structure-of-the-innovativeness-of-yo</a>
6. 20. Merrell, K. W. Development and validation of a teacher report measure for assessing social-emotional strengths of children and adolescents / K. W. Merrell, B. P. Cohn, K. M. Tom // School Psychology Review. — 2011. — Vol. 40, № 2. — P. 226–241.
7. 19. Kahneman, D. A psychological perspective on economics / D. Kahneman // American Economic Review. — 2003. — Vol. 93, № 2. — P. 162–168.
8. 18. Improving classroom quality : Teacher influences and experimental impacts of the 4rs program / J. L. Brown, S. M. Jones, M. D. LaRusso, J. L. Aber // Journal of Educational Psychology. — 2010. — Vol. 102, № 1. — P. 153–167.
9. 17. Hobfoll, S. Conservation of resource caravans and engaged settings / S. Hobfoll // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2011. — Vol. 84, № 1. — P. 116–122.
10. 16. Heckman, J. J. Hard Evidence on Soft Skills / J. J. Heckman, T. Kautz // Labour Economics. — 2012. — Vol. 19, № 4. — P. 451–464.
11. 15. Heckman, J. J. The Importance of Noncognitive Skills : Lessons from the GED Testing Program / J. J. Heckman, Y. Rubinstein // The American Economic Review. — 2001. — Vol. 91, № 2. — P. 145–149.
12. 14. Examining the effectiveness of a culturally adapted social-emotional intervention for African American males in an urban setting / S. L. Graves, Jr, A. Herndon-Sobalvarro, K. Nichols [et al.] // School Psychology Quarterly. — 2017. — Vol. 32, № 1. — P
13. 1. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва : Смысл, 2006. — 63 с.
14. 12. Davies, L. M. Creativity as a twenty-first-century competence : An exploratory study of provision and reality / L. M. Davies, L. D. Newton, D. P. Newton // Education 3-13. — 2018. — Vol. 46, № 7. — P. 879–891 — <a href="https://doi.org/10.1080/03004279.2017.13" target="_blank">https://doi.org/10.1080/03004279.2017.13</a>
15. 11. Considering Valuation of Noncognitive Skills in Benefit-Cost Analysis of Programs for Children / D. E. Jones, L. Karoly, D. M. Crowley, M. T. Greenberg // Journal of BenefitCost Analysis. — 2015. — Vol. 6, № 3. — P. 471–507.
16. 10. Collaborative problem solving measures in the Program for International Student Assessment (PISA) / Q. He, M. von Davier, S. Greiff [et al.] // Innovative assessment of collaboration. — Springer, 2017. — P. 95–111.
17. 9. Clinical trial of Second Step\copyright middle-school program : Impact on aggression and victimization / D. L. Espelage, S. Low, J. R. Polanin, E. C. Brown // Journal of Applied Developmental Psychology. — 2015. — Vol. 37, № 1. — P. 52–63.
18. 8. Assessing critical thinking in higher education : The HEIghtenTM approach and preliminary validity evidence / O. L. Liu, L. Mao, L. Frankel, J. Xu // Assessment and Evaluation in Higher Education. — 2016. — Vol. 41, № 5. — P. 677–694.
19. 7. Универсальные компетентности и новая грамотность : От лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. — Москва : НИУ ВШЭ, 2020. — 472 с.
20. 6. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология.— 2018.— Т. 7, № 2.— С. 7–15.— DOI: 10.17759/jmfp.2018070201
21. 5. Рожкова, К. В. Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего образования / К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин // Вопросы образования. — 2021. — № 4. — С. 35–73.
22. 4. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 330 с.
23. 3. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — Москва : АНО ПЭБ, 2007. — 125 с.
24. 2. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях / А. Г. Комиссаров, Е. А. Степашкина, О. Б. Соболева [и др.] // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2022. — № 12 (6). — С. 53–62. — DOI: 10

Остальные статьи