Дата публикации: 01.10.2023

Психология здоровья как индикатор социального благополучия подрастающего поколения

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы поиска индикаторов психологического здоровья детей и молодежи. Психологическое здоровье нуждается в объективной оценке в условиях нестабильного общества. Физическая культура предоставляет возможности наряду с использованием методов саморегуляции в виде идеорефлекторных упражнений решить проблему преодоления последствий стрессов. Показана эффективность использования таких средств для снижения тревожности и повышения социальной активности школьников. Предлагается включить в программы по физической культуре образовательных организаций в раздел «Антистрессовая подготовка обучающихся».




Введение

Известно, что здоровье детей и молодежи серьезно ухудшается, несмотря на большое внимание государства к этой проблеме. Однако большинство усилий в этом направлении предпринимаются по линии медицины, что дает определенные результаты в виде снижения числа онкологических больных, уменьшения числа детей, имеющих заболевания сердца, дыхательной системы и других патологий. Однако этого оказывается недостаточно, чтобы переломить ситуацию с ухудшением здоровья подрастающего поколения. 

Определенную роль в решении этих вопросов должна играть система занятий физической культурой и спортом. Физическая культура представляет собой такую часть культуры, основным содержанием которой является процесс социокультурной модификации тела человека. Она связана с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности человека в течение жизненного цикла [9]. При этом учебный предмет «физическая культура» в образовательных организациях создает предпосылки для всестороннего развития детей и молодежи, а сами занятия физическими упражнениями являются одним из важнейших средств борьбы со стрессом. Как показывает практика, объединение двигательной активности с методами саморегуляции открывает серьезные возможности для регуляции человеком своего состояния [8]. При занятиях спортом подобное направление получило название психологической подготовки спортсменов и служит серьезной опорой регулирования их психологического состояния. Однако в программах по физической культуре для образовательных организаций этому аспекту управления состоянием человека практически не уделяется внимания.

Вместе с тем в настоящее время идет процесс развития психологии здоровья [7], положения которой могут быть использованы для расширения возможностей предмета «физическая культура» по адаптации человека к современным условиям жизни в нестабильном обществе. Разработка инновационной физической культуры позволила усилить внимание к культурному тренду развития при занятиях двигательной активностью. В то же время остаются без достаточного внимания проблемы психологического и социального здоровья детей и молодежи, что часто выливается в конфликтные ситуации на занятиях спортом, приводящие порой к смерти спортсменов [4]. Поиск индикаторов, характеризующих психологическое и социальное здоровье, является актуальной задачей современной спортивной науки.

Цель работы состоит в обосновании психологической поддержки занятий физической культурой у детей и молодежи, самостоятельных занятий взрослого населения.

Список литературы

1. 1. Алиев, Х. М. Где взять силы для успеха. Синхрогимнастика по методу «Ключ» : 5 минут для здоровья, творчества и долголетия / Х. М. Алиев. — Москва : Центр защиты от стресса, 2010. — 45 с.
2. 2. Алиев, Х. М. Повышение мотивации к занятиям физической культуры посредством инновационного синхрометода «Ключ» / Х. М. Алиев, Н. Г. Михайлов // Спортивный психолог. — 2011. — № 3. — С. 87–91.
3. 3. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья : учеб. пособие / В. А. Ананьев. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 384 с.
4. 4. Внезапная смерть у спортсменов. — URL: <a href="https://med.ska.ru/advices/" target="_blank">https://med.ska.ru/advices/</a> vnezapnaya-smert-u-sportsmenov/ (дата обращения: 20.10.2023).
5. 5. Зайвый, В. Сердце не достучалось до победы / В. Зайвый // Газета.ru — 2015. — 22 февр. — URL: <a href="https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml" target="_blank">https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml</a> (дата обращения: 20.10.2023).
6. 6. Модель адаптации к стрессу и технология антистрессовой подготовки по методу «Ключ» для спортсменов / Х. М. Алиев, Н. Г. Михайлов, Д. Ю. Погорелов, А. А. Пелевин // Спортивный психолог. — 2009. — № 1. — С. 83–87.
7. 7. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 607 с.
8. 8. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учеб. пособие / В. Ф. Сопов. — Москва : Академический проект : Трикста, 2005. — 128 с.
9. 9. Столяров, В. И. Теория физической культуры (критический анализ современного состояния, технология и результаты модернизации) : монография / В. И. Столяров, С. Г. Сейранов ; под общ. ред. В. И. Столярова ; Московская государственная академия физической

Остальные статьи