Психология здоровья как индикатор социального благополучия подрастающего поколения
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы поиска индикаторов психологического здоровья детей и молодежи. Психологическое здоровье нуждается в объективной оценке в условиях нестабильного общества. Физическая культура предоставляет возможности наряду с использованием методов саморегуляции в виде идеорефлекторных упражнений решить проблему преодоления последствий стрессов. Показана эффективность использования таких средств для снижения тревожности и повышения социальной активности школьников. Предлагается включить в программы по физической культуре образовательных организаций в раздел «Антистрессовая подготовка обучающихся».
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 107-113 |
УДК | 373.1+796.1 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_107 |
Введение
Известно, что здоровье детей и молодежи серьезно ухудшается, несмотря на большое внимание государства к этой проблеме. Однако большинство усилий в этом направлении предпринимаются по линии медицины, что дает определенные результаты в виде снижения числа онкологических больных, уменьшения числа детей, имеющих заболевания сердца, дыхательной системы и других патологий. Однако этого оказывается недостаточно, чтобы переломить ситуацию с ухудшением здоровья подрастающего поколения.
Определенную роль в решении этих вопросов должна играть система занятий физической культурой и спортом. Физическая культура представляет собой такую часть культуры, основным содержанием которой является процесс социокультурной модификации тела человека. Она связана с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности человека в течение жизненного цикла [9]. При этом учебный предмет «физическая культура» в образовательных организациях создает предпосылки для всестороннего развития детей и молодежи, а сами занятия физическими упражнениями являются одним из важнейших средств борьбы со стрессом. Как показывает практика, объединение двигательной активности с методами саморегуляции открывает серьезные возможности для регуляции человеком своего состояния [8]. При занятиях спортом подобное направление получило название психологической подготовки спортсменов и служит серьезной опорой регулирования их психологического состояния. Однако в программах по физической культуре для образовательных организаций этому аспекту управления состоянием человека практически не уделяется внимания.
Вместе с тем в настоящее время идет процесс развития психологии здоровья [7], положения которой могут быть использованы для расширения возможностей предмета «физическая культура» по адаптации человека к современным условиям жизни в нестабильном обществе. Разработка инновационной физической культуры позволила усилить внимание к культурному тренду развития при занятиях двигательной активностью. В то же время остаются без достаточного внимания проблемы психологического и социального здоровья детей и молодежи, что часто выливается в конфликтные ситуации на занятиях спортом, приводящие порой к смерти спортсменов [4]. Поиск индикаторов, характеризующих психологическое и социальное здоровье, является актуальной задачей современной спортивной науки.
Цель работы состоит в обосновании психологической поддержки занятий физической культурой у детей и молодежи, самостоятельных занятий взрослого населения.