Дата публикации: 01.10.2023

Психология здоровья как индикатор социального благополучия подрастающего поколения

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы поиска индикаторов психологического здоровья детей и молодежи. Психологическое здоровье нуждается в объективной оценке в условиях нестабильного общества. Физическая культура предоставляет возможности наряду с использованием методов саморегуляции в виде идеорефлекторных упражнений решить проблему преодоления последствий стрессов. Показана эффективность использования таких средств для снижения тревожности и повышения социальной активности школьников. Предлагается включить в программы по физической культуре образовательных организаций в раздел «Антистрессовая подготовка обучающихся».




Введение

Известно, что здоровье детей и молодежи серьезно ухудшается, несмотря на большое внимание государства к этой проблеме. Однако большинство усилий в этом направлении предпринимаются по линии медицины, что дает определенные результаты в виде снижения числа онкологических больных, уменьшения числа детей, имеющих заболевания сердца, дыхательной системы и других патологий. Однако этого оказывается недостаточно, чтобы переломить ситуацию с ухудшением здоровья подрастающего поколения. 

Определенную роль в решении этих вопросов должна играть система занятий физической культурой и спортом. Физическая культура представляет собой такую часть культуры, основным содержанием которой является процесс социокультурной модификации тела человека. Она связана с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности человека в течение жизненного цикла [9]. При этом учебный предмет «физическая культура» в образовательных организациях создает предпосылки для всестороннего развития детей и молодежи, а сами занятия физическими упражнениями являются одним из важнейших средств борьбы со стрессом. Как показывает практика, объединение двигательной активности с методами саморегуляции открывает серьезные возможности для регуляции человеком своего состояния [8]. При занятиях спортом подобное направление получило название психологической подготовки спортсменов и служит серьезной опорой регулирования их психологического состояния. Однако в программах по физической культуре для образовательных организаций этому аспекту управления состоянием человека практически не уделяется внимания.

Вместе с тем в настоящее время идет процесс развития психологии здоровья [7], положения которой могут быть использованы для расширения возможностей предмета «физическая культура» по адаптации человека к современным условиям жизни в нестабильном обществе. Разработка инновационной физической культуры позволила усилить внимание к культурному тренду развития при занятиях двигательной активностью. В то же время остаются без достаточного внимания проблемы психологического и социального здоровья детей и молодежи, что часто выливается в конфликтные ситуации на занятиях спортом, приводящие порой к смерти спортсменов [4]. Поиск индикаторов, характеризующих психологическое и социальное здоровье, является актуальной задачей современной спортивной науки.

Цель работы состоит в обосновании психологической поддержки занятий физической культурой у детей и молодежи, самостоятельных занятий взрослого населения.

Список литературы

1. Stolyarov, V. I. Teoriya fizicheskoj kul`tury` (kriticheskij analiz sovremennogo sostoyaniya, texnologiya i rezul`taty` modernizacii) : monografiya / V. I. Stolyarov, S. G. Sejranov ; pod obshh. red. V. I. Stolyarova ; Moskovskaya gosudarstvennaya akademi
2. 9. Столяров, В. И. Теория физической культуры (критический анализ современного состояния, технология и результаты модернизации) : монография / В. И. Столяров, С. Г. Сейранов ; под общ. ред. В. И. Столярова ; Московская государственная академия физической
3. Sopov, V. F. Psixicheskie sostoyaniya v napryazhennoj professional`noj deyatel`nosti : ucheb. posobie / V. F. Sopov. — Moskva: Akademicheskij proekt : Triksta, 2005. — 128 s.
4. 8. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В. Ф. Сопов. — Москва: Академический проект: Трикста, 2005. — 128 с.
5. Psixologiya zdorov`ya: ucheb. dlya vuzov / pod red. G. S. Nikiforova. — SanktPeterburg: Piter, 2006. — 607 s.
6. 7. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 607 с.
7. Model` adaptacii k stressu i texnologiya antistressovoj podgotovki po metodu «Klyuch» dlya sportsmenov / X. M. Aliev, N. G. Mixajlov, D. Yu. Pogorelov, A. A. Pelevin // Sportivny`j psixolog. — 2009. — № 1. — S. 83–87.
8. 6. Модель адаптации к стрессу и технология антистрессовой подготовки по методу «Ключ» для спортсменов / Х. М. Алиев, Н. Г. Михайлов, Д. Ю. Погорелов, А. А. Пелевин // Спортивный психолог. — 2009. — № 1. — С. 83–87.
9. Zajvy`j, V. Serdce ne dostuchalos` do pobedy` / V. Zajvy`j // Gazeta.ru — 2015. — 22 fevr. — URL: <a href="https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml" target="_blank">https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml</a> (data obrashheniya: 20.10.2023).
10. 5. Зайвый, В. Сердце не достучалось до победы / В. Зайвый // Газета.ru — 2015. — 22 февр. — URL: <a href="https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml" target="_blank">https://www.gazeta.ru/sport/2015/02/22/a_6423053.shtml</a> (дата обращения: 20.10.2023).
11. Vnezapnaya smert` u sportsmenov. — URL: <a href="https://med.ska.ru/advices/vnezapnayasmert-u-sportsmenov/" target="_blank">https://med.ska.ru/advices/vnezapnayasmert-u-sportsmenov/</a> (data obrashheniya: 20.10.2023).
12. 4. Внезапная смерть у спортсменов. — URL: <a href="https://med.ska.ru/advices/" target="_blank">https://med.ska.ru/advices/</a> vnezapnaya-smert-u-sportsmenov/ (дата обращения: 20.10.2023).
13. Anan`ev, V. A. Vvedenie v psixologiyu zdorov`ya : ucheb. posobie / V. A. Anan`ev. — Sankt-Peterburg: Rech`, 2006. — 384 s.
14. 3. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие / В. А. Ананьев. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 384 с.
15. Aliev, X. M. Povy`shenie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul`tury` posredstvom innovacionnogo sinxrometoda «Klyuch» / X. M. Aliev, N. G. Mixajlov // Sportivny`j psixolog. — 2011. — № 3. — S. 87–91.
16. 2. Алиев, Х. М. Повышение мотивации к занятиям физической культуры посредством инновационного синхрометода «Ключ» / Х. М. Алиев, Н. Г. Михайлов // Спортивный психолог. — 2011. — № 3. — С. 87–91.
17. Aliev, X. M. Gde vzyat` sily` dlya uspexa. Sinxrogimnastika po metodu «Klyuch»: 5 minut dlya zdorov`ya, tvorchestva i dolgoletiya / X. M. Aliev. — Moskva: Centr zashhity` ot stressa, 2010. — 45 s.
18. 1. Алиев, Х. М. Где взять силы для успеха. Синхрогимнастика по методу «Ключ»: 5 минут для здоровья, творчества и долголетия/Х. М. Алиев. — Москва: Центр защиты от стресса, 2010. — 45 с.

Остальные статьи