Особенности развития ребенка с расстройством аутистического спектра
Аннотация
На основе опыта психологической работы с детьми с расстройством аутистического спектра характеризуются особенности проявления аутизма у мальчиков и девочек, описываются процесс их развития, влияние на него различных форм обучения и мнения в отношении их будущего. Представляются стратегии продуктивного развития детей с расстройством аутистического спектра, показавшие позитивную динамику. Обосновывается мысль о значимости многостороннего влияния на процесс взросления такого ребенка. Приводятся реальные примеры, подтверждающие основную мысль о том, что опора на собственные ресурсы и их развитие выступает важной стороной роста ребенка с расстройством аутистического спектра, способствуя его достижениям и жизненному успеху.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 72-84 |
УДК | 37.042.1 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_72 |
Ориентация человека на свои ресурсы и их развитие выступает важной стороной развития личности. В этом плане научный интерес представляет анализ предикторов успешности, которая, касаясь всех областей человеческой жизни, не возникает на пустом месте. Ее становлению способствуют особые качества личности, воспитываемые в семье, в образовательной организации, формируемые самим человеком, обстоятельствами его жизни, каковые не всегда у всех одинаковы. Это в первую очередь касается людей с особенностями в развитии. Относительно таких людей преодоление личных жизненных обстоятельств связано с наличием особых ресурсов, которые характеризуют их упорство, желание преодолевать трудности, что и позволяет им личностно расти, расширять свои возможности [4]. История этого у каждого такого ребенка уникальна и неповторима.
В конце прошлого века на консультацию в наш центр пришли мама с Алешей М. (8 лет), и это была первая встреча с чем-то новым, тогда малопонятным. Специалисты разных профессий не могли доходчиво объяснить, что с мальчиком не так, почему он «где-то далеко» и как включить его в реальный мир. О расстройстве аутистического спектра (РАС) мы тогда уже слышали, но с реальным случаем столкнулись впервые. С тех пор в нашей практике число таких детей только увеличивалось, и, естественно, желание понимать, что происходит с ребенком, как найти с ним контакт, помочь родителям успешно его растить и адаптировать к жизни, было актуальным.
Более чем за 20 лет собралась обширная информация по 34 таким детям и 22 их родителям. В психологическую работу с этими детьми были включены педагоги и воспитатели, мнения 16 из которых тоже обобщены в рамках настоящей статьи.
В продолжение изучения индивидуальной жизни через биографию человека [7] мы посчитали возможным сослаться на жизненные обстоятельства и опыт противостояния им Темпл Грандин, аутиста с рождения, показав роль ее собственных усилий и помощи близких в ее достижениях. В 1947 г., когда родилась Т. Грандин, об аутизме еще практически не говорили, хотя в статье 1926 г. советского психиатра Г. Сухаревой (см.: [23]) уже были описаны аналогичные особенности у некоторых ее пациентов, а чуть позже Г. Аспергером [9] проанализированы проявления такого расстройства. Названные источники и выступили основой начала психологической работы.