Дата публикации: 01.10.2023

Культура умалчивания: табуированные темы в школьном образовании

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению табу как лексической единицы, темы и коммуникативной ситуации в школьном взаимодействии. На основании анализа исторических источников и современных исследований по теме рассмотрены и проанализированы природа возникновения табу, факторы, связанные с их воспроизводством и нарушением. Проанализированы причины и динамика изменений табу в современном обществе, рассмотрено нормативное регулирование табуированных тем в современной России, и тем самым раскрыта и обоснована значимость понимания природы табу и их изучения для современной школы. Данная работа призвана актуализировать важность исследования табу в контексте школьного образования, педагогического мастерства, отношений учителя и ученика. Обзорное исследование направлено на то, чтобы на границе лингвистики, психологии, педагогики и наук об образовании очертить ту рамку, в которой предстоит дальнейшее изучение табу в системе школьного образования.




Введение

Школьная жизнь и взаимодействие учителей и учеников включают в себя психологические аспекты, не менее сложные, чем вопросы обучения предметному содержанию. Теория куррикулума предполагает, что помимо формального учебного плана (или куррикулума) существует также скрытый учебный план (англ. hidden curriculum), описывающий область латентной передачи культурных и ценностных конструктов и формирующийся под влиянием самой структуры организации учебного процесса. Джексон, предложивший понятие «скрытый куррикулум», полагал, что он формируется вследствие «Трех R»: правил («rules»), ритуалов («rutines») и инструкций («regulations»). Проводниками этих «Трех R» являются само учебное заведение и его агенты. Таким образом, скрытый учебный план, или скрытый куррикулум, обеспечивает латентную передачу ученикам идеологии и ценностей системы образования и сообщества в целом. Малоизученной составляющей этой системы ценностей, ритуалов и правил можно считать табу, существующие в обществе и воспроизводящиеся в школьном образовании, рассмотрению которых и посвящен данный обзор. 

Исследовательские вопросы состоят в том, как и почему некоторые темы становятся запретными и неприемлемыми для обсуждения учителем и учеником? Почему некоторые темы и вопросы вызывают тревогу у учителей, могут ощущаться как «небезопасные»? Как возникают и как меняются такие темы?

Проблема исследования состоит в отсутствии внимания к изучению табуированных тем и ситуаций, связанных с ними в школьном контексте. Цель исследования — изучение принципов формирования табу и их влияния на систему школьного образования и взаимодействие учителей и учеников.

Для этого будет проведено изучение природы возникновения табу; форм и видов их табуизации (как лексических единиц и как коммуникативных ситуаций); способов воспроизводства табу, а также детабуизации; причин и динамики их изменений; нормативного регулирования табу в обществе в целом и в системе образования в частности.

Список литературы

1. 27. Evans, R. W. Taboo topics : Cultural restraint on teaching social issues / R. W. Evans, P. G. Avery, P. V. Pederson // The Clearing House. — 2000. — Vol. 73, № 5. — P. 295–302.
2. 19. Скидан, Е. И. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в средней школе / Е. И. Скидан // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО — ЮГРЫ и НГГУ. — Нижневартовск, 2012. — С. 267–268.
3. 20. Стернин, И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. — Воронеж, 2000. — С. 4–20.
4. 21. Тульнова, М. А. Табу в контексте глобализации / М. А. Тульнова // Политическая лингвистика. — 2010. — № 4. — С. 176–181.
5. 22. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 442 с.
6. 23. Фрейд, З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. — Litres, 2018. — 210 с.
7. 24. Шмелев, А. Д. Языковые запреты в современной России: общественные табу и государственное регулирование / А. Д. Шмелев // Zeitschrift für Slavische Philologie. — 2016. — Vol. 72, № 2. — С. 271–288.
8. 25. Ayers, R. Teaching the taboo : Courage and imagination in the classroom / R. Ayers, W. Ayers. — New York ; London : Teachers College Press, 2014. — 160 p.
9. 26. Branfman, J. “(Un) Covering” in the Classroom : Managing Stigma Beyond the Closet / J. Branfman // Feminist Teacher. — 2015. — Vol. 26, № 1. — P. 72–82.
10. 18. Рутер, О. A. Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой : лингвистический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Рутер Ольга Александровна. — Ростов-на-Дону, 2007. — 259 с.
11. 28. Forbidden fruits : Taboos and tabooism in culture / ed. by R. B. Browne. — Popular Press, 1984. — 200 p.
12. 29. Kahn, S. Debate, Dialogue, and Democracy Through Science! Ready to go / S. Kahn, S. L. Hartman // Science and Children. — 2018. — Vol. 56, № 2. — P. 36–44.
13. 30. Mead, G. H. Mind, self and society / G. H. Mead. — Chicago : University of Chicago Press, 1934. — 536 p.
14. 31. Onosko, J. J. Designing issue-based unit plans / J. J. Onosko, L. Swenson // Handbook on teaching social issues. — Washington, 1996. — P. 89–98.
15. 32. Pessoa, R. R. Challenges in critical language teaching / R. R. Pessoa, M. T. de Urzêda Freitas // TESOL Quarterly. — 2012. — Vol. 46, № 4. — P. 753–776.
16. 33. Shaver, J. P. Lessons from the past : The future of an issues-centered social studies curriculum / J. P. Shaver // The Social Studies. — 1989. — Vol. 80, № 5. — P. 192–196.
17. 34. Strauss, W. The fourth turning : What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny / W. Strauss, N. Howe. — Crown, 2009. — 400 p.
18. 35. Wagner, H. Medien-Tabus und Kommunikationsverbote: die manipulierbare Wirklichkeit / H. Wagner. — Olzog, 1991. — 311 s.
19. 10. Кострова, О. А. Дискурсивные табу в межкультурной научной коммуникации / О. А. Кострова // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации : сб. науч. тр. — Воронеж, 2005. — С. 252–262.
20. 2. Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе : монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2006. — 215 с.
21. 3. Бурас, М. М. Обращения в русском семейном этикете: семантика и прагматика / М. М. Бурас, М. А. Кронгауз // Вопросы языкознания. — 2013. — № 2. — С. 121–131.
22. 4. Гребенщикова, О. Табуйована лексика в системі навчання рмі студентів-філологів: лінгвокультурологічний аспект / О. Гребенщикова // Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки. — 2019. — № 35. — С. 37–47.
23. 5. Гритчина, Ю. Сакральная география Язулы / Ю. Гритчина, Н. Мустафина, Н. Логинова // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 4 (32). — С. 356–363.
24. 6. Гришаева, Л. И. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2005. — № 2. — С. 282–297.
25. 7. Дембська, К. Языковое табу: эвфемизмы и вульгаризмы в современном русском языке, «Rossica Olomucensia XXXVIII za rok 1999 (Ročenka Katedry Slavistikyna Filozofi cké Fakultě Univerzity Palackého)» / К. Дембська. — Olomouc, 2000. — № 1. — С. 235–239.
26. 8. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология. — Москва, 1998. — С. 174–231.
27. 9. Кашкин, В. Б. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации / В. Б. Кашкин, Е. М. Смоленцев // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. — Воронеж, 2005. — С. 246–252.
28. 1. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — Москва [и др.] : Питер, 2008. — 240 с.
29. 11. Крайнова, П. О. Барьеры и опасения школьных педагогов, возникающие при работе с темами, касающимися сексуального образования / П. О. Крайнова // Образовательная политика. — 2021. — № 4 (88). — С. 104–113.
30. 12. Крайнова, П. О. Практики работы школьных учителей с темами, касающимися сексуального образования / П. О. Крайнова, А. С. Обухов // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 2. — С. 169–186.
31. 13. Кронгауз, М. Мы живем в эпоху, когда процессы табуирования и растабуирования происходят одновременно / М. Кронгауз. — 2018. — URL: <a href="https://realnoevremya.ru/" target="_blank">https://realnoevremya.ru/</a> articles/116595-intervyu-lingvista-maksima-krongauza (дата обращения: 03.11.2023).
32. 14. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. — Litres, 2020. — 255 с.
33. 15. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — Москва : Республика, 1994. — 384 с.
34. 16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — Москва : Азбуковник, 1999. — 3423 с.
35. 17. Реформатский, А. Введение в языковедение / А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. — Москва : Аспект Пресс, 1996. — 536 с.

Остальные статьи