Дата публикации: 01.10.2023

Становление воображения в процессе развития личности: культурно-исторический подход

Аннотация

В статье отмечается, что проблема воображения оказалась на периферии исследований в современной психологии, ориентированной на позитивистскую методологию и когнитивистские модели психики. Культурно-историческая психология подчеркивает роль воображения в становлении высших форм поведения. В работе проведен анализ процесса становления воображения в онтогенезе, а также рассмотрена роль воображения в жизнедеятельности личности. Процесс воображения приобретает характерные черты в зависимости от того, в какой мере личность им овладевает: подчиняется ли воображение задачам, которые ставит перед собой человек, или, наоборот, воображение ведет за собой личность и остается непроизвольным. Переход от пассивных форм к активным произвольным составляет суть культурного развития воображения.




Проблема воображения нечасто попадает в фокус внимания современных исследователей. В психологии в последнее время доминируют работы, посвященные изучению интеллекта, когнитивных процессов. Функция воображения занимает промежуточное положение и вызывает некоторое подозрение с точки зрения рациональных критериев. Такому отношению к воображению способствовала и достаточно укоренившаяся со времен Т. Рибо точка зрения, согласно которой воображение является угасающей функцией, впоследствии уступающей место мышлению. Оно присуще детской стадии психического развития и отражает характерные для детства особенности когнитивных процессов, такие как образность, неразличение реальности и фантазии. Это можно отнести и к характеристикам первобытного мышления и мышления магического. В этой схеме воображение рассматривается лишь как функция, предшествующая логическому мышлению.

Другой подход, напротив, абсолютизирует функцию воображения, превращая его в источник творческой энергии сознания, мистическую силу, рождающую новые формы. Витализм в высшей степени отражает эту точку зрения. Как указывает Ж. Старобинский, «отныне воображение — не просто второстепенная принадлежность творческого дара, этакая служанка, помогающая согласованной работе других способностей. Нет, оно — синоним самого творческого дара, не внешняя добавка к замыслу произведения, а изначальная творящая сила, “царица всех способностей” (Бодлер), определяющий все деятельный логос…» [29, с. 78].

Отношение к воображению, как видим, имеет ценностный аспект и отражает философскую и мировоззренческую позицию той или иной эпохи. Доминирующий в науке позитивизм, идеал количественных исследований, ориентация на искусственный интеллект приводят к тому, что процессы творчества сводятся к комбинаторике, сознание — к переработке информации, понятие субъекта объявляется лишенным содержания и т. п.

Эти тенденции в современной философии и психологии влияют и на практику воспитания, обучения, и на стиль мышления многих людей, их приоритеты. Добавим к имеющейся картине фактор развития информационных технологий, и мы получим вполне закономерное снижение творческого потенциала, формирование так называемого клипового мышления, «сжатие» внутреннего мира человека и его внутреннего диалога, повышение суггестивности, распространение разного рода зависимостей и т. п.

Надо отметить, что методология культурно-исторической психологии изначально была направлена против упрощенного подхода к изучению психики человека, против редукционизма и сведения высших психических процессов к элементарным. Несмотря на указание важной роли мышления в психическом развитии, не меньшее значение придавалось и аффективно-волевой сфере в становлении сознания, в понимании механизмов регуляции поведения. Достаточно указать на идею единства аффекта и интеллекта, принцип системного строения сознания в работах Л. С. Выготского [6; 8]. Поэтому не случайно методология культурно-исторической психологии приобретает особую актуальность в современной ситуации, позволяя обратиться к изучению, а также к развитию, организации высших форм поведения и высших психических функций, сознания человека как сложной целостности [18; 31].

Список литературы

1. Starobinskij, Zh. Poe`ziya i znanie : Istoriya literatury` i kul`tury` / Zh. Starobinskij. — Moskva : Yazy`ki slavyanskoj kul`tury`, 2002. — T. 1. — 496 s.
2. 29. Старобинский, Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры / Ж. Старобинский. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — Т. 1. — 496 с.
3. Smirnova, E. O. Psixologiya rebenka : ucheb. dlya ped. uchilishh i vuzov / E. O. Smirnova. — Moskva: Shkola-Press, 1997. — 384 s.
4. 28. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: учеб. для пед. училищ и вузов / Е. О. Смирнова. — Москва: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
5. Semenovich, A. V. Nejropsixologicheskaya diagnostika i korrekciya v detskom vozraste / A. V. Semenovich. — Moskva: Akademiya, 2002. — 232 s.
6. 27. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — Москва: Академия, 2002. — 232 с.
7. Ribo, T. Tvorcheskoe voobrazhenie / T. Ribo. — Sankt-Peterburg: Tipografiya Yu. N. E`rlix, 1901. — 327 s.
8. 26. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. — Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. — 327 с.
9. Rajx, V. Xarakteroanaliz: Texnika i osnovny`e polozheniya dlya obuchayushhixsya i praktikuyushhix analitikov / V. Rajx. — Moskva: Kogito-Centr, 2006. — 368 s.
10. 25. Райх, В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. — Москва: Когито-Центр, 2006. — 368 с.
11. Perceva, A. A. Obraz Drugogo v rannej teorii voobrazheniya M. Merlo-Ponti / A. A. Perceva // Filosofskij zhurnal. — 2017. — T. 10, № 1. — S. 116–135.
12. 24. Перцева, А. А. Образ Другого в ранней теории воображения М. Мерло-Понти / А. А. Перцева // Философский журнал. — 2017. — Т. 10, № 1. — С. 116–135.
13. Melik-Pashaev, A. A. Stupen`ki k tvorchestvu / A. A. Melik-Pashaev, Z. N. Novlyanskaya. — Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014. — 184 s.
14. 23. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 184 с.
15. Luriya, A. R. E`jdetizm / A. R. Luriya // Bol`shaya sovetskaya e`nciklopediya. — Moskva, 1933. — T. 63. — S. 135–139.
16. 22. Лурия, А. Р. Эйдетизм / А. Р. Лурия // Большая советская энциклопедия. — Москва, 1933. — Т. 63. — С. 135–139.
17. Lobok, A. M. Psixologiya detskoj poe`ticheskoj rechi / A. M. Lobok, I. V. Xristosenko, O. V. Myagkova // Poe`ziya : opy`t mezhdisciplinarnogo analiza / pod red. G. V. Ivanchenko [i dr.]. — Moskva, 2015. — S. 385–471.
18. 21. Лобок, А. М. Психология детской поэтической речи / А. М. Лобок, И. В. Христосенко, О. В. Мягкова // Поэзия: опыт междисциплинарного анализа / под ред. Г. В. Иванченко [и др.]. — Москва, 2015. — С. 385–471.
19. Leont`ev, A. N. Deyatel`nost`. Soznanie. Lichnost` / A. N. Leont`ev. — Moskva: Politizdat, 1975. — 302 s.
20. 20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Политиздат, 1975. — 302 с.
21. 40. Zittoun, T. Theatre and Imagination to (Re)discover Reality / T. Zittoun, A. Rosenstein // Handbook of Culture and Imagination / ed. by T. Zittoun, V. P. Glaveanu. — Oxford, UK; New York, NY, 2018. — P. 223–242.
22. 39. Zittoun, T. Imagination in Human and Cultural Development / T. Zittoun, A. Gillespie. — London, UК: Routledge, 2016. — 184 p.
23. 38. Valsiner, J. An Invitation to Cultural Psychology / J. Valsiner. — London, England: Sage, 2014. — 304 p.
24. 37. Tateo, L. Theory of Imagining, Knowing, and Understanding / L. Tateo. — Springer International Publishing, 2020. — 87 p.
25. 36. Tateo, L. Imaginative Processes and Culture: Some Philosophical Reflections from Cultural Psychology / L. Tateo // An Old Melody in a New Song : Aesthetics and the Art of Psychology / ed. by Luca Tateo. — Aalborg University: Springer, 2018. — P. 103–1
26. 35. Johnson, M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason / M. Johnson. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 2013. — 272 p.
27. 34. Brinkmann, S. Imagining Cultural Psychology / S. Brinkmann // Culture and Psychology. — 2015. — Vol. 21, № 2. — P. 243–250. — DOI: 10.1177/1354067X15568981
28. : Kogito-Centr, 2010. — 336 s.
29. 33. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг. — Москва: Когито-Центр, 2010. — 336 с.
30. E`mocii i voobrazheniya: kliniko-psixologicheskie issledovaniya : mater. simp. po probleme e`mocii i voobrazheniya v g. Novosibirske v iyule 1975 g. / V. M. Banshhikov, V. Yu. Zav`yalov, Cz. P. Korolenko [i dr.]. — Moskva: Vserossijskoe nauchnoe obshhestv
31. 32. Эмоции и воображения: клинико-психологические исследования : матер. симп. по проблеме эмоции и воображения в г. Новосибирске в июле 1975 г. / В. М. Банщиков, В. Ю. Завьялов, Ц. П. Короленко [и др.]. — Москва: Всероссийское научное общество невропатоло
32. Churbanova, S. M. Idei L. F. Obuxovoj o razvitii kreativnosti detej / S. M. Churbanova // Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal. — 2019. — № 2. — S. 19–24. — DOI: 10.11621/ npj.2019.0204
33. 31. Чурбанова, С. М. Идеи Л. Ф. Обуховой о развитии креативности детей / С. М. Чурбанова // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 2. — С. 19–24. — DOI: 10.11621/npj.2019.0204
34. Chenczov, N. Yu. Nejropsixologicheskij analiz narushenij prostranstvenny`x predstavlenij / N. Yu. Chenczov, E`. G. Simerniczkaya, L. F. Obuxova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psixologiya. — 1980. — № 3. — S. 63–71.
35. 30. Ченцов, Н. Ю. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений / Н. Ю. Ченцов, Э. Г. Симерницкая, Л. Ф. Обухова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1980. — № 3. — С. 63–71.
36. Vy`gotskij, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste : Psixologicheskij ocherk: Kniga dlya uchitelya / L. S. Vy`gotskij. — Moskva: Prosveshhenie, 1991. — 93 s.
37. 10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1991. — 93 с.
38. Vy`gotskij, L. S. Pedologiya podrostka / L. S. Vy`gotskij // Sobranie sochinenij: v 6 t. — Moskva, 1984. — T. 4. Detskaya psixologiya. — S. 5–242.
39. 9. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. — Москва, 1984. — Т. 4. Детская психология. — С. 5–242.
40. Vy`gotskij, L. S. Istoriya razvitiya vy`sshix psixicheskix funkcij / L. S. Vy`gotskij // Sobranie sochinenij: v 6 t. — Moskva, 1983. — T. 3. Problemy` razvitiya psixiki. — S. 5–328.
41. 8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. — Москва, 1983. — Т. 3. Проблемы развития психики. — С. 5–328.
42. Vy`gotskij, L. S. E`jdetika / L. S. Vy`gotskij // Xrestomatiya po oshhushheniyu i vospriyatiyu / pod red. Yu. B. Gippenrejter, M. B. Mixalevskoj. — Moskva, 1975. — S. 275–281.
43. 7. Выготский, Л. С. Эйдетика / Л. С. Выготский // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. — Москва, 1975. — С. 275–281.
44. Vy`gotskij, L. S. Problema umstvennoj otstalosti (opy`t postroeniya rabochej gipotezy`) / L. S. Vy`gotskij // Umstvenno-otstaly`j rebenok / pod red. L. S. Vy`gotskogo, I. I. Danyushevskogo. — Moskva, 1935. — S. 7–34.
45. 6. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости (опыт построения рабочей гипотезы) / Л. С. Выготский // Умственно-отсталый ребенок / под ред. Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского. — Москва, 1935. — С. 7–34.
46. Bratus`, B. S. Anomalii lichnosti / B. S. Bratus . — Moskva: My`sl`, 1988. — 304 s.
47. 5. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — Москва: Мысль, 1988.— 304 с.
48. Bozhovich, L. I. E`tapy` formirovaniya lichnosti v ontogeneze / L. I. Bozhovich // Psixologiya lichnosti: sb. st. / sost. A. B. Orlov. — Moskva, 2003. — S. 87–117.
49. 4. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология личности: сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. — Москва, 2003. — С. 87–117.
50. Bashlyar, G. Izbrannoe: Poe`tika prostranstva / G. Bashlyar. — Moskva: ROSSPE`N, 2004. — 376 s.
51. 3. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 376 с.
52. Ajlamaz`yan, A. M. Problema voobrazheniya v kul`turno-istoricheskoj psixologii / A. M. Ajlamaz`yan // Mir psixologii. — 2020. — № 4. — S. 160–171.
53. 2. Айламазьян, А. М. Проблема воображения в культурно-исторической психологии / А. М. Айламазьян // Мир психологии. — 2020. — № 4. — С. 160–171.
54. Ajlamaz`yan, A. M. O smy`sloporozhdayushhej roli iskusstva v zhizni cheloveka / A. M. Ajlamaz`yan // Mir psixologii. — 2018. — № 1 (93). — S. 241–254.
55. 1. Айламазьян, А. М. О смыслопорождающей роли искусства в жизни человека / А. М. Айламазьян // Мир психологии. — 2018. — № 1 (93). — С. 241–254.
56. Kulakov, S. A. Osnovy` psixosomatiki / S. A. Kulakov. — Sankt-Peterburg: Rech`, 2003. — 288 s.
57. 19. Кулаков, С. А. Основы психосоматики / С. А. Кулаков. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. — 288 с.
58. Kravczov, G. G. Voobrazhenie i tvorchestvo: kul`turno-istoricheskij podxod / G. G. Kravczov, E. E. Kravczova // Psixologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2019. — T. 11, № 1. — S. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2019110101
59. 18. Кравцов, Г. Г. Воображение и творчество: культурно-исторический подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2019110101
60. Kotov, D. A. O tajne detskogo xudozhestvennogo tvorchestva / D. A. Kotov, A. M. Ajlamaz`yan // Iskusstvo v shkole. — 2019. — № 1. — S. 2–4.
61. 17. Котов, Д. А. О тайне детского художественного творчества / Д. А. Котов, А. М. Айламазьян // Искусство в школе. — 2019. — № 1. — С. 2–4.
62. Korolenko, Cz. P. Chudo voobrazheniya (voobrazhenie v norme i patologii) / Cz. P. Korolenko, G. V. Frolova. — Novosibirsk: Nauka, 1975. — 212 s.
63. 16. Короленко, Ц. П. Чудо воображения (воображение в норме и патологии) / Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова. — Новосибирск: Наука, 1975. — 212 с.
64. Ignat`ev, E. I. Voobrazhenie / E. I. Ignat`ev // Psixologiya: ucheb. dlya ped. in-tov / pod red. A. A. Smirnova [i dr.]. — Moskva, 1956. — S. 323–349.
65. 15. Игнатьев, Е. И. Воображение / Е. И. Игнатьев // Психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. А. А. Смирнова [и др.]. — Москва, 1956. — С. 323–349.
66. Zaporozhecz, A. V. K voprosu o genezise, funkcii i strukture e`mocional`ny`x processov u rebenka / A. V. Zaporozhecz // Izbranny`e psixologicheskie trudy` : v 2 t. — Moskva, 1986. — T. 1. Psixicheskoe razvitie rebenka. — S. 260–275.
67. 14. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2 т. — Москва, 1986. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. — С. 260–275.
68. Zapisny`e knizhki L. S. Vy`gotskogo. Izbrannoe / pod obshh. red. E. Yu. Zavershnevoj, R. van der Veera. — Moskva: Kanon+: Reabilitaciya, 2017. — 608 s.
69. 13. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Ю. Завершневой, Р. ван дер Веера. — Москва: Канон+: Реабилитация, 2017. — 608 с.
70. D`yachenko, O. M. Puti aktivizacii voobrazheniya doshkol`nikov / O. M. D`yachenko // Voprosy` psixologii. — 1987. — № 1. — S. 44–51.
71. 12. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 44–51.
72. D`yachenko, O. M. O nekotory`x osobennostyax razvitiya voobrazheniya u detej doshkol`nogo vozrasta / O. M. D`yachenko, A. I. Kirillova // Voprosy` psixologii. — 1980. — № 2. — S. 107–115.
73. 11. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107–115.

Остальные статьи