Дата публикации: 01.10.2023

Становление воображения в процессе развития личности: культурно-исторический подход

Аннотация

В статье отмечается, что проблема воображения оказалась на периферии исследований в современной психологии, ориентированной на позитивистскую методологию и когнитивистские модели психики. Культурно-историческая психология подчеркивает роль воображения в становлении высших форм поведения. В работе проведен анализ процесса становления воображения в онтогенезе, а также рассмотрена роль воображения в жизнедеятельности личности. Процесс воображения приобретает характерные черты в зависимости от того, в какой мере личность им овладевает: подчиняется ли воображение задачам, которые ставит перед собой человек, или, наоборот, воображение ведет за собой личность и остается непроизвольным. Переход от пассивных форм к активным произвольным составляет суть культурного развития воображения.




Проблема воображения нечасто попадает в фокус внимания современных исследователей. В психологии в последнее время доминируют работы, посвященные изучению интеллекта, когнитивных процессов. Функция воображения занимает промежуточное положение и вызывает некоторое подозрение с точки зрения рациональных критериев. Такому отношению к воображению способствовала и достаточно укоренившаяся со времен Т. Рибо точка зрения, согласно которой воображение является угасающей функцией, впоследствии уступающей место мышлению. Оно присуще детской стадии психического развития и отражает характерные для детства особенности когнитивных процессов, такие как образность, неразличение реальности и фантазии. Это можно отнести и к характеристикам первобытного мышления и мышления магического. В этой схеме воображение рассматривается лишь как функция, предшествующая логическому мышлению.

Другой подход, напротив, абсолютизирует функцию воображения, превращая его в источник творческой энергии сознания, мистическую силу, рождающую новые формы. Витализм в высшей степени отражает эту точку зрения. Как указывает Ж. Старобинский, «отныне воображение — не просто второстепенная принадлежность творческого дара, этакая служанка, помогающая согласованной работе других способностей. Нет, оно — синоним самого творческого дара, не внешняя добавка к замыслу произведения, а изначальная творящая сила, “царица всех способностей” (Бодлер), определяющий все деятельный логос…» [29, с. 78].

Отношение к воображению, как видим, имеет ценностный аспект и отражает философскую и мировоззренческую позицию той или иной эпохи. Доминирующий в науке позитивизм, идеал количественных исследований, ориентация на искусственный интеллект приводят к тому, что процессы творчества сводятся к комбинаторике, сознание — к переработке информации, понятие субъекта объявляется лишенным содержания и т. п.

Эти тенденции в современной философии и психологии влияют и на практику воспитания, обучения, и на стиль мышления многих людей, их приоритеты. Добавим к имеющейся картине фактор развития информационных технологий, и мы получим вполне закономерное снижение творческого потенциала, формирование так называемого клипового мышления, «сжатие» внутреннего мира человека и его внутреннего диалога, повышение суггестивности, распространение разного рода зависимостей и т. п.

Надо отметить, что методология культурно-исторической психологии изначально была направлена против упрощенного подхода к изучению психики человека, против редукционизма и сведения высших психических процессов к элементарным. Несмотря на указание важной роли мышления в психическом развитии, не меньшее значение придавалось и аффективно-волевой сфере в становлении сознания, в понимании механизмов регуляции поведения. Достаточно указать на идею единства аффекта и интеллекта, принцип системного строения сознания в работах Л. С. Выготского [6; 8]. Поэтому не случайно методология культурно-исторической психологии приобретает особую актуальность в современной ситуации, позволяя обратиться к изучению, а также к развитию, организации высших форм поведения и высших психических функций, сознания человека как сложной целостности [18; 31].

Список литературы

1. 31. Чурбанова, С. М. Идеи Л. Ф. Обуховой о развитии креативности детей / С. М. Чурбанова // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 2. — С. 19–24. — DOI: 10.11621/npj.2019.0204
2. 22. Лурия, А. Р. Эйдетизм / А. Р. Лурия // Большая советская энциклопедия. — Москва, 1933. — Т. 63. — С. 135–139.
3. 23. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 184 с.
4. 24. Перцева, А. А. Образ Другого в ранней теории воображения М. Мерло-Понти / А. А. Перцева // Философский журнал. — 2017. — Т. 10, № 1. — С. 116–135.
5. 25. Райх, В. Характероанализ : Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. — Москва : Когито-Центр, 2006. — 368 с.
6. 26. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. — Санкт-Петербург : Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. — 327 с.
7. 27. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — Москва : Академия, 2002. — 232 с.
8. 28. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов / Е. О. Смирнова. — Москва : Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
9. 29. Старобинский, Ж. Поэзия и знание : История литературы и культуры / Ж. Старобинский. — Москва : Языки славянской культуры, 2002. — Т. 1. — 496 с.
10. 30. Ченцов, Н. Ю. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений / Н. Ю. Ченцов, Э. Г. Симерницкая, Л. Ф. Обухова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1980. — № 3. — С. 63–71.
11. 21. Лобок, А. М. Психология детской поэтической речи / А. М. Лобок, И. В. Христосенко, О. В. Мягкова // Поэзия : опыт междисциплинарного анализа / под ред. Г. В. Иванченко [и др.]. — Москва, 2015. — С. 385–471.
12. 32. Эмоции и воображения: клинико-психологические исследования : матер. симп. по проблеме эмоции и воображения в г. Новосибирске в июле 1975 г. / В. М. Банщиков, В. Ю. Завьялов, Ц. П. Короленко [и др.]. — Москва : Всероссийское научное общество невропатол
13. 33. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг. — Москва : Когито-Центр, 2010. — 336 с.
14. 34. Brinkmann, S. Imagining Cultural Psychology / S. Brinkmann // Culture and Psychology. — 2015. — Vol. 21, № 2. — P. 243–250. — DOI: 10.1177/1354067X15568981
15. 35. Johnson, M. The Body in the Mind : The Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason / M. Johnson. — Chicago, IL : University of Chicago Press, 2013. — 272 p.
16. 36. Tateo, L. Imaginative Processes and Culture : Some Philosophical Reflections from Cultural Psychology / L. Tateo // An Old Melody in a New Song : Aesthetics and the Art of Psychology / ed. by Luca Tateo. — Aalborg University : Springer, 2018. — P. 103
17. 37. Tateo, L. Theory of Imagining, Knowing, and Understanding / L. Tateo. — Springer International Publishing, 2020. — 87 p.
18. 38. Valsiner, J. An Invitation to Cultural Psychology / J. Valsiner. — London, England : Sage, 2014. — 304 p.
19. 39. Zittoun, T. Imagination in Human and Cultural Development / T. Zittoun, A. Gillespie. — London, UK : Routledge, 2016. — 184 p.
20. 40. Zittoun, T. Theatre and Imagination to (Re)discover Reality / T. Zittoun, A. Rosenstein // Handbook of Culture and Imagination / ed. by T. Zittoun, V. P. Glaveanu. — Oxford, UK ; New York, NY, 2018. — P. 223–242.
21. 11. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107–115.
22. 2. Айламазьян, А. М. Проблема воображения в культурно-исторической психологии / А. М. Айламазьян // Мир психологии. — 2020. — № 4. — С. 160–171.
23. 3. Башляр, Г. Избранное : Поэтика пространства / Г. Башляр. — Москва : РОССПЭН, 2004. — 376 с.
24. 4. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология личности : сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. — Москва, 2003. — С. 87–117.
25. 5. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь.— Москва : Мысль, 1988.— 304 с.
26. 6. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости (опыт построения рабочей гипотезы) / Л. С. Выготский // Умственно-отсталый ребенок / под ред. Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского. — Москва, 1935. — С. 7–34.
27. 7. Выготский, Л. С. Эйдетика / Л. С. Выготский // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. — Москва, 1975. — С. 275–281.
28. 8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. — Москва, 1983. — Т. 3. Проблемы развития психики. — С. 5–328.
29. 9. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. — Москва, 1984. — Т. 4. Детская психология. — С. 5–242.
30. 10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк : Книга для учителя / Л. С. Выготский. — Москва : Просвещение, 1991. — 93 с.
31. 1. Айламазьян, А. М. О смыслопорождающей роли искусства в жизни человека / А. М. Айламазьян // Мир психологии. — 2018. — № 1 (93). — С. 241–254.
32. 12. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 44–51.
33. 13. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Ю. Завершневой, Р. ван дер Веера. — Москва : Канон+ : Реабилитация, 2017. — 608 с.
34. 14. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва, 1986. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. — С. 260–275.
35. 15. Игнатьев, Е. И. Воображение / Е. И. Игнатьев // Психология : учеб. для пед. ин-тов / под ред. А. А. Смирнова [и др.]. — Москва, 1956. — С. 323–349.
36. 16. Короленко, Ц. П. Чудо воображения (воображение в норме и патологии) / Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова. — Новосибирск : Наука, 1975. — 212 с.
37. 17. Котов, Д. А. О тайне детского художественного творчества / Д. А. Котов, А. М. Айламазьян // Искусство в школе. — 2019. — № 1. — С. 2–4.
38. 18. Кравцов, Г. Г. Воображение и творчество: культурно-исторический подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2019110101
39. 19. Кулаков, С. А. Основы психосоматики / С. А. Кулаков. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 288 с.
40. 20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 302 с.

Остальные статьи