Дата публикации: 01.07.2023

Формирование ответственного родительства

Аннотация

В статье раскрываются специфические особенности современной российской семьи, делается акцент на недостаточной педагогической компетентности многих родителей и необходимости оказания им целенаправленной психолого-педагогической консультативной помощи. На примере деятельности Консультационного центра Московского психолого-социального университета описаны основные направления действенной помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.




Ощутимые изменения в социально-экономической и политической жизни российского общества влияют на современную семью. Специалисты разных областей знаний все настойчивее утверждают, что современная семья находится в кризисе: экономические связи нестабильны, размыты социальные роли родителей, отсутствуют семейный уклад и традиции [2; 3; 5]. Все реже можно встретить благополучную полную семью, где выстроены зрелые, уважительные отношения между супругами, родителями и детьми [5].

Одной из главных функций и задач семьи является взращивание и воспитание детей. Именно в семье, в ее неповторимой эмоциональной атмосфере, формируется личность ребенка, складываются его характер и отношение к окружающему миру. Проблема семейного воспитания детей сложна и многогранна. Каждая семья идет своим путем, на котором встречаются проблемы и кризисные периоды. Выходом может быть только целенаправленный поиск родителями результативных подходов к воспитанию ребенка как самостоятельной и самодостаточной личности [5].

В настоящее время есть семьи, в которых родители не имеют высокой педагогической осведомленности (молодые семьи, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семьи мигрантов и др.) и не владеют в достаточной мере педагогической компетентностью. Часто они не знают возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание интуитивно, без должной психолого-педагогической подготовки, что, как правило, не приносит позитивных результатов и в целом может отрицательно сказаться на развитии ребенка. Особая консультативная помощь требуется гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Также особая помощь нужна семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ [1]. Нарушение психического, физического, речевого развития ребенка вызывает у родителей острые эмоциональные переживания, изменение внутрисемейных и детско-родительских отношений. Нарушаются и привычные для данной семьи экономическое положение, контакты и социальное окружение. Родители не всегда достаточно полно осознают сущность нарушений развития их ребенка. Многие родители не находят в себе силы своевременно обратиться за консультацией к врачам, педагогам-дефектологам, психологам. Это может приводить к искажению социального развития ребенка и в целом всей семьи [4].

В таких условиях современные родители испытывают острую потребность в помощи специалистов различного уровня по самым актуальным вопросам, среди которых:

Список литературы

1. 1.Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в раз-витии : кн. для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Анти-пова. — Москва : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. — 211 с.
2. Davidovich, L. R. Logopediya. Semejnoe vospitanie detej s narusheniyami v razvitii : kn. dlya pedagogov i roditelej / L. R. Davidovich, T. S. Reznichenko, Zh. V. Antipova. — Moskva : NOU VPO «MPSU» ; Voronezh : MODE`K, 2014. — 211 s.
3. 2. Ермолаева, М. В. У колыбели родительства : психология пренатального (пред-шествующего рождению) периода / М. В. Ермолаева. — Москва : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 134 с.
4. Ermolaeva, M. V. U koly`beli roditel`stva : psixologiya prenatal`nogo (predshestvuyushhego rozhdeniyu) perioda / M. V. Ermolaeva. — Moskva : NOU VPO «MPSU», 2014. — 134 s.
5. 3. Профилактика социальных рисков детей и подростков : лекции для родите-лей / С. К. Бондырева, Н. И. Клименко, Н. Н. Бушмарина [и др. ; гл. ред. Д. И. Фельд-штейн]. — 2-е изд., испр. — Москва : Московский психолого-социальный университет, 2015. — 247 с.
6. Profilaktika social`ny`x riskov detej i podrostkov : lekcii dlya roditelej / S. K. Bondy`reva, N. I. Klimenko, N. N. Bushmarina [i dr. ; gl. red. D. I. Fel`dshtejn]. — 2-e izd., ispr. — Moskva : Moskovskij psixologo-social`ny`j universitet, 2015. — 247 s.
7. 4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В. В. Ткачевой. — Москва : Академия, 2013. — 271 с.
8. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem`i rebenka s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya / pod red. V. V. Tkachevoj. — Moskva : Akademiya, 2013. — 271 s.
9. 5. Шнейдер, Л. Б. Компетентное родительство / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2018. — 121 с.
10. Shnejder, L. B. Kompetentnoe roditel`stvo / L. B. Shnejder, M. N. Zy`kova. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta, 2018. — 121 s

Остальные статьи