Формирование ответственного родительства
Аннотация
В статье раскрываются специфические особенности современной российской семьи, делается акцент на недостаточной педагогической компетентности многих родителей и необходимости оказания им целенаправленной психолого-педагогической консультативной помощи. На примере деятельности Консультационного центра Московского психолого-социального университета описаны основные направления действенной помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 314-319 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_314 |
Ощутимые изменения в социально-экономической и политической жизни российского общества влияют на современную семью. Специалисты разных областей знаний все настойчивее утверждают, что современная семья находится в кризисе: экономические связи нестабильны, размыты социальные роли родителей, отсутствуют семейный уклад и традиции [2; 3; 5]. Все реже можно встретить благополучную полную семью, где выстроены зрелые, уважительные отношения между супругами, родителями и детьми [5].
Одной из главных функций и задач семьи является взращивание и воспитание детей. Именно в семье, в ее неповторимой эмоциональной атмосфере, формируется личность ребенка, складываются его характер и отношение к окружающему миру. Проблема семейного воспитания детей сложна и многогранна. Каждая семья идет своим путем, на котором встречаются проблемы и кризисные периоды. Выходом может быть только целенаправленный поиск родителями результативных подходов к воспитанию ребенка как самостоятельной и самодостаточной личности [5].
В настоящее время есть семьи, в которых родители не имеют высокой педагогической осведомленности (молодые семьи, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семьи мигрантов и др.) и не владеют в достаточной мере педагогической компетентностью. Часто они не знают возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание интуитивно, без должной психолого-педагогической подготовки, что, как правило, не приносит позитивных результатов и в целом может отрицательно сказаться на развитии ребенка. Особая консультативная помощь требуется гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Также особая помощь нужна семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ [1]. Нарушение психического, физического, речевого развития ребенка вызывает у родителей острые эмоциональные переживания, изменение внутрисемейных и детско-родительских отношений. Нарушаются и привычные для данной семьи экономическое положение, контакты и социальное окружение. Родители не всегда достаточно полно осознают сущность нарушений развития их ребенка. Многие родители не находят в себе силы своевременно обратиться за консультацией к врачам, педагогам-дефектологам, психологам. Это может приводить к искажению социального развития ребенка и в целом всей семьи [4].
В таких условиях современные родители испытывают острую потребность в помощи специалистов различного уровня по самым актуальным вопросам, среди которых: