Дата публикации: 27.11.2022

Гибкие навыки инженера для VUCA-среды

Аннотация

В работе отражена актуальная проблема изучения гибких навыков инженеров, влияющих на успешность деятельности в VUCA-условиях: нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности.




Основными параметрами, характеризующими VUCA-среду, являются высокий уровень динамичности и низкий уровень предсказуемости, прогнозируемости событий и явлений. Термин VUCA означает изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity) [5].

Гибкие навыки (soft skills) [4; 12; 13] являются универсальными компетенциями, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. Перечень основных гибких навыков современных специалистов представлен следующими группами: 1) базовые коммуникативные навыки, включающие приемы вербальной и

невербальной коммуникации, навыки самопрезентации, публичного выступления, командной работы, ведения переговоров и т. д.; 2) навыки self-менеджмента — это навыки стрессоустойчивости, управления стрессом, самоорганизации; 3) навыки эффективного мышления — навыки системного мышления, креативного мышления, стратегического мышления. Soft skills являются важнейшими личностными ресурсами поведения в нестабильных, неопределенных, сложных и неоднозначных ситуациях современной бизнес-среды. Их отличают широкий диапазон представленности в различных профессиональных и социальных ситуациях, сквозной и интегративный характер [11].

Основой для выделения гибких навыков для адаптации в нестабильной среде является модель VUCA Prime [8; 14], включающая личностные качества и поведенческие стратегии как ответы на вызовы новой реальности. Согласно данному подходу, для преодоления нестабильности необходимо видение. При наличии осознанного видения направления движения эффективнее достижение цели. Уровень неопределенности может быть снижен за счет понимания, которое основывается на системном анализе, готовности к постоянному обучению и профессиональному развитию. Оно помогает формировать новые способы мышления и находить новые ответы на вызовы среды. Сложности нужно противопоставить ясность как целеустремленность, понимание того, что поддается контролю. Основой четвертой стратегии для преодоления неоднозначности являются быстрота, гибкость, адаптивность.

Исходя из этого VUCA-менеджмент задает следующие ориентиры управления, основанные на четырех группах гибких навыков персонала [6; 7; 10].

Список литературы

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.
2. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки : учеб. пособие / А. Ю. Петров, А. В. Махороблидзе. — Екатеринбург : Из-во Урал. ун-та, 2017.
3. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Ю. В. Сорокопуд, Е. Ю. Амчиславская, А. В. Ярославцева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1 (86). — С. 194–196.
4. Сavell T. A. Social adjustment, social performance and social skills: A three-component model of social competence / T. A. Сavell // Journal of Clinical Child Psychology. — 1990. — Vol. 19, No. 2. — P. 111–122.
5. Bob Johansen Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World (BK Business) Hardcover — May 1, 2009.
6. Цымбалюк А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 6 (111). — С. 120–127. — DOI: <a href="https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568" target="_blank">https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568</a>
7. Степанова Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 8. — С. 65–89.
8. Скрынская О. А. Развитие мягких навыков в условиях VUCA-мира / О. А. Скрынская, А. А. Шперх // Наука и школа. — 2022. — № 2. — С. 51–57.
9. Сизова Ю. С. Современный предприниматель в VUCA мире — преимущества и сложности / Ю. С. Сизова // Экономика и бизнес. — 2019. — № 8. — С. 145–150.
10. Авдеева А. П. Психологическая концепция профессиональной элитарности в сфере инженерной деятельности / А. П. Авдеева. — М. : МГТУ, 2014. — 275 с.
11. Модель VUCA Prime. Какие стратегии можно противопоставить хаосу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA" target="_blank">https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA</a> prime (дата обращения: 04.10.2022).
12. Савельева А. Как бизнесу выжить в VUCA-мире [Электронный ресурс] / А. Савельева. — Режим доступа: <a href="https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230" target="_blank">https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230</a> (дата обращения: 04.10.2022).
13. Матушкин М. А. Методы и инструменты управления предприятием в условиях VUCA-реальности / М. А. Матушкин // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. — 2018. — № 5 (74). — С. 92–95.
14. Мещерякова М. А. Стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира / М. А. Мещерякова, О. Г. Шальнев, М. В. Филатова // Вестник ВГУИТ. — 2020. — Т. 82, № 3. — С. 279–283. — DOI: 10.20914/2310-1202-2020-3-279-283
15. Бацунов С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4. — С. 12–21. — Режим доступа: <a href="http://ekoncept.ru/2018/181018.htm" target="_blank">http://ekoncept.ru/2018/181018.htm</a>
16. Богдан Е. С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений / Е. С. Богдан // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 3. — Режим доступа: <a href="https://esj.today/PDF/24ECVN319f" target="_blank">https://esj.today/PDF/24ECVN319f</a> (дата обра
17. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения / Н. Г. Багдасарьян. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 258 с.

Остальные статьи