Дата публикации: 01.10.2022

Гибкие навыки инженера для VUCA-среды

Аннотация

В работе отражена актуальная проблема изучения гибких навыков инженеров, влияющих на успешность деятельности в VUCA-условиях: нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности.




Основными параметрами, характеризующими VUCA-среду, являются высокий уровень динамичности и низкий уровень предсказуемости, прогнозируемости событий и явлений. Термин VUCA означает изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity) [5].

Гибкие навыки (soft skills) [4; 12; 13] являются универсальными компетенциями, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. Перечень основных гибких навыков современных специалистов представлен следующими группами: 1) базовые коммуникативные навыки, включающие приемы вербальной и

невербальной коммуникации, навыки самопрезентации, публичного выступления, командной работы, ведения переговоров и т. д.; 2) навыки self-менеджмента — это навыки стрессоустойчивости, управления стрессом, самоорганизации; 3) навыки эффективного мышления — навыки системного мышления, креативного мышления, стратегического мышления. Soft skills являются важнейшими личностными ресурсами поведения в нестабильных, неопределенных, сложных и неоднозначных ситуациях современной бизнес-среды. Их отличают широкий диапазон представленности в различных профессиональных и социальных ситуациях, сквозной и интегративный характер [11].

Основой для выделения гибких навыков для адаптации в нестабильной среде является модель VUCA Prime [8; 14], включающая личностные качества и поведенческие стратегии как ответы на вызовы новой реальности. Согласно данному подходу, для преодоления нестабильности необходимо видение. При наличии осознанного видения направления движения эффективнее достижение цели. Уровень неопределенности может быть снижен за счет понимания, которое основывается на системном анализе, готовности к постоянному обучению и профессиональному развитию. Оно помогает формировать новые способы мышления и находить новые ответы на вызовы среды. Сложности нужно противопоставить ясность как целеустремленность, понимание того, что поддается контролю. Основой четвертой стратегии для преодоления неоднозначности являются быстрота, гибкость, адаптивность.

Исходя из этого VUCA-менеджмент задает следующие ориентиры управления, основанные на четырех группах гибких навыков персонала [6; 7; 10].

Список литературы

1. 17. Soft skills sovremennogo menedzhera: komandoobrazovanie i liderskie navy`ki : ucheb. posobie / A. Yu. Petrov, A. V. Maxoroblidze. — Ekaterinburg : Iz-vo Ural. un-ta, 2017.
2. 16. Soft skills («myagkie navy`ki») i ix rol` v podgotovke sovremenny`x specialistov / Yu. V. Sorokopud, E. Yu. Amchislavskaya, A. V. Yaroslavceva // Mir nauki, kul`tury`, obrazovaniya. — 2021. — № 1 (86). — S. 194–196.
3. 15. Сavell T. A. Social adjustment, social performance and social skills: A three-component model of social competence / T. A. Сavell // Journal of Clinical Child Psychology. — 1990. — Vol. 19, No. 2. — P. 111–122.
4. 14. Bob Johansen Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World (BK Business) Hardcover — May 1, 2009.
5. 13. Cymbalyuk A. E` . Psixologicheskoe soderzhanie soft skills / A. E` . Cymbalyuk, V. O. Vinogradova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2019. — № 6 (111). — S. 120–127. — DOI: <a href="https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568" target="_blank">https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568</a>
6. 12. Stepanova L. N. Soft skills kak prediktory` zhiznennogo samoosushhestvleniya studentov / L. N. Stepanova, E` . F. Zeer // Obrazovanie i nauka. — 2019. — T. 21, № 8. — S. 65–89.
7. 11. Skry`nskaya O. A. Razvitie myagkix navy`kov v usloviyax VUCA-mira / O. A. Skry`nskaya, A. A. Shperx // Nauka i shkola. — 2022. — № 2. — S. 51–57.
8. 10. Sizova Yu. S. Sovremenny`j predprinimatel` v VUCA mire — preimushhestva i slozhnosti / Yu. S. Sizova // E`konomika i biznes. — 2019. — № 8. — S. 145–150.
9. 9. Raven Dzh. Kompetentnost` v sovremennom obshhestve: Vy`yavlenie, razvitie i realizaciya / Dzh. Raven. — Moskva : Kogito-Centr, 2002. — 396 s.
10. 8. Model` VUCA Prime. Kakie strategii mozhno protivopostavit` xaosu [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA" target="_blank">https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA</a> prime (data obrashheniya: 04.10.2022).
11. 7. Savel`eva A. Kak biznesu vy`zhit` v VUCA-mire [E`lektronny`j resurs] / A. Savel`eva. — Rezhim dostupa: <a href="https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230" target="_blank">https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230</a> (data obrashheniya: 04.10.2022).
12. 6. Matushkin M. A. Metody` i instrumenty` upravleniya predpriyatiem v usloviyax VUCA-real`nosti / M. A. Matushkin // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social`noe`konomicheskogo universiteta. — 2018. — № 5 (74). — S. 92–95.
13. 5. Meshheryakova M. A. Strategii razvitiya universal`ny`x navy`kov dlya VUCA-mira / M. A. Meshheryakova, O. G. Shal`nev, M. V. Filatova // Vestnik VGUIT. — 2020. — T. 82, № 3. — S. 279–283. — DOI: 10.20914/2310-1202-2020-3-279-283
14. 4. Baczunov S. N. Sovremenny`e determinanty` razvitiya soft skills / S. N. Baczunov, I. I. Derecha, I. M. Kungurova, E. V. Slizkova // Nauchno-metodicheskij e`lektronny`j zhurnal «Koncept». — 2018. — № 4. — S. 12–21. — Rezhim dostupa: <a href="http://ekoncept.ru/2" target="_blank">http://ekoncept.ru/2</a>
15. 3. Bogdan E. S. Razvitie soft skills kak vazhny`j komponent formirovaniya kompetencij konkurentosposobny`x vy`pusknikov inzhenerny`x napravlenij / E. S. Bogdan // Vestnik Evrazijskoj nauki. — 2019. — № 3. — Rezhim dostupa: <a href="https://esj.today/PDF/24ECVN319f" target="_blank">https://esj.today/PDF/24ECVN319f</a>
16. 2. Bagdasar`yan N. G. Professional`naya kul`tura inzhenera: mexanizmy` osvoeniya / N. G. Bagdasar`yan. — Moskva : Izd-vo MGTU im. N. E` . Baumana, 1998. — 258 s.
17. 1. Avdeeva A. P. Psixologicheskaya koncepciya professional`noj e`litarnosti v sfere inzhenernoj deyatel`nosti / A. P. Avdeeva. — Moskva : MGTU, 2014. — 275 s.
18. 13. Цымбалюк А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 6 (111). — С. 120–127. — DOI: <a href="https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568" target="_blank">https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-568</a>
19. 12. Степанова Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 8. — С. 65–89.
20. 11. Скрынская О. А. Развитие мягких навыков в условиях VUCA-мира / О. А. Скрынская, А. А. Шперх // Наука и школа. — 2022. — № 2. — С. 51–57.
21. 10. Сизова Ю. С. Современный предприниматель в VUCA мире — преимущества и сложности / Ю. С. Сизова // Экономика и бизнес. — 2019. — № 8. — С. 145–150.
22. 9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.
23. 8. Модель VUCA Prime. Какие стратегии можно противопоставить хаосу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA" target="_blank">https://blog.bitobe.ru/article/model-VUCA</a> prime (дата обращения: 04.10.2022).
24. 7. Савельева А. Как бизнесу выжить в VUCA-мире [Электронный ресурс] / А. Савельева. — Режим доступа: <a href="https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230" target="_blank">https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230</a> (дата обращения: 04.10.2022).
25. 6. Матушкин М. А. Методы и инструменты управления предприятием в условиях VUCA-реальности / М. А. Матушкин // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. — 2018. — № 5 (74). — С. 92–95.
26. 5. Мещерякова М. А. Стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира / М. А. Мещерякова, О. Г. Шальнев, М. В. Филатова // Вестник ВГУИТ. — 2020. — Т. 82, № 3. — С. 279–283. — DOI: 10.20914/2310-1202-2020-3-279-283
27. 4. Бацунов С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4. — С. 12–21. — Режим доступа: <a href="http://ekoncept.ru/2018/181018.h" target="_blank">http://ekoncept.ru/2018/181018.h</a>
28. 3. Богдан Е. С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений / Е. С. Богдан // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 3. — Режим доступа: <a href="https://esj.today/PDF/24ECVN319f" target="_blank">https://esj.today/PDF/24ECVN319f</a> (дата о
29. 2. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения / Н. Г. Багдасарьян. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 258 с.
30. 1. Авдеева А. П. Психологическая концепция профессиональной элитарности в сфере инженерной деятельности / А. П. Авдеева. — М. : МГТУ, 2014. — 275 с.

Остальные статьи